ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В 8 КЛАССАХ 7
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЕМЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗА-ЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ 31
2.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ДЛЯ 8 КЛАССА 31
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕУРОЧНОГО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА 68
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Актуальность исследования. Запросы, выдвигаемые современным информационным обществом, во многом определили содержание Федеральных государственных образовательных стандартов в плане требований к уровню подготовки выпускников, владению ими системой компетенций [1]. Соответственно в Стандарте были выделены и приоритетные направления построения структуры образовательного и воспитательного процессов образовательной организации. В центре образовательной структуры находится личность ученика. Исходя из этого, основной проблемой каждого педагога является подбор методов и форм организации учебной деятельности, которые наиболее соответствуют установленной цели развития личности учащихся. Из всего многообразия форм организации учебной деятельности выделяется исследовательская деятельность, основная цель которой - пробуждение интереса учащихся к научной работе, творческое развитие личности, стимулирование к проявлению инициативы и самостоятельному поиску информации.
Исследовательское обучение несет в себе особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ученика к самостоятельному изучению окружающего мира. Целью исследовательского обучения является формирование у учащегося желания и умения самостоятельно осваивать и перестраивать различные способы деятельности в различных проявлениях человеческой культуры.
Исследовательский подход в образовании применялся достаточно давно - с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.
Несмотря на то, что на данный момент представлено достаточно большое количество работ, посвященных общим вопросам организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся, практически не представ-лены частно - методические разработки по различным предметам, в том числе и по физике, позволяющие вовлечь в учебно - исследовательскую деятельность всех учащихся согласно требованиям ФГОС.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью внедрения в процесс обучения деятельностного и личностно - ориентированного подходов и недостаточностью частно - методических разработок, направленных на их реализацию в процессе обучения физики.
Исходя из выделенного противоречия, можно обозначить проблему исследования, которая состоит в разработке учебно-методического сопровождения, направленного на организацию внеурочной учебно-исследовательской деятельности в процессе обучения физике учащихся основной школы.
Цель исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс по физике основной школы систематической учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной деятельности организован-ной при помощи исследовательского физического практикума.
Объект исследования: процесс обучения физике учащихся на ступени основного общего образования.
Предмет исследования: организация исследовательского физический практикума для учащихся 8 классов во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие экспериментальных умений и исследовательских компетенций учащихся при изучении физики будет иметь положительную динамику в случае, если организовать целенаправленную систематическую внеурочную исследовательскую деятельность на основе исследовательского физического практикума в 8 классах.
Задачи исследования:
1. Выявить необходимые условия для организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе исследовательского физического практикума.
2. Разработать и апробировать исследовательский физический практикум в практике внеурочной деятельности по физике учащихся основной школы (8 класс).
3. Выявить динамику уровня развития экспериментальных умений и исследовательских компетенций в ходе осуществления внеурочной учебно-исследовательской деятельности на основе исследовательского физического практикума.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение и анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики уровня мотивации к изучению предмета физика, познавательного интереса и уровня успеваемости учащихся;
- статистические - методы статистики, которые использовались для обработки полученных данных и посредством которых определялись значимость и надежность полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в разработке подходов к реализации внеурочной деятельности по физике в основной школе с использованием разноуровневых программ внеурочной учебно-исследовательской деятельности.
Практическая ценность результатов исследования состоит:
• в разработке и внедрении в практику обучения физике во внеурочной деятельности исследовательского физического практикума для учащихся 8 классов;
• в положительном влиянии реализации разработанных программ на повышение у учащихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
На защиту выносится следующее положение: динамика развития экспериментальных умений и исследовательских компетенций учащихся при изучении физики положительна в случае организации внеурочного исследовательского физического практикума в 8 классе с применением специально разработанных разноуровневых программ учебно-исследовательской деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении периода обучения автора в магистратуре на базе МБОУ СШ №27 города Красноярска в 8 классе на протяжении всего периода исследования.
Основные результаты исследования представлялись автором на региональных научно - практических конференциях.
По теме исследования опубликована одна статья:
1. Гупалова А.Ю. Методика проектирования вводного физического практикума для учащихся 7 классов. Материалы региональной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по есте-ственным наукам. Владивосток 2017.
Практическая ценность проведенного исследования заключается во внедрении разработанного нами внеурочного исследовательского физического практикума в процесс обучения физике в МБОУ СШ № 27 г. Красноярска, а также в положительном влиянии данных программ на уровень мотивации к обучению, на уровень формирования познавательного интереса, развитие экспериментальных умений и исследовательских компетенций учащихся. Подтверждена эффективность предложенных разноуровневых программ с точки зрения их успешности и последующего внедрения в практику работы учителя физики.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность может быть организована как компонент традиционного учебного процесса на любой ступени обучения. Вместе с тем, несмотря на эффективность исследовательского метода в процессе обучения, для того чтобы его внедрение происходило с наибольшей отдачей, необходимо уделять внимание качеству и целесообразности его применения.
2. Включение в образовательный процесс вводного физического практикума положительно сказывается на личном росте учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность добиться успеха и избавиться от комплекса неполноценности, усиливается мотивация учения, что говорит о реализации потенциала исследовательской деятельности.
Поставленные задачи выполнены в полном объеме, цель исследования достигнута.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу.
Результаты исследования позволяют эффективно организовать внеурочную исследовательскую деятельность в учебном процессе, а также разработать учебно-методическое сопровождение, направленное на организацию данного процесса.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. - М.: Просвещение, 2011. - 49 с.
2. Ведерникова О. В., Галл М. Ю. Полиаспектность проблемы внедрения ФГОС ООО [текст]/ О.В. Ведерникова, М.Ю. Галл // Молодой ученый. - 2015. - № 10.1. - С. 2- 4.
3. Водзинский Д. И. Воспитание интереса к знаниям у подростков [текст]: Из опыта работы/ Водзинский Д.И. - М.: Учпедгиз, 1963. - 183 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников [текст]/ А.В. Савенков// Физика: проблемы преподавания.
- 2007. - №3. - С. 14-24.
5. Гуревич Ю. Л. Обучение приемам мыслительной деятельности на уроках физики [текст]/ Ю.Л.Гуревич // Физика в школе. - 1999. - №8. - С. 47.
6. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников [текст]/ Т.В.Мазяркина, С.В.Первак// Современные наукоемкие технологии. - 2011. - №1. - С. 121 - 123.
7. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся. Методология, теория, практика [текст]: монография/ Л.А.Даринская. - СПБ.: АППО, 2005.-293 с.
8. Зинковский В. И. Проблемы преподавания физики в основной и старшей школах в современных условиях [текст]/ В.И.Зинковский // Потенциал. - 2005. - № 4.
9. Кабардин О. Ф. Физика 7 класс: Учеб. для общеобразоват. Организаций/ О. Ф. Кабардин. - 3 изд. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
10. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе [текст]/ Н.Г.Морозова. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
11. Родичев Н.Ф., Тяглова Е. Ф. Исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений. - М.: Просвещение,2006.- 146 с.
12. Леонтович.А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности [текст]/ А.В.Леонтович// Завуч. - 2001. - №1. - С. 82.
13. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [текст]: Учебное пособие/ А.И.Савенков. - М.: Ось - 89,2006.- 480 с.
14. Тесленко В. И, Богомаз И. В. Школьное Инженерно - техническое образование [текст]: концептуальное осмысление// Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2014. - № 4 (30). - С. 91 - 95.
15. Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание [текст]: монография. -К.: КГПУ,2007.- 256с.
16. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: При-мерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
17. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [текст]: Учебное пособие/ Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
18. Intel "Обучение для будущего": Учебное пособие. 9-е изд., ис-правленное и дополненное. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. - 144 с.
19. Буров В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике 8 класс [текст]: Пособие для учителей/ В.А.Буров. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
20. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку [текст]: Учебное руководство/ В.Н.Ланге. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. - 128 с.
21. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах [текст]: Пособие для учителей/ И.Г.Антипин. - М.: Просвещение, 1974. - 130 с.