ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ 11
1.1. Психолого-педагогическая готовность педагогов к работе с
аутичными детьми и ее структура 11
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
аутистического спектра 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ И СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ 35
2.1. Диагностика уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с аутичными детьми 35
2.2. Реализация комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов дошкольной образовательной
организации к работе с аутичными детьми 43
2.3. Результаты контрольной части эксперимента 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ 11
1.1. Психолого-педагогическая готовность педагогов к работе с
аутичными детьми и ее структура 11
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
аутистического спектра 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ И СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ 35
2.1. Диагностика уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с аутичными детьми 35
2.2. Реализация комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов дошкольной образовательной
организации к работе с аутичными детьми 43
2.3. Результаты контрольной части эксперимента 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В настоящее время в системе образования Российской Федерации происходят изменения в обновлении технологий, форм, методик обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. Особую значимость приобретает вопрос, касающегося созданию системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных дошкольных организациях. Здоровье детей играет важную роль в обществе, так как является предметом тревоги в последнее время.
Долгие годы отечественное образование делило детей на две категории: дети, не имеющие отклонений в развитии здоровья и дети, имеющие инвалидность, которые обучались в специализированных коррекционных школах, детских садах, не имеющие возможность получить образование на уровне с обычными детьми. В России, как правило, инвалид является «изгоем» общества, дети страдают от дискриминации, их не берут в учреждения, где обучаются дети.
В Законе ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» вводится понятие «инклюзивного» обучения. Это предполагает получение образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях (школы, детские сады) совместно с нормально развивающими детьми.
Изучение вопросов инклюзивного образования и введения, реализации его в педагогическую практику изучаются многими исследователями (А.А. Алехина, А.А. Левицкая, В.В. Рубцов и др.).
Инклюзия в России рассматривается, как значимое решение задачи введения детей с ОВЗ в систему образования. Данное решение подтверждается существующими международными и федеральными нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об Образовании» (2014 г.), Конвенция о правах ребенка (1994 г.), Приказ № 339/П «Об инклюзивном образовании» (2015 г.), Приказ № 1309 «Об доступности образовательной среды и образовательных услуг обучающимся с ОВЗ и инвалидам».
В Федеральном Законе Российской Федерации № 273-ФЗ (ст. 2, и. 16 и ст. 79, и. 16) «Об образовании в Российской Федерации» появляются такие понятия, как «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» и т.д. В законе прописаны специальные условия, вводится понятие «ассистент» (помощник).
Нововведения в системе образования России повлекло за собой повышение уровня знаний, требований, расширений их профессиональных обязанностей в деятельности педагогов. Для системы образования характерны новые требования для педагогов: готовность педагогов обучать всех детей без исключения, вне зависимости их возможности и ограничения. Приобретенные ранее знания и умения педагогов, недостаточны для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Проблемы развития профессиональной компетентности педагогов являются предметом исследования отечественных ученых (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).
Авторами раскрыто понятие профессиональной компетентности, оно понимается как целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности.
При включении детей с ОВЗ в систему образования ДОО у государства возник запрос на обновление профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзии.
...
Долгие годы отечественное образование делило детей на две категории: дети, не имеющие отклонений в развитии здоровья и дети, имеющие инвалидность, которые обучались в специализированных коррекционных школах, детских садах, не имеющие возможность получить образование на уровне с обычными детьми. В России, как правило, инвалид является «изгоем» общества, дети страдают от дискриминации, их не берут в учреждения, где обучаются дети.
В Законе ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» вводится понятие «инклюзивного» обучения. Это предполагает получение образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях (школы, детские сады) совместно с нормально развивающими детьми.
Изучение вопросов инклюзивного образования и введения, реализации его в педагогическую практику изучаются многими исследователями (А.А. Алехина, А.А. Левицкая, В.В. Рубцов и др.).
Инклюзия в России рассматривается, как значимое решение задачи введения детей с ОВЗ в систему образования. Данное решение подтверждается существующими международными и федеральными нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об Образовании» (2014 г.), Конвенция о правах ребенка (1994 г.), Приказ № 339/П «Об инклюзивном образовании» (2015 г.), Приказ № 1309 «Об доступности образовательной среды и образовательных услуг обучающимся с ОВЗ и инвалидам».
В Федеральном Законе Российской Федерации № 273-ФЗ (ст. 2, и. 16 и ст. 79, и. 16) «Об образовании в Российской Федерации» появляются такие понятия, как «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» и т.д. В законе прописаны специальные условия, вводится понятие «ассистент» (помощник).
Нововведения в системе образования России повлекло за собой повышение уровня знаний, требований, расширений их профессиональных обязанностей в деятельности педагогов. Для системы образования характерны новые требования для педагогов: готовность педагогов обучать всех детей без исключения, вне зависимости их возможности и ограничения. Приобретенные ранее знания и умения педагогов, недостаточны для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Проблемы развития профессиональной компетентности педагогов являются предметом исследования отечественных ученых (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).
Авторами раскрыто понятие профессиональной компетентности, оно понимается как целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности.
При включении детей с ОВЗ в систему образования ДОО у государства возник запрос на обновление профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзии.
...
Проведенная исследовательская работа, позволяет сделать вывод о том, выдвинутая нами гипотеза является верной:
- организация педагогической работы в системе инклюзивного образования будет эффективней при условии повышения развития и формирования готовности педагогов дошкольного образования в работе с детьми-аутистами;
-развитие компетентности педагогов к работе с детьми-аутистами происходит эффективно, если в дошкольной образовательной организации реализуется комплекс организационно-педагогических условий, основные которыми являются:
а) создание благоприятной атмосферы коллектива в дошкольном учреждении;
б) понимание значимости педагогической работы сотрудников в области инклюзивного образования ДОО;
в) организация совместной практической деятельности педагогов по работе с детьми-аутистами;
г) реализация системы повышения квалификации педагогов в вопросе компетентности сотрудников к работе с детьми-аутистами путем создания специального комплекса мероприятий.
Проведенное исследование позволило уточнить понятие готовности и компетентности к работе с детьми-аутистами применительно к педагогам дошкольной организации. Она включает следующие структурные компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный.
Также она включает профессионально-педагогическую позицию педагогов, предполагающую владение методикой и технологиями работы с аутичными детьми и умениями их реализовывать на практике.
Процесс формирования готовности педагогов к работе с детьми- аутистами в ДОО представляет процесс, направленный на формирование норм, ценностей, правил поведения, благоприятного психологического климата внутри коллектива ДОО. Устанавливает правильное распределение функциональных обязанностей педагогического коллектива, ориентирует на эффективную и целенаправленную работу системы инклюзивного образования, организует рефлексия деятельности педагогов, контроль и отслеживание результатов педагогической деятельности. Организация такой работы возможна при высоком развитии и профессиональной компетенции руководителя дошкольной образовательной организации, его заинтересованности в развитии инклюзивного образования в деятельности ДОО. Задачей управления является организация постоянной совместной работы педагогов в вопросе инклюзивного образования детей. Организационная деятельность педагогов в таких условиях обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Введение инклюзивного образования в систему дошкольного общеобразовательного учреждения позволяет устранить ряд дефицитов: личностных, нравственно-волевых, профессиональных, психологических, научно-методических, а также организационно-управленческих.
Поставленная цель достигнута, задачи решены. В ходе исследования теоретически изучено понятие «готовность», «компетентность педагогов к работе с аутичными детьми», разработана диагностика уровня компетентности педагогов ДОО к работе с детьми-аутистами, описан комплекс организационно-педагогических условий формирования компетентности педагогов к работе с детьми-аутистами в ДОО. Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Дальнейшая ее разработка, может идти в таких направлениях, как:
-разработка комплекса мероприятий по повышению уровня знаний, педагогов дошкольного учреждения, проведение контрольной диагностики знаний педагогов по введению инклюзивного образования в систему ДОО;
-подготовка специалистов-тьюторов на базе ДОО для организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений в системе инклюзивного образования.
- организация педагогической работы в системе инклюзивного образования будет эффективней при условии повышения развития и формирования готовности педагогов дошкольного образования в работе с детьми-аутистами;
-развитие компетентности педагогов к работе с детьми-аутистами происходит эффективно, если в дошкольной образовательной организации реализуется комплекс организационно-педагогических условий, основные которыми являются:
а) создание благоприятной атмосферы коллектива в дошкольном учреждении;
б) понимание значимости педагогической работы сотрудников в области инклюзивного образования ДОО;
в) организация совместной практической деятельности педагогов по работе с детьми-аутистами;
г) реализация системы повышения квалификации педагогов в вопросе компетентности сотрудников к работе с детьми-аутистами путем создания специального комплекса мероприятий.
Проведенное исследование позволило уточнить понятие готовности и компетентности к работе с детьми-аутистами применительно к педагогам дошкольной организации. Она включает следующие структурные компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный.
Также она включает профессионально-педагогическую позицию педагогов, предполагающую владение методикой и технологиями работы с аутичными детьми и умениями их реализовывать на практике.
Процесс формирования готовности педагогов к работе с детьми- аутистами в ДОО представляет процесс, направленный на формирование норм, ценностей, правил поведения, благоприятного психологического климата внутри коллектива ДОО. Устанавливает правильное распределение функциональных обязанностей педагогического коллектива, ориентирует на эффективную и целенаправленную работу системы инклюзивного образования, организует рефлексия деятельности педагогов, контроль и отслеживание результатов педагогической деятельности. Организация такой работы возможна при высоком развитии и профессиональной компетенции руководителя дошкольной образовательной организации, его заинтересованности в развитии инклюзивного образования в деятельности ДОО. Задачей управления является организация постоянной совместной работы педагогов в вопросе инклюзивного образования детей. Организационная деятельность педагогов в таких условиях обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Введение инклюзивного образования в систему дошкольного общеобразовательного учреждения позволяет устранить ряд дефицитов: личностных, нравственно-волевых, профессиональных, психологических, научно-методических, а также организационно-управленческих.
Поставленная цель достигнута, задачи решены. В ходе исследования теоретически изучено понятие «готовность», «компетентность педагогов к работе с аутичными детьми», разработана диагностика уровня компетентности педагогов ДОО к работе с детьми-аутистами, описан комплекс организационно-педагогических условий формирования компетентности педагогов к работе с детьми-аутистами в ДОО. Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Дальнейшая ее разработка, может идти в таких направлениях, как:
-разработка комплекса мероприятий по повышению уровня знаний, педагогов дошкольного учреждения, проведение контрольной диагностики знаний педагогов по введению инклюзивного образования в систему ДОО;
-подготовка специалистов-тьюторов на базе ДОО для организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений в системе инклюзивного образования.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Межведомственное взаимодействие в процессе внедрения профессионального стандарта педагога
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Применение сенсорных игр для формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - Изучение и коррекция произвольного внимания младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021





