Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы особенностей игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР 11
1.1. Теоретические основы развития игровой деятельности у
дошкольников 11
1.2. Особенности развития игровой деятельности дошкольников в
онтогенезе 17
1.3. Клинико-психолого-педагогические особенности дошкольников с
задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости 21
1.4. Особенности игровой деятельности у дошкольников с задержкой
психического развития и с умственной отсталостью 29
1.5. Проблема формирования игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью в отечественной литературе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР 43
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 43
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3 Методические рекомендации по формированию сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени 55
Заключение 72
Библиографический список 77
Приложение 89
В последние годы в нашей стране происходят значительные изменения в отношении к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все большие усилия прилагаются к тому, чтобы изменить в лучшую сторону сложившуюся ситуацию с подготовкой детей, имеющих отклонения в развитии, к полноценной жизни в обществе. Об этом свидетельствует принятие соответствующих законодательных актов: Национальной Доктрины
образования в Российской Федерации до 2025 года, Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Федеральной программы «Культура и инвалиды», Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» [74].
Дошкольный возраст является одним из самых важных возрастных этапов в жизни ребенка, о чем свидетельствует принятая в отечественной науке периодизация психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие). Это время расширения социальных отношений ребенка, усвоения им общественного опыта. Именно в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения [14, 57, 119].
В специальной психологии и педагогике (Л.Б. Баряева, Н.Г.Морозова, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева и др.) дошкольный возраст рассматривается как наиболее важный не только для развития всех психических процессов и становления личности в целом, но и для коррекции и целенаправленного формирования нарушенных функций.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, устанавливает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства; обладание развитым воображением; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточное развитие коммуникативной функции речи .
Данные качества развиваются и совершенствуются у дошкольников преимущественно в игровой деятельности. Именно в
процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин). Кроме того, игра - это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. Этим объясняются значительные социализирующие возможности игры. Стоит отметить, что в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья игровая деятельность является оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их познавательное, коммуникативное и личностное развитие .
Как известно, главными воспитателями и учителями детей, несомненно, являются родители, но новый быстрый темп жизни в современных условиях неблагоприятно сказывается на развитии игровой деятельности дошкольников в семье. Родители практически не играют с детьми, отдавая дань новым компьютерным технологиям. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней полноценное психическое и познавательное развитие. Ролевые игры современных дошкольников, весьма однообразны и ограничены в основном семейной тематикой. Это связано с тем, что дошкольники все больше отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят оторванные от реальной жизни сюжеты, заимствованные из сериалов и современных мультипликационных фильмов, что, безусловно, отражается на познавательном, коммуникативном и личностном развитии детей.
...
Изучению развития игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени посвящены исследования Л.Б. Баряевой, О.Н. Гаврилушкиной, Л.Н. Галигузовой, Л.В. Кузнецовой, Е.О. Смирновой, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколовой и других ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности. Игра учит детей действовать коллективно, управлять своим поведением, а также развивает творческую активность ребенка. В ходе овладения игровыми действиями становится возможным переход дошкольника к новому виду деятельности на следующем этапе возрастного развития, что создает базу для успешного овладения учебной деятельностью.
Общая тенденция развития сюжетно-ролевой игры заключается в переходе от игр-манипуляций с предметами к выполнению определенной роли как общественно закрепленного образца поведения и взаимодействия с другими людьми. Учет данных об уровневой системе игровой деятельности дошкольников позволяет грамотно спланировать работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Как показал анализ литературных источников по проблеме исследования, дошкольники с ЗПР и умственной отсталостью отличаются качественным своеобразием в познавательной и эмоционально-личностной сферах, что накладывает отпечаток на овладении детьми ведущими видами деятельности данного возраста. В отличие от умственной отсталости, где интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций, временный характер отставания в развитии, которое преодолевается с возрастом. Однако, умственно отсталые дети также способны к развитию, но оно происходит специфично и замедленно.
Сюжетно-ролевая игра детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью характеризуется своеобразием развития и как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте без специального обучения оказывается несформированной. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Данный факт говорит о необходимости тщательной диагностики игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями и разработки методических рекомендаций по обучению детей данной категории сюжетноролевой игре.
С целью изучения особенностей игровой деятельности старших дошкольников с умственной отсталостью легкой степени и ЗПР нами была модифицирована методика обследования игровой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин [4]. Модификация заключалась в структурировании параметров оценивания. Параметры модифицированной нами методики отражают основные показатели уровня развития игровой деятельности дошкольников (Т.Н. Доронова, Н.Ф. Комарова, Т.Н. Лаврова, Л.С. Рычкова).
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 12 человек. При комплектовании группы учитывался характер дефекта (умственная отсталость, задержка психического развития), возраст испытуемых (5-6 лет).
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами было выявлено, что группа детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени является полиморфной в плане сформированности
игровой деятельности. На основании результатов обследования игровой деятельности нами были выделены 3 уровня развития сюжетно-ролевой игры, присущие детям данной категории: средний (33,4% дошкольников с ЗПР); ниже среднего (66,6% дошкольников с ЗПР и 50% дошкольников с умственной отсталостью); низкий (50% дошкольников с умственной отсталостью). Большинство дошкольников с ЗПР продемонстрировали уровень
сформированности игровой деятельности ниже среднего (66,6%). Дошкольники с умственной отсталостью легкой степени показали уровень развития игровой деятельности ниже среднего (50%) и низкий (50%). Таким образом, дошкольники с ЗПР на 33,4% чаще, нежели дошкольники с умственной отсталостью легкой степени, демонстрируют средний уровень сформированности сюжетно-ролевой игры и на 16,6% чаще показывают уровень ниже среднего. Дошкольники с умственной отсталостью на 50% чаще, чем дошкольники с ЗПР, демонстрируют низкий уровень сформированности сюжетно-ролевой игры.
...
1. Авраменко, О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В. Авраменко. - Елец, 1997. - 131 с.
2. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд./В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.
3. Бадалян, Л.О. Детская неврология: учеб. пособие/ Л.О. Бадалян. - 4-е изд. - М.: МЕДпресс информ, 2016. - 608 с.
4. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития/ Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 - 416 с.
5. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития/ И.Л. Баскакова. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 64 с.
6. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения/ Ред кол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада/А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
9. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
10. Венгер, Л.А. О некоторых проблемах и путях изучения
развития умственных способностей ребенка// Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1978. - С 23-35.
11. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая. - М.: Просвещение,1985. - 144 с.
12. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии/Т.А. Власова, М.С. Певзнер - М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
13. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного
возраста: Сб. науч. трудов/ Под ред. Л.П. Носковой- М.:
Издательство АПН СССР. НИИ Дефектологии,1980.
14. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/Л.С. Выготский//Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-68.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
... всего 120 источников