Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня
Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня 11
1.1. Сущность понятия звукопроизносительная сторона речи 11
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико
фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня 19
1.3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи 25
1.4. Особенности звукопроизношения у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 33
1.5. Обзор методик по формированию звукопроизносительной стороны речи у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня в трудах ученых 37
Глава II. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня 46
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 46
2.2. Диагностика сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня. Результаты сравнительного анализа 49
2.3. Методические рекомендации по формированию звукопроизносительной
стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня 69
Заключение 84
Библиография 88
Приложения 97
Актуальность исследования. В старшем дошкольном возрасте дети уже владеют звукопроизношением, имеют большой словарный запас, грамматически правильно выстраивают предложения. Но, стоит заметить, что уровень речевого развития и овладения речевыми навыками далеко не у всех одинаковый. Количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Так, в нашей стране в настоящий момент времени количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) составляет 20-25%, а детей с общим недоразвитием речи (ОНР) - около 40% [35].
На этапе перехода дошкольников из детского сада в школу, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня отмечается недоразвитие звукопроизносительной стороны речи. В соответствии с основными нормативно-правовыми документами, такими как Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) ,
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 „Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций^» каждый ребенок с нарушениями речи может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей.
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы в наше время является проблема развития и коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным для исследования является вопрос получения диагностических данных состояния звукопроизносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и фонетикофонематическим недоразвитием речи.
Изучением проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей занимались многие отечественные ученые, такие как М.Н. Генералова , Т.В. Застрожная , Р.Е. Левина , Г.Г. Новикова , Т.П. Павлова [37], М.В. Симонова и многие другие. В работах данных ученых достаточно подробно описано своеобразие звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Особенности речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также своеобразие звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с данной патологией описывались в трудах Н.С. Жуковой,
Э.А. Каверовой , Р.Е. Левиной, Е.Ф. Рау , Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и многих других.
Тем не менее, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме звукопроизношения у детей с нарушениями речи, накопленных к настоящее время данных недостаточно. Поэтому данная проблема является интересной и актуальной.
Противоречие между необходимостью проведения логопедической работы по развитию и коррекции звукопроизносительной стороны речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и фонетико-фонематическим недоразвитием речи и отсутствием сравнительных диагностических исследований состояния звукопроизносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и фонетико-фонематическим недоразвитием речи для проведения эффективной коррекционной работы.
...
По на ше му мне нию, понятие звукопроизносите льна я сторона ре чи - ве сьма сложное и многоа спе ктное . Оно охва тыва е т фоне тиче скую пра вильность ре чи (восприятие и ра зличе ние фоне м на слух, а ртикуляцию звуков; звукопроизноше ние ) и общие ре че вые на выки (дикцию, те мп и ритм ре чи, те мбр, силу голоса , уда ре ние , дыха ния, орфоэпиче скую пра вильность ре чи).
Де ти с фоне тико-фоне ма тиче ским не дора звитие м ха ра кте ризуются не доста точной диффе ре нциа цие й звуков на слух. Де ти испытыва ют трудности, когда их просят отве тить на произноше ние звука или слога . Не ме ньшие трудности возника ют при повторе нии слогов па рными звука ми, с са мостояте льным выбором слов, на чина ющихся на опре де ле нный звук, при выде ле нии звука , с которого на чина е тся слово, произносимое логопе дом.
Фоне тико-фоне ма тиче ское не дора звитие ре чи дошкольников с общим не дора звитие м ре чи III уровня проявляе тся в не сформирова нных проце сса х звуковой диффе ре нциа ции. Не дора звитие фоне ма тиче ского восприятия отме ча е тся при выполне нии эле ме нта рных де йствий звукового а на лиза - при ра спозна ва нии звука , придумыва нии слова для да нного звука .
Выявле но, что ста ршие дошкольники с фоне тико-фоне ма тиче ским не дора звитие м ре чи и с общим не дора звитие м ре чи III уровня име ют низкий урове нь сформирова нности звукопроизносите льной стороны ре чи. У дошкольников с фоне тико-фоне ма тиче ским не дора звитие м ре чи и с общим не дора звитие м ре чи III уровня не ра звито произноше ние звуков в слова х, произноше ние звуков в пре дложе ниях, изолирова нное звуковое
произноше ние . Де ти обоих групп не пра вильно произносят звуки. У дошкольников выявле ны ошибки в звукопроизноше нии: де ти пропуска ют звуки, за ме няют их другими звука ми, иска жённо их производят, сме ща ют в ре чи два пра вильно произносимых звука . Де ти с фоне тико-фоне ма тиче ским не дора звитие м ре чи и с общим не дора звитие м ре чи III уровня не могли пра вильно вычле нять из фра з слова с одним диффе ре нцируе мым звуком, та к же вычле нять слова с оппозиционным звуком. У де те й с фоне тико- фоне ма тиче ским не дора звитие м ре чи и с общим не дора звитие м ре чи III уровня не ра звито фоне ма тиче ское восприятие и слух. У дошкольников с фоне тико-фоне ма тиче ским не дора звитие м ре чи и с общим не дора звитие м ре чи III уровня име ются большие трудности при выде ле нии опре де ле нного звука из це почки звуков, воспроизве де нии за взрослым слоговых соче та ний, диффе ре нциа ции слов ква зиомонимов, опре де ле нии на личия звука в слова х. Де ти не могут услыша ть ра зницу ме жду пра вильным и не пра вильным произноше ние м звука в собстве нной и чужой ре чи.
...
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обра зова нии в Российской Фе де ра ции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Консульта нт-плюс, 2020.
2. Прика з Минобрна уки России от 17.10.2013 № 1155 (ре д. от 21.01.2019) «Об утве ржде нии фе де рального государстве нного обра зовате льного ста нда рта дошкольного обра зова ния» (За ре гистрирова но в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Консульта нт-плюс, 2020.
3. Поста новле ние Гла вного госуда рстве нного са нита рного вра ча РФ от 15.05.2013 № 26 (ре д. от 27.08.2015) № Об утве ржде нии Са нПиН 2.4.1.304913 «Са нита рно-эпиде миологиче ские тре бова ния к устройству, соде ржа нию и орга низа ции ре жима ра боты дошкольных обра зова те льных орга низа ций» (вме сте с «Са нПиН 2.4.1.3049-13. Са нита рно-эпиде миологиче ские пра вила и норма тивы...») (За ре гистрирова но в Минюсте России 29.05.2013 № 28564) // Консульта нт-плюс, 2020.
4. А киме нко, В. М. Логопе диче ское обсле дова ние де те й с ре че выми на руше ниями / В. М. А киме нко. - Ростов н/Д : Фе никс, 2015. - 45 с.
5. Бе кирова М.И. Те оре тиче ский а на лиз произносите льной стороны ре чи де те й с фоне тико-фоне ма тиче ским не дора звитие м ре чи // Уче ные за писки Крымского инже не рно-пе да гогиче ского униве рсите та . - 2017. - № 1 (55). - С. 63-67.
6. Бога ткова А .К., Ме две де ва Е .Ю. Корре кция фоне ма тиче ской стороны ре чи ста рших дошкольников ка к профила ктика на руше ний письма и чте ния // Пробле мы совре ме нного пе да гогиче ского обра зова ния. - 2018. - № 60-1. - С. 37-40.
7. Боровик А .Р. Формирова ние звукопроизноше ния у де те й ста рше го дошкольного возра ста с общим не дора звитие м ре чи III уровня сре дства ми ре че вых игр // В сборнике : На ука , обра зова ние , обще ство: те нде нции и пе рспе ктивы ра звития. Сборник ма те риа лов XIV Ме ждуна родной на учно- пра ктиче ской конфе ре нции. - 2019. - С.63-65.
8. Бурдина Е .М. Особе нности формирова ния фоне ма тиче ского слуха у де те й дошкольного возра ста с це лью устра не ния де фе ктного звукопроизноше ния // В сборнике : Опыт ре а лиза ции Фе де ра льного госуда рстве нного обра зова те льного ста нда рта в обра зова те льных учре жде ниях. Ма те риа лы VII Все российской на учно-пра ктиче ской конфе ре нции. Отве тстве нный ре да ктор Г.Р. Туйсина . - 2017. - С.18-19.
9. Бутусова Н.Н. Ра звитие ре чи де те й при корре кции звукопроизноше ния. - СПб.: Де тство Пре сс, 2014. - 304 с.
10. Ва силье ва , М. А . Програ мма воспита ния и обуче ния в де тском са ду / М. А . Ва силье ва , В. В. Ге рбова , Т. С. Кома рова. - Изд. 3. - М.: Моза ика - Синте з, 2005.
11. Ве нге р, Л. А . Ра звитие +: Приме рна я основна я
обще обра зова те льна я програ мма дошкольного обра зова ния / Л. А . Ве нге р, О. М. Дьяче нко, Н. С. Ва ре нцова и др. - М.: НОУ «Уче бный це нтр им.
Л. А . Ве нге ра «Ра звитие », 2012.
12. Выготский Л.С. Мышле ние и ре чь. - М.: Ла биринт, 2012. - 352 с.
13. Га ба ра А .А . Ра звитие слухового внима ния, слуховой па мяти и фоне ма тиче ского восприятия // В сборнике : Оте че стве нный и ме ждуна родный опыт в ре ше нии совре ме нных пе да гогиче ских пробле м. - 2015. - С. 74-77.
14. Гвозде в А .Н. Вопросы изуче ния де тской ре чи. - М.: А ка де мия, 2011. - 277 с.
15. Ге не ра лова М.Н. Формирова ние звукобукве нного а на лиза и синте за у де те й дошкольного возра ста с ФФНР // В сборнике : Компле ксное сопровожде ние де те й с огра ниче нными возможностями здоровья. - 2016. - С. 283-285.
... всего 72 источников