Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №157024

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы121
Год сдачи2019
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма
1.2. Классификации дисграфий
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
1.4. Обзор методик логопедической работы направленных на коррекцию специфических нарушений письма у обучающихся с общим недоразвитие речи и задержкой психического развития
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей нарушений письма у обучающихся 2-х классов с ОНР и ЗПР
Заключение
Список литературы
Приложения

В настоящее время в общеобразовательную школу поступают дети, имеющие различные нарушения познавательной и учебной деятельности.
Право на образование лиц с общим недоразвитием речи,
задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), утвержденным приказом 1598 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. и, в соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального Закона («Закон об образовании в Российской Федерации»), содержащим требования к результатам освоения адаптированных основных образовательных программ (АООП). [65]
Нарушения письма у обучающихся общеобразовательной школы являются актуальной на сегодняшний день проблемой в современной логопедии, доказательством которой служит огромное количество исследований в научной литературе в рамках нейропсихологии, логопедии и дефектологии. Более ста лет длится изучение специфических ошибок при письме. Среди отечественных авторов можно выделить ряд учёных, занимавшихся данной проблемой. Среди них - О.А.Токарева, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, И.Н.Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина и другие.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у обучающихся обусловлен, прежде всего, тем, что письмо, как вид деятельности, в жизни человека играет большую роль. Оно стимулирует психическое развитие человека, обеспечивая общеобразовательную подготовку, а так же оказывая влияние на развитие и формирование личности. [69, С. 16-19].
Учителя начальных классов часто сталкиваются с проблемой, при которой дети не различают фонем родного языка. По мнению взрослых, дети допускают нелогичные ошибки: пропускают буквы в словах или меняют их порядок в слове, а то и вовсе пишут в зеркальном отражении. Ученик, списывая с доски, не запоминает слово, но при этом каждое слово сверяет с оригиналом, между тем, опять же делает ошибки. Он часто путает правую и левую стороны [19].
В исследованиях по этиологии специфических ошибок при письме существуют разные точки зрения. Так, сторонники нейропсихологического подхода [Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, О.А. Токарева и другие] рассматривают такого рода ошибки, как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов. Соответсвенно можно говорить о том, что недостатки анализа и синтеза информации, а так же нарушение перекодирования (перевода звуков в буквы) являются следствием первичного недоразвития анализаторов и межанализаторных связей.
Сторонники психофизиологического подхода [М.Е. Хватцев, С.С. Ляпидевский, В.И. Насонова, М.Ш. Адилова] связывают специфические ошибки при письме с психофизиологическими механизмами нарушения и расстройства речевой функции и языковых операций письма, которые приводят к недостаточности языкового развития детей.
С позиции клинико - психологического (медико - психологического) и педагогического подхода [А.Н. Корнев, С.Н. Мухин, Ю.Г. Демьянов, И.Ф. Марковская] специфические ошибки при письме связывают с явлениями недоразвития и повреждения центральной нервной системы, проявляющимися в нейродинамических нарушениях и парциальной дефицитарности высших психических функций, в функциональной недостаточности их высших форм регуляции. Различные специфические ошибки при письме сопровождаются у детей различными по степени выраженности сочетаниями нервно - психической деятельности, что выявляет неравномерность психического развития. Также считают, что специфические ошибки на письме возникают в силу нескольких взаимосвязанных явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, как следствие возникающая на этой основе функциональная недостаточность, а так же средовых условий, предъявляющих к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям повышенные требования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема исследования специфических 1унарушений „при письме младших школьников в современной Ифшколе становится более актуальной, ,исходя из причин, пё порождающих. Формирование письма у детей младшего школьного возраста начинается с побуждения, мотива пи задачи щ включает в себя шряд ^операций: ^анализ бзвуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова Ьфонемы с определённым зрительным образом Цбуквы, воспроизведение с помощью движений зруки зрительного Ьбраза буквы.
Разработкой наиболее эффективных методов „и приёмов „работы, направленных (на коррекцию дисграфическихошибок письма (у детей младшего школьного ^возраста, в своё время занимались уР.И. Лалаева, М.Е. Хватцев, Л.К. Назарова, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, (т.А. Ахутина, ДН. Садовникова, которые изучали и проблему ^специфических нарушений при письме у детей.
Анализ (литературных источников (показал, что незрелость (или недостаточная сформированностьфункционирования отдельных „участков мозга „могут приводить фк проявлению „ошибок на письме, связанных „со слуховой ^дифференциации Шзвуков, правильного Лих произношения, языкового днализа р синтеза, сформированностилексико- грамматической ^стороны Лречи, Шзрительного Ианализа и синтеза, пространственных представлений.
Работа цпо профилактике „специфических нарушений при письме у детей Имладшего школьного возраста ^осуществляется приёмами, направленными (на развитие речи, мышления, процессов восприятия, памяти, Ивоображения и других психических Щироцессов. Большое ^внимание (уделяется сравнению (смешиваемых (букв (с максимальным использованием различныханализаторов: речеслуховой,
речедвигательный, зрительный, общедвигательный.
Целью нашего исследования Живилось Жвыявление Жсравнение специфических ошибок на письме оу обучающихся второго класса f ОНР и ЗПР.
В процессе обследования Шучащихся было .выявлено, что у 32 % учащихся (7 человек) допускают дисграфическиеошибки Юптического ^характера, 27 % учащихся (6 человек) допустили дисграфическиеошибки она основе (нарушения фонемного распознавания (дифференциации) фонем, 18 % учащихся (4 человека) допустили дисграфическиеошибки на почве нарушения языкового днализа и синтеза и у 18 % учащихся(4 человека)присутствуют дисграфическиеошибки в виде аграмматизмовна Письме.
Анализ Нписьменных работ свидетельствовал Но том, что выявленные унами пспецифические ошибки письма у учащихся встойкой, .сильной позиции были ^выявлены д подтверждены фу 7 учащихся киз 20. У данных учащихся можно дтметить проявление дисграфиив умешанной фтоорме.
Данная ^^^Нработа ^^^Ниозволила составить ^^^Ждам
разноуровневыеметодические рекомендации, направленные на преодоление дисграфических нарушенийФоптического, ^(фонемного распознавания (дифференциации) фонем, ^языкового анализа д синтеза и лексико- грамматического Вфстроя (речи, направленные на преодоление специфических (нарушений (при (письме учащихся второго (дласса общеобразовательной школы.
Гипотеза д том, шчто .в ходе (диагностического обследования (у учащихся второго фкласса шобщеобразовательной ушколы будут „выявлены специфические ршибки при письме, для преодоления доторых (будут щсоставленыдифференцированные методические
рекомендации,нашлаЖсвоёдодтверждение.
Таким образом, цель аработы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла ввоё подтверждение.


1. АхутинаТ.В, Пылаева Н.М. Преодоление ^трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008 г.
2. Ахутина, Т.В. Трудности Ишисьма и их нейропсихологическая диагностика /Т. В. Ахутина// Письмо уи чтение: птрудности обучения и коррекции.- М.: МПСИ, 2001.- С.7 - 20.
3. Ахутина,Т.В. Нейропсихологический подход Кк диагностике и коррекции Трудностей (^обучения [письму// Современные [додходы к диагностике фи коррекции речевых ^расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.г С. 195-213
4. Бернштейн ИИ.З. Интеллектуальные возможности Идетей, страдающих Иречевой патологией // Шестая ^научная Жсессия по дефектологии. М. 1971. - с. 57-58.
5. Бессонова Т.П., Спирова [Л.Ф. К [допросу организации и методики проведения самоподготовки ив школе-интернате цдля детей с тяжелыми нарушениями фречи, с. 51// Дефектология. 1987. №|4.
6. Васильева Н.Ц. Особенности невербального и вербального мышления у подростков с общим недоразвитием речи: Дис. канд. психол. наук. -М., 1991.- 160 с.
7. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи, с. 3// Дефектология. 1988. № 4.
8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. —184 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед.
высш. учеб. заведений. —5-е изд., перераб. И доп. —М. :
Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
10. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология, 1993. № 1. - с. 47-51.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Издательство акад. пед. наук. - 1960. - 500 с.
12. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский - М., 1956. — С. 267.
14. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2013. - №4. - С.23
15. Глухов, В.П., Ковшиков, В.А. Основы психолингвистики: пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ, 2005. - 351 с.
... всего 79 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ