ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНИМАНИЕ. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА И ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 . Внимание, его свойства, виды и проявления 8
1.2. Особенности внимания детей дошкольного возраста 16
1.3. Значение дидактической игры в развитии внимания детей
дошкольного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Организация и методы изучения свойств внимания детей старшего
дошкольного возраста 37
2.2. Результаты изучения развития свойств внимания детей дошкольного возраста 38
2.3 Содержание формирующего этапа исследования 42
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания; растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Акцентуация на личностно-ориентированную педагогику, уход от жестко
регламентированных форм воспитания и обучения, выступили предпосылками для кардинальной перестройки дошкольного образования.
В условиях «разновекторности» современного дошкольного образования наметились тенденции к осуществлению единого стандартного направления деятельности данной системы. И связано это с введением Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Исследования отечественных ученых показали роль и значение внимания и отдельных его свойств на развитие общего интеллекта ребенка. Между тем вопрос о путях развития внимания у дошкольников до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения.
Находясь под постоянным наплывом всё новых и новых впечатлений, человек отмечает и замечает лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому значение внимания для всех психических явлений очень велико . Оно выступает как необходимый момент всех психических процессов, а потому занимает особое место в системе психологических феноменов. Именно это обстоятельство
прежде всего вызывает интерес к вниманию и изучению его свойств и характеристик. Тем более, что среди учёных-психологов, несмотря на многовековые исследования внимания, так и не достигнуто единого мнения относительно сущности внимания и его права на самостоятельное исследование, а потому внимание само по себе уже представляет интерес, как объект исследования.
Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более острой становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий для жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психо лого - педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Внимание по своей сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. И это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или иного явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте - предмете, явлении, события, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и воли, оно не сводится к одной из этих трех сфер психического
Кроме того, актуальным представляется нам изучение внимания в связи с тем, что, проходя через все психические явления, внимание проявляется во всех видах человеческой деятельности, в которые включён человек. Особенно важно его проявление в познавательной деятельности человека. Внимание — это форма организации познавательной деятельности . Как «психофизиологический процесс» внимание характеризует динамические особенности познавательной деятельности и непосредственно
влияет на учебную деятельность. Во многом уровень успеваемости ребёнка зависит от степени сформированное™ такого познавательного процесса, как внимание .
...
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд важных выводов.
В процессе изучения теоретического материала установлено, что внимание - это сложный психический процесс, который выполняет в жизни и деятельности человека много различных функций.
В отечественной психологии под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности человека ( Н.Ф. Добрынин). В то же время отмечается, что внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, опираясь на структуру
психической организации человека, возможно рассмотрение внимания как процесса, состояния и свойства личности. В нашей работе внимание
изучается как психический процесс, имеющий три вида (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и пять свойств (объем, концентрация, устойчивость, распределение и переключение).
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста обусловлены в значительной степени уровнем развития основных процессов высшей нервной деятельности, которые меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.
Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Дидактическая игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Дидактическая игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приёмов и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий.
Для изучения особенностей развития свойств внимания было организовано констатирующее исследование на базе ДОУ , г. Железногорска, в котором участвовали 15 детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из данных, полученных в результате проведенного исследования по методике “Найди и вычеркни”, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей преимущественно развиты на среднем уровне.
В результате исследования, проведенного по методике « Проставь значки», установлено, что в основном дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.
Для исследования уровня развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста и роли дидактической игры в этом нами были использованы методы (работа с научной литературой, тестирование, формирующий эксперимент), которые позволили решить поставленные перед нами задачи.
Анализ результатов развития уровня внимания до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности проведённых нами дидактических игр, разработанной мини- программы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты.
Проведённое исследование подтвердило наше предположение о том, что свойства внимания успешно развиваются через дидактическую игру.
Кроме того, данное исследование убедило нас в актуальности выбранной нами темы и позволило достичь поставленной цели.
И хотя мы не претендуем на всю полноту исследований по избранной теме, но мы считаем, что результаты будут полезны всем, кто взаимодействует с детьми: родителям, воспитателям, учителям, студентам, изучающим педагогику и психологию детства.
...
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова. М.: Просвещение, 2012. 218 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М., 2015. 214 с.
3. Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. М.:
Просвещение, 2017. 148 с.
4. Бармашова, Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста. // Школьный психолог. 2005. № 5. С. 8-16.
5. Баскакова, И.Л. Изучение свойств внимания. М., 1987. 177 с.
6. Башаева Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника //
Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / сост. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. 480 с.
7. Богомолов В. Тестирование детей. Ростов-на-Дону, 2006. 352 с.
8. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 206 с.
9. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. 2000. №5. С.127-131.
10. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: «Просвещение», 2016. 217 с.
11. Бунина А. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. С. 57-63.
12. Буре Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. М., 1985. 214 с.
13. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. Дьяченко О.М. М., 2008. 144 с.
14. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 216 с.
15. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 2015. 298 с.
16. Выготский Л. С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста /Л.С. Выготский, Д. Б.Эльконин, П.Я. Гальперин. М.: Просвещение, 2001. с.123.
17. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 58 г. № 3. С. 33-38.
... всего 60 источников