ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Роль эмоциональной сферы в развитии личности ребенка
дошкольного возраста 6
1.2. Возрастные особенности ребенка младшего дошкольного
возраста 12
1.3. Педагогические средства, направленные на преодоление
негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Описание методики исследования и групп испытуемых 26
2.2. Результаты исследования уровня развития эмоционального
состояния детей младшего дошкольного возраста 28
2.3. Методические рекомендации педагогическому коллективу по
направлению работы «Педагогические средства преодоления негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста» 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
В последнее время все больше внимания психологов и педагогов уделяется психологическому здоровью детей дошкольного возраста. Связано это с тем, что именно в этом возрасте происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, дошкольник активно осваивает широкий круг всевозможных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется самооценка, развивается самосознание, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. Большое влияние на состояние психологического здоровья оказывает развитие эмоциональной сферы дошкольников. Нарушения в эмоциональной сфере дошкольников приводят к нарушению психологического здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают лидирующее место в первой десятке самых значимых эмоциональных проблем у детей и подростков. Как отмечают специалисты, уже с первых месяцев жизни до 3 лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей в среднем на 8-12%.
В рамках данного вопроса об эмоциональном развитии детей проводились всевозможные исследования. Особое внимание
эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста, уделили Г.М. Бреслав, Н.Л. Кряжева, В.С. Мухина. Такие авторы, как М.И. Лисина и В.А. Петровский занимались анализом системы взаимодействия педагог - дошкольник. Акцентировали свое внимание, на влияние взаимоотношения со сверстниками на развитие эмоциональной сферы: И.В. Клюева,
Ю.В. Касаткина, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский.
Данная проблема в настоящее время является весьма актуальной, т.к. возрастающее с каждым годом число детей, имеющих отклонение в эмоциональной сфере, обнаруживает необходимость в качестве одной из приоритетных задач дошкольного образования охрану и укрепление эмоционального благополучия воспитанников. Поэтому просто необходимо заниматься развитием эмоциональной сферы с самого раннего возраста. Первостепенная задача педагога создать все условия для благополучного эмоционального развития дошкольников. Одним из условий для полноценного эмоционального развития является активное общение со сверстниками. Но так, как дети младшего дошкольного возраста еще имеют малый опыт общения со сверстниками, педагог должен быть всегда рядом, корректировать и направлять это общение.
Таким образом, из актуальности выше обозначенной проблемы, возникла тема выпускной квалификационной работы: «Педагогические средства преодоления негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста »».
Объект исследования: эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: преодоление негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста педагогическими средствами.
Цель исследования: изучение педагогических средств преодоления негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить актуальный уровень развития эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста - воспитанников детского сада.
...
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем нашего времени - рост числа детей имеющих отклонение в эмоциональной сфере, что негативно сказывается в дальнейшем на развитии детей.
Изучение современных психолого-педагогических исследований по проблемам в эмоциональном развитии детей позволило обнаружить и подтвердить, что своевременное преодоление негативного эмоционального состояния ребенка, способствует в дальнейшем развитию эмоционально устойчивой, социально успешной, самореализованной и ориентированной на положительные межличностные отношения личности.
На этапе дошкольного детства, эмоциональное развитие, активно преображается, расширяется в общении со сверстниками, с взрослыми. Но только при условиях грамотного и чуткого воздействия педагога, который может корректировать эмоциональное развитие ребенка, используя различные приемы и методы.
Анализ результатов диагностического обследования детей младшего дошкольного возраста, выявил, что в группе преобладают дети с негативным эмоциональным состоянием (количество детей с позитивным эмоциональным состоянием - 29%, количество детей с негативным
эмоциональным состоянием разных степеней соответственно - 71%).
На основе полученных данных, был разработан цикл мероприятий по преодолению негативного состояния детей младшего дошкольного возраста педагогическими средствами. И в свою очередь были предложены темы семинаров-практикумов для педагогов, с целью повышения их компетенции по проблеме преодоления негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста.
В рамках настоящей работы было гипотетически заявлено, следующее утверждение: педагогические средства, особенно такие, как эмоционально- 40
практическое общение со сверстниками и создание ситуации успеха, положительно будут влиять на преодоление негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста. Обозначенное условие было отмечено при составлении цикла мероприятий по преодолению негативного эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. М.: Акад. проект, 2011. 703 с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь,
2008. 145 с.
3. Актуальные вопросы методологии социальной и
профилактической медицины / Под ред. канд. мед. наук А.Е. Агапитовой. Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2016. 152 с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. 104 с.
5. Балакирева Т.О. Эмоции и дети // Дошкольное воспитание. 2015. №1. С.65-68.
6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя. М: Просвещение. 1991. 176 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2007. 352-366 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2009. 672 с.
9. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Изд-во МГУ, 2012. 145 с.
10. Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. М.: Академия, Смысл, 2016. 180 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве. М., 2016. 126 с.
12. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005.240 с.
13. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. В кн. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 2015. 186 с.
14. Гребенщикова Т.В. Педагогическое сопровождение
эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации. // Журнал Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. №4. С.72-76.
15. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. 184 с.
... всего 37 источников