Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Копинг-стратегии подростков с девиантным поведением

Работа №157019

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ
«КОПИНГ-СТРАТЕГИИ» 9
1.1. Определение и сущность понятия «копинг-стратегия» 9
1.2. Особенности копинг-поведения у подростков 15
1.3. Семья как фактор формирования копинг-поведения подростков 18
1.4. Психологическая характеристика подростков с девиантным
поведением 21
1.5. Анализ психологических исследований копинг-поведения у
подростков из неблагополучных семей 26
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 32
2.1 Организация и методика исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по второй главе 46
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ. 48
3.1 Научно-методические подходы к коррекции нарушений поведения у подростков 48
3.2. Программа по формированию эффективных копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением 54
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Актуальность исследования. Проблемы современного общества каждый день влияют на наше восприятие мира и поведение, кардинальные преобразования в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Больше всего это проявилось в проявлениях, поступках и поведении современной молодежи, подростков. В подростковом возрасте кроме внешних конфликтов, более близких отношений со сверстниками, родителями, существует множество внутренних.
Современное состояние общества нельзя назвать стабильным - изменения политического, экономического, социального характера увеличивает эмоциональный дискомфорт, внутреннее напряжение многих людей. Общественные изменения особенно сказываются на уязвимых категориях - например, на членах неблагополучных семей. При этом в особой зоне риска находятся подростки - члены таких семей, которые переживают неблагополучие семьи в совокупности с собственными трудностями. То, как они справляются (или не справляются) с внешними и внутренними трудностями, во многом определяются сформированными у них стратегиями копинг-поведения, изучение которых представляет актуальность и практическую значимость. Так, вероятно, таким подросткам требуется психологическая помощь, направленная на оптимизацию, коррекцию указанного конструкта в случае выявления их неконструктивности.
Копинг-поведение изучалось Ф.Е. Василюк [7], Т.Л. Крюковой [17], С.К. Нартовой-Бочавер [22], Н.А. Сирота [32] др. Интерес к изучению копинг-поведения, копинг-стратегий приводит к тому, что уточняются базовые понятия темы, проводятся исследования, однако отмечается их недостаточность, обнаруживается дефицит эмпирических данных по различным аспектам. Непосредственно проблема особенностей копинг-поведения у подростков с девиантным поведением мало освещена в психологии. Изучением проблемы девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей занимались Н.А. Пышкина (АНО ВО «МИТУ-МАСИ») [28], А.В. Полина и Е.В. Овчарова (Волжский филиал Волгоградского государственного университета) [25], однако их данные не идентичны друг другу, а потому требуют дальнейшего теоретического и практического исследования.
Научно теоретическая новизна исследования заключается в изучении индивидуальных копинг-стратегий, акцент на выявлении и анализе уникальных копинг-стратегий, присущих подросткам из неблагополучных семей, имеющими признаки девиантного поведения для адаптации к окружающей их среде. Выявление факторов, влияющих на подростков и их выбор стратегий.
Общий вклад данного исследования заключается в расширении наших знаний о том, как подростки из неблагополучных семей справляются с жизненными трудностями и как эти знания могут быть применены для улучшения их благополучия и адаптации.
Цель работы: изучить особенности копинг-поведения у подростков и разработать программу по формированию эффективного копинг-поведения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Для исследования копинг-стратегии подростков из неблагополучных семей, с девиантным поведением, был проведен тест Р Лазаруса " Способы совладающего поведения". По ходу исследования были получены следующие результаты: среди подростков из благополучных семей основными копинг-стратегиями были самоконтроль, конфликт и принятие ответственности. Напротив, такие стратегии преодоления, как дистанцирование и поиск социальной поддержки, были наиболее характерны для подростков с девиантным поведением.
2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан показала результаты: подростки из благополучных семей склонны применять более активную стратегию решения проблем, а это означает, что они готовы принимать вызовы и решать проблемы, которые возникают в их жизни. С другой стороны, подростки с девиантным поведением склонны избегать проблем.
3. Анализ данных с использованием методики "Определение индивидуальных стратегий совладания" показал, что когнитивные стратегии совладания являются наиболее характерными и применяемыми копинг-стратегиями для подростков из неблагополучных семей. Для подростков с девиантным поведением данные копинг-стратегии могут быть очень полезны для более “здоровой” адаптации и преодоления эмоционального стресса. Подростки из благополучных семей характеризуются поведенческими стратегиями совладания, использующимися для преодоления эмоционального или психологического дискомфорта.
4. В результате сравнительного анализа были отмечены следующие тенденции: среди подростков из благополучных семей более выражены психологические защитные механизмы "компенсации", "проекции" и "рационализации", в то время как для подростков из неблагополучных семей, с девиантным поведением более характерен механизм "воспитания реагирования", Такие стратегии как "конфронтация", "самоконтроль" и "планы решения проблем" были более распространены для подростков из благополучных семей, а "поиск социальной поддержки" и "позитивная переоценка" были более характерны для подростков из неблагополучных семей. В заключение было показано, что стратегии "решения проблем" были более распространены у подростков из благополучных семей, в то время как стратегии "избегания проблем" были более характерны для подростков из неблагополучных семей.
Таким образом, в ходе проведения исследования нами были определены достоверные различия между подростками из благополучных и неблагополучных семей. Гипотеза подтверждена.
5. На практике формирование эффективного совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей включает разработку программ развития социальных и эмоциональных навыков, обучение адаптивным стратегиям совладания со стрессом, а также создание поддерживающей среды, способствующей формированию здоровых совладающих механизмов.
6. В качестве методических рекомендаций нами разработан проект
комплексной «Программы по коррекции нарушений поведения подростков», включающий в себя пять разделов: 1) базовый мультикомплексный - основанный эмоциональном,
когнитивно-поведенческом подходах; 2) арттерапевтический — направлен на коррекцию эмоционально-мотивационной сферы; 3)
психодраматический-приоритет коррекции поведенческой и когнитивно-смысловай сфер; 4) работа с родителями подростков - развитие родительских компетенций для содействия подростку в коррекции девиантного поведения; 5)совместная работа с подростками и их родителями - оптимизация детско-родительских отношений.
Развитие эффективных навыков преодоления трудностей у подростков из неблагополучных семей является важной задачей, поскольку подростки из таких семей могут ежедневно сталкиваться с большими трудностями. Методические рекомендации должны быть основаны на принципах психологии, социальной работы и педагогики и способствовать построению эффективного совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.
7. Программа и ее структурные элементы могут применяться: 1) при деятельности психологов с отдельными категориями семей: неполные семьи, неблагополучные семьи, семьи с девиантными подростками, семьи с приемными детьми и т.д.
Программа может быть адаптирована для проведения работы: 1) психопрофилактической направленности нежелательного поведения подростков;
2) психокоррекционной деятельности с младшими подростками или молодежью.
Таким образом «Программа по формированию эффективного копинг-поведения у подростков с девиантным поведением» представляет собой комплексную методическую разработку и может реализовываться психологами, например, в центрах социально-психологической помощи семье и детям, школах, учреждениях дополнительного образования и в молодежных центрах.



1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / перев. с англ. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 165 с.
2. Азимова С. Ф. «Копинг-стратегии» и «копинг-поведение» подростков // Academy. - 2020. -№ 12(63). - С. 113-116.
3. Баранова Е. С. Психологические особенности поведения подростка из неблагополучной семьи // VII Машеровские чтения : Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 24-25 сентября 2013 года. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2013. - С. 214-215.
4. Блошенко О. А. Нейротизм у подростков, воспитывающихся в неблагополучной среде семей СОП // Научные исследования XXI века. -
2020. -№5(7).-С. 225-230.
5. Бурнакова И. В. Особенности копинг-стратегий у подростков // Вестник научных конференций. - 2017. - № 1-5(17). - С. 50-51.
6. Бурганова. Г. А. Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2013. - N° 3. - С. 40-44
7. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - Москва : Просвещение, 1988. - 208 с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания : Анализ преодоления критических ситуаций. - Москва : Прогресс, 1988. - 223 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - Москва, 1999. - 327 с.
10. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
11. Гаджимурадова З. М., Омарова М. О. Неблагополучная семья как фактор деструктивного развития самосознания личности подростка // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. - 2013.-№ 1.-С. 18-22.
12. Гаман А. Н. Особенности формирования эмоционального интеллекта у подростков из неблагополучных семей // Энигма. - 2020. - № 28-1.-С. 151-157.
13. Гущина Т. В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса : автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Кострома, 2005. - 25 с.
14. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. - СПб.: Речь, 2009. - 219 с.
15. Емелина В. Ф. К вопросу о способах совладающего поведения у подростков из малообеспеченных семей // Студенческая наука и XXI век. -
2019. - Т. 16. - № 1-2(18). - С. 267-269...77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ