Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Работа №157015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы188
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты развития звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 10
1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии 10
1.2. Логопедическая характеристика старших дошкольников с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи 19
1.4. Обзор методик, направленных на коррекцию звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи .. 24
Глава 2 Экспериментальное исследование по коррекции нарушения
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
2.1.Описание диагностического констатирующего эксперимента по
выявлению состояния звукопроизношения у старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
2.1.1. Исследование моторной сферы 31
1.2. Исследование звукопроизношения 34
2.1.3. Исследование фонематических процессов 36
2.2. Организация формирующего эксперимента по коррекции
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 41
2.3. Описание диагностического контрольного эксперимента и
сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента 49
Заключение 59
Список использованных источников 64
Приложение А 66
Приложение Б 72
Приложение В 77
Приложение Г 130
Приложение Д 180


На современном этапе развития общества большое внимание уделяется умению хорошо и правильно говорить. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит: «Для
конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенок должен овладеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства такого общения» [48]. Четкая и ясная речь ведет к приятному общению и более серьезному восприятию разговора собеседником. Правильная и понятная речь влияет на процесс развития детей в целом. От того, насколько широк словарный запас ребенка, от того, как развито его произношение, а также от его умения правильно строить предложения, зависит в целом способность выражать собственные суждения, мысли и идеи. От этого становится полнее его восприятие действительности, что, в свою очередь, сказывается на благополучии взаимоотношений отдельной личности как со сверстниками, так и со взрослыми. Кроме того, речь непосредственно влияет на развитие мышления, познавательную активность ребенка.
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для развития и формирования языка, в том числе его фонематического аспекта, недостатки которого можно быстро и легко устранить в этот период. Эффективность логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи определяет их дальнейшую школьную карьеру. Исследования, проведенные по этому вопросу в последние годы, показали, что фонема, которая в норме встречается у детей, встречается только в 22,4% случаев, а остальные - это патологические формы, которые не исчезают с возрастом. По этой причине сегодня более 52% детей с нарушениями произношения поступают в первый класс школы. Спектр речевых нарушений очень широк: он варьируется от незначительных нарушений произношения до почти полного отсутствия речи, когда ребенок может произносить только гласные или звуки «му». К наиболее распространенным речевым нарушениям относится фонетико-фонематическое недоразвитие речи, определяемое Р.Е. Левиной как нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными языковыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [26].
Проблемой развития языка более или менее интенсивно занимаются исследователи самых различных научных областей, в том числе психологи, дефектологи, лингвисты и филологи. По этой теме собрано большое количество теоретического и практического материала, который поможет логопедам в их повседневной работе.
Исследуя это направление, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.В. Чиркина и другими была продемонстрирована прямая зависимость уровня грамотности ребенка от степени развития его речевых навыков. Как предполагает Т.А. Ткаченко, развитие фонематического сознания оказывает положительное влияние на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Ряд исследований, проведенных такими учеными как Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.К. Швачкина, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия показывают, что при нарушении артикуляции слышимых звуков в разной степени может пострадать и их восприятие.
Фонематические ошибки, конечно, не исчезают сами по себе. Если недостатки вовремя не распознать и не устранить, они усиливаются и становятся постоянными. Следствием этого являются ощутимые трудности, которые ребенок испытывает как в освоении произношения, так и в обучении чтению и письму, а, следовательно, и всей программе начальной школы. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи может привести и к психологическим особенностям (застенчивость, замкнутость,
нерешительность, задержка вовлечения в ситуацию общения, нежелание вести разговор, неумение вслушиваться в звучание речи). Такие дети стараются меньше говорить, уходят в себя, нарушается коммуникативная функция языка.
Как видно из вышесказанного, вопрос коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием языка приобрел сегодня особую актуальность. В связи с широким распространением нарушения звукопроизношения, остро встает вопрос о модернизации традиционных приемов и методов коррекции речевых нарушений органического происхождения у детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие языка, а также о создании новых методик, отличающихся большей эффективностью и научной обоснованностью.
Цель исследования: на основе анализа традиционных приемов и методов по коррекции нарушений фонетико-фонематического нарушения речи составить дополнительную программу «Логоритмика» и частично апробировать её...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Недостаточное языковое образование в дошкольном возрасте неизбежно сказывается на последующем развитии ребенка и приводит к целому ряду вторичных языковых нарушений: Недоразвитие
фонематического слуха, задержка формирования способности анализировать звуки, слоги и буквы слов, низкий словарный запас, нарушение грамматики родного языка. Все это так или иначе повлияет на дальнейшую жизнь ребенка, его успехи в различных видах деятельности, особенности его поведения. Поэтому своевременная коррекция языковых ошибок у детей дошкольного возраста важна как для родителей, так и для педагогов.
Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, и своевременное проведение коррекционных мероприятий способствуют исправлению недостатков в произношении звуков. При этом работа логопеда должна строиться в комплексе: как с ребенком, так и с его родителями. Задачами родителей здесь является обеспечение положительного микроклимата в семье и предоставление ребенку максимума заботы и внимания.
Профилактика фонетико-фонематического недоразвития речи заключается в принятии мер для предотвращения перинатальных аномалий и общего гармоничного развития ребенка. Занятия с логопедом в совокупности с участием родителей, является гарантией того, что имеющиеся речевые недостатки можно скорректировать настолько, что у ребенка не будет проблем в учебе и общении с окружающими. В данной работе я представила доклад о продолжении исследования по коррекции правильного произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
В теоретической части данной статьи я рассмотрел понятие «фонетико¬фонематическое недоразвитие языка». Рассматривались как врожденные, так и приобретенные фонетические нарушения. Теоретический обзор литературы показал, что нарушение произношения не всегда связано с органическим дефектом, но и несовершенство артикуляционного аппарата может сопровождаться фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В этом случае меры по исправлению ситуации принимаются гораздо медленнее, поскольку их приходится проводить одновременно по нескольким направлениям. Подробно описаны психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и речевые нарушения у этой группы детей. Рассматриваются такие нарушения речи, как
«ринолалия», «дислалия», «дизартрия» и другие. Я представляю обзор методов коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются мнения таких исследователей, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Н.М. Трубникова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова и других о речевых нарушениях. Учитывая подходы к фонетико-фонематическому недоразвитию речи, необходимо прийти к следующему выводу: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нуждаются в адаптированной коррекционно-развивающей работе с учетом всех логопедических, физиологических и психолого-педагогических особенностей.
Исследование было проведено на базе Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянский детский дом - интернат для умственно отсталых детей» г. Саянска.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Разработка методов исследования основывалась на методических рекомендациях из учебно-методического пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М.Трубниковой...


1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: пособие. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. - 105 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- 400 с.
3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психологической деятельности человека / под ред. Н.И. Полищук. - М.: АСТ, 2008. - 60 с.
4. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей: для логопедов и родителей. - М.: АСТ; Владимир: Астрель. - 158 с.
5. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 238 с.
6. Варенцова Н.С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Академия, 1997. - 221 с.
7. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 141 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка . - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 704 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 471 с
11. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - М.: Акцидент, 1995. - 200 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 144с.
13. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 64 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2003. - 316 с.
15. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.:
Просвещение, 1971. - 192 с...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ