Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №157012

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки обучения продуктивным видам речевой деятельности на уроках иностранного языка в основной школе с
применением мультимедийных технологий 12
1.1. Продуктивные виды речевой деятельности на иностранном
языке 12
1.2. Структура речевой деятельности 24
1.3 Психофизиологические особенности учащихся 5-х классов основной
школы 30
1.4 Понятие и классификация мультимедийных технологий и
методические возможности их использования при обучении иностранному языку в основной школе 40
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Разработка и апробация модели обучения продуктивным видам речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий на уроке английского языка в 5 классах (УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 5) авторы: Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс) 51
2.1. Оценка уровней сформированности навыков говорения и письма у учащихся 5 класса основной школы 51
2.2 Модель обучения продуктивным видам речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий на уроках английского языка в 5 классе 54
2.3. Результаты эксперимента по апробации модели обучения
продуктивным видам речевой деятельности с использованием
мультимедийных технологий на уроке английского языка в 5 классах МАОУ СШ № 152 (г. Красноярск): УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 5) авторы: Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В.
Эванс 73
Выводы по главе 2 73
Заключение 79
Библиография 85
Приложение А 91
Приложение Б 93
Приложение В 94
Приложение Г 95
Приложение Д 96
Приложение Е 97

Актуальность работы. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в процессе изучения иностранного языка предполагается приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения. Данное требование содержит в себе ряд противоречий: 1) необходимо осваивать навыки общения с носителями языка, однако учащиеся в средних общеобразовательных учреждениях, как правило, не имеют регулярных контактов с иностранцами; 2) необходимость освоения правил речевого поведения сталкивается с отсутствием наглядных поведенческих сценариев. Чтобы разрешить сложившиеся противоречия, необходимо создать условия организации учебного процесса по иностранному языку, которые обеспечат учащемуся знакомство с наглядными сценариями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка и сформируют мотивацию к общению с ними. Наиболее эффективным способом формирования таких условий является применение мультимедийных технологий.
В школах все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных и мультимедийных технологий в средней школе. Этому служат новые технические средства и новые формы и методы преподавания, самый новый подход к процессу обучения. Основная цель обучения иностранным языкам - возможность приобщиться к мировой иноязычной культуре, но также обучение практическому усвоению иностранным языком формирование коммуникативной культуры детей школьного возраста. Задача учителя заключается в создании условий практического овладения языком для каждого учащегося, и выборе таких методов обучения, которые могут позволить каждому школьнику проявить свою активность, свое творчество и свои знания.
Современные педагогические технологии такие, как, методика проектов, использование новых мультимедийных технологий и Интернет - ресурсов помогают учителю реализовать индивидуальный подход в обучении, с учетом способностей детей, и их уровня знаний. Формы работы с обучающими программами на компьютерах на уроках иностранного языка включают: изучение лексического материала; отработку произношения каждого учащегося; обучение видам продуктивной речевой деятельности, то есть говорению и письменным навыкам; отработку грамматически правильных явлений. Исходя из вышеперечисленных фактов и информации, мы сформулировали тему нашего исследования: «Обучение продуктивным видам речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий на уроке иностранного языка в основной школе».
Мультимедийные технологии используются в преподавании иностранных языков с 80-х годов ХХ века. Это привело к появлению особого направления в преподавании иностранных языков, в котором теоретические и практические аспекты использования этих технологий рассматриваются в качестве вопросов изучения иностранного языка. В России эта тенденция называлась «компьютерная лингводидактика», за рубежом наиболее распространенный термин CALL (Computer-assisted language learning).
С течением технического прогресса появилось все больше и больше усовершенствованных технических средств, имеющих значительный лингводидактический потенциал. Сегодня практика преподавания иностранных языков использует широкий спектр технических средств, таких как стационарные (например, компьютерные, интерактивные доски) и мобильные (планшеты, смартфоны), которые объединены концепцией «мультимедийных технологий». Появление этих различных обучающих технических средств также оказало воздействие на способ представления информации, которая чаще всего представлена в мультимедийном формате, то есть в нескольких формах одновременно: текстовая, графическая, видео, аудио, интерактивная. Таким образом, современные технологии, используемые при преподавании иностранных языков, можно объединить термином «мультимедийные технологии».
Тем не менее, многолетняя практика применения разнообразных подобных технологий при обучении иностранным языкам показывает, что сами по себе они, как таковые, не делают процесс изучения иностранного языка более результативным. Для применения мультимедийных технологий в их полном объеме нужна разработка особой методики.
Теоретическую базу работы составляют концепции иноязычного образования Е.И. Пассова; активного обучения (А.А. Вербицкий); теоретические основы методики преподавания иностранных языков (И.Л.Бим, Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез, Р.П.Мильруд, Е.И.Пассов, С.Г.Тер- Минасова, С.Ф.Шатилов, С.К.Фоломкина); возрастной психологии
(Абрамова Г.С.); методики преподавания иностранных языков с использованием мультимедийных технологий (Н.В. Изотова, Е.Ю. Буглаева, Л.А. Коняева, А.П. Малькина, Н.К. Рябцева
Проблемы воздействия современных информационно -
коммуникационных технологий (ИКТ) на процесс образования и их результативного использования во время обучения иностранным языкам описываются в работах таких отечественных исследователей как Р.К. Потапова, М.А. Бовтенко, П.В. Сысоев, Е.С. Полат, С.И. Титова, М.Н. Евстигнеев, Р.К. Пиотровская А.В. Зубов, О.А. Усков, Р.Г. Пиотровский, А.В. Хуторский, С.В. Фадеев и др. В зарубежной науке информатизация процесса обучения иностранным языкам поместилась в основу исследований следующих ученых: Дж. Дудней, M. Пегрум, Д. Бойд, Д. Кристал, M. Воршер, Дж. Девис, П. Бретт, M. Леви, Д. Хели и др.
Однако из-за активного хода технического прогресса, а также, появления новых видов мультимедийных технологий на фоне изменения образовательных парадигм, практика применения данных технологий все еще обгоняет теорию. Более того, существующие исследования в этой области в основном сосредоточены на методе обучения взрослых иностранным языкам.
Тем не менее, рассмотрение научной литературы по психологии и педагогике (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович) показало, что средний школьный возраст является самым важным этапом в развитии человека, на котором формируется основа умышленного познавательного интереса к учебе. Более того, эмпирический опыт авторов этого исследования доказывает повышенную заинтересованность молодого поколения к использованию мультимедийных технологий, в том числе в образовательных целях.
Нужно отметить, что необходимость введения современных технологий в процесс обучения в РФ признается и множеством инициатив государства. Например, требование об информатизации образования в Российской Федерации закреплено в Федеральном законе России от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), и в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
На основании выше изложенного была сформулирована тема данного исследования «Обучение продуктивным видам речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий на уроке иностранного языка в основной школе».
Объектом данного исследования является процесс обучения продуктивным видам речевой деятельности на уроке иностранного языка в основной школе.
Предмет: мультимедийные технологии при обучении продуктивным видам речевой деятельности на уроке иностранного языка в основной школе.
Цель: Создание модели обучения продуктивным видам речевой деятельности на уроке иностранного языка в основной школе при помощи мультимедийных средств...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования создание условий обучения продуктивным видам речевой деятельности на уроке иностранного языка в основной школе при помощи мультимедийных средств.
Для достижения этой цели был проведен ретроспективный анализ научной литературы в области теории и методологии преподавания иностранных языков, психологии, педагогики и лингвистики. В результате мы получили полную картину того, как современные мультимедийные технологии используются и могут использоваться в процессе обучения продуктивным видам речевой деятельности на уроках иностранного языка в основной школе.
На основе исследования теоретической литературы и проведения эксперимента в целях апробации модели обучения продуктивным видам речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий, можно сделать следующие выводы:
Речевая деятельность - процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом)
По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные и продуктивные
Через продуктивные виды речевой деятельности (говорение, письмо) реализуются формы мышечного, кинестетического контроля от органов артикуляции и от руки.
Существует два параметра структуры речевой деятельности - вертикальный и горизонтальный. Согласно вертикальному критерию выделяются три фазы РД: побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская, исполнительная. По горизонтальному критерию вычленяются три этапа РД - речевое высказывание, операция, навык
Решать проблему освоения продуктивных видов речевой деятельности можно с опорой на трехкомпонентную структуру речевой деятельности: за счет повышения мотивации учащихся к говорению и письму, более четкого планирования речевых действий и осмысленного контроля за результатом речевого взаимодействия. Чтобы решить эти три задачи предлагает использовать на уроках иностранного языка мультимедийные технологии.
Вторая, практическая глава данного исследования была посвящена разработке и апробации модели обучения продуктивным видам речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий на уроке английского языка в 5 классах (УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 5) авторы: Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс).
Исследование проводилось в группе в 14 человек, учащихся 5 класса. Если давать характеристику классу, то учащиеся пришли в профильный класс (гуманитарный), поэтому этот класс с высоким средним баллом и уровнем знания английского языка. Согласно личным делам, все учащиеся закончили четвертый класс с оценками не ниже 4. Средний балл в классе составляет 4, 33.
Результаты наблюдения за учащимися экспериментального класса показали, что в основе их действий, порождающих устные или письменные высказывания, лежит в основном внешняя (формируемая учителем, его волевыми действиями), неустойчивая мотивация, что также необходимо изменить. Кроме того учащиеся не всегда адекватно подбирают средства для оформления высказывания (вновь изученная лексика не используется в речи, грамматические структуры также используются «старые», а новые конструкции вызывают робость). В ходе наблюдения было также установлено, что учащиеся не слышат собственные ошибки и исправляют себя только с подачи учителя...


1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]: от 21 ноября 2014. - Режим доступа: URL: ййрзГ/минобрнауки.рф/документы. (01.04.2018)
2. Асочаков Ю.В. «Цифровая либерализация», «Цифровое неравенство» и киберскептицизм // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. №2 С.93-99.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2010.-623с.
Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону,2010.-384 с.
4. Анциферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека / Л.И. Анциферова - М.: 1980. - с. 210
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Учебное пособие / И.Л. Бим - М.: 1977.-с. 310
6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход /А.А. Вербицкий - М.: 1991. - с. 178
7. Баррон, Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя [Текст] // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 153-159.
8. Давыдов, В.В. Проблемы деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма [Текст] // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М. : Политиздат, 1990. - С. 239-251.
9. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. - 111 с, с. 5-7
10. Бовтенко М.А., Гарцов А.Д., Ельникова С.И. [и др.; под ред. А.Д. Гарцова]. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций /. - Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006.
- 211 с, с. 14-18
11. Власкина В.Ю. Образовательный Потенциал Социальных Сетей Твиттер И Инстаграм В Обучении Иностранным Языкам: Методика Исследования // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view7idM8679 (дата обращения: 15.12.2018).
12. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- 336с., с. 65
13. Гусевская Н. Ю., Ерёмина В.М. Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. №6 С.97¬101
14. Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва: Академия, 2009. - 140 с., с. 12
15. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М. : Русский язык, 1989. С. 145...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ