ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Е ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
ЕЕ Представление коммуникации и коммуникативных навыков в психолого¬педагогической литературе 7
Е2. Особенности коммуникации в старшем дошкольном возрасте 14
1.3. Средства развития коммуникативных навыков 18
1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных
навыков 21
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Констатирующий эксперимент 34
2.2. Формирующий эксперимент 41
2.3. Контрольный эксперимент 49
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В современном быстро меняющимся мире коммуникация становится необходимой и неотъемлемой частью жизни людей. Именно поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования устанавливается социально-коммуникативное развитие как одна из пяти ведущих областей.
Коммуникация как вид деятельности, присущий только человеку, зарождается в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, копирует поведение родителей и других значимых взрослых. Развиваются психические процессы, прежде всего речь, как основной компонент коммуникации, мышление. Психические свойства ребенка, его темперамент, устойчивое эмоциональное состояние также оказывают большое влияние на особенности его коммуникации. Опыт, знания и навыки, полученные в дошкольном возрасте, закладывают фундамент дальнейшей коммуникации, социализации и адаптации ребенка в школе.
Развитие коммуникативных навыков ребенка начинается с первого дня жизни. Едва появившись на свет, малыш контактирует с окружающими, созерцает и познает мир. В возрасте с 3 до 7 лет в сознании оседают установки норм поведения, ребенок способен оценить собственные речевые навыки. Низкая коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка чувства отчужденности, замкнутости, ненужности. Совершенствование опыта общения неотделимо от психологического взросления человека. Развитые коммуникативные навыки и толерантное отношение к социуму обеспечивают внутреннюю уверенность, способность самостоятельно найти решение в любой жизненной ситуации, максимально комфортное для себя и без ущерба для окружающих.
Современная система воспитания и обучения опирается на психолого-педагогические исследования, которые изучают теоретические и практические основы развития коммуникативных навыков детей в дошкольном возрасте. В основе различных научных трудов лежит концепция деятельности. Данная концепция была разработана А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем. Руководствуясь концептуальной идеей деятельностного подхода, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. Следует отметить, что многие исследования доказывают тот факт, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), а также влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин). В связи с этим, развитие коммуникативных навыков выступает одним из актуальных направлений работы с детьми в системе дошкольного образования.
Мастерство педагога проявляется, как известно, в сфере его коммуникации. Открытое взаимодействие взрослого и детей в условиях педагогической деятельности-важное условие успеха и удовлетворенности педагога своим профессиональным трудом. В то же время, именно отсутствие умений налаживать контакт с детьми является одной из причин многих неудач и разочарований в педагогической профессии. Бесспорно, то, что отношения, которые сложились между педагогом и воспитанником важно рассматривать, как основной компонент педагогической деятельности. Проблема коммуникации - проблема комплексная, и рассматривать ее следует в разных аспектах...
На данном этапе времени педагоги дошкольного образования и родители часто отмечают с тревогой, что многие дети испытывают серьезные трудности в коммуникации с окружающими, в особенности со сверстниками. Дошкольники не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не в силах поддержать и развить установившийся контакт; не способны согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.
Основы морального сознания, характер человека, закладывается в раннем возрасте, поэтому педагогически правильное решение проблем воспитания и обучения нужно начинать с выявления закономерностей воспитания отношения к людям, сверстнику. В тот возрастной период, когда возникла и состоялась потребность в общении не только с близкими взрослыми, что закономерно, но и с другими взрослыми и детьми. В этот период ребенок активно на собственном опыте проверяет справедливость словесно выраженных требований, правил совместной деятельности, игр, норм общежития в целом. Попытка рассмотреть развитие ребенка вне процесса активного воспроизводства и системы социальных связей приводит к тому, что культура рассматривается как условная плохо структурированная коллекция правил или стандартов, регулирующих взаимодействие, контакт людей. Чтобы не оказаться на подобных позициях, необходимо рассматривать формирование отношений между детьми как бы изнутри с точки зрения общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством сюжетно- 53
ролевой игры, актуальность которой связана с необходимостью ее решения уже в дошкольном возрасте.
Объектом нашего исследования являлись коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста, а предметом исследования - сюжетно¬ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме мы определили основные понятия такие как: коммуникативные навыки и сюжетно-ролевая игра.
В теоретической части мы подробно рассмотрели структуру и значение сюжетно-ролевой игры, а также ее значение в старшем дошкольном возрасте.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
В экспериментальном исследовании была разработана и реализована программа формирующих сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав результаты проведенного нами исследования, мы пришли к такому выводу, что к концу нашего исследования в процессе организации сюжетно-ролевой игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и развиваются умения общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Это говорит о том, что программа формирующего эксперимента значительно повлияла на развитие коммуникативных навыков детей старшей группы.
Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, положенную в основу данного исследования: что использование сюжетно-ролевой игры будет способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
1. Акулова О.В. Творческие игры. // Дошкольное воспитание. 2017. 24с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. / Ю.П. Азаров. М.: Эксмо, 2018. 384с.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П.Азаров. М.: Эксмо, 2016. 496с.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. -5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. №4. 364 с.
5. Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах. М.: Рунайс, 2018. 320 с.
6. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
7. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы. М.: Рунайс, 2018. 256 с.
8. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. М.: АРКТИ, 2002. С. 3-6.
9. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 356 с.
10. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2016. 96 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2009. 203с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: Учеб, пособие / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 2017. ПО с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, Издательство: «Национальное образование». 2016. 443 с.
14. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2017.
15. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие. М.: Просвещение, 1992. 143 с...52