Введение 3
Глава 1. Морфология и экология бентосных водорослей р. Енисей 5
1.1. Физико-географическая характеристика реки Енисей 5
1.2. Характеристика бентосных водорослей 8
Глава 2. Методические рекомендации при организации научно-исследовательской деятельности с обучающимися 21
Глава 3. Организация и проведение научно-исследовательской деятельности с обучающими 6-ого класса по теме «Водоросли» 25
2.1. Анкетирование обучающихся 6-ого класса 21
2.2. Результаты исследования проб воды из р. Енисей 32
2.3. Повторное анкетирование обучающихся 6-ого класса 38
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А 47
Приложение Б 48
Приложение В 49
Приложение Г 50
Приложение Д 51
Приложение Е 52
Приложение Ж 53
Приложение З
В связи с введением ФГОС второго поколения (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.10 № 1897), который предполагает системно-деятельностный подход, необходимо использовать научно-исследовательскую работу в школе. Во ФГОС упоминается, что программа должна быть направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Внеурочная деятельность должна организовываться по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [20].
Между тем научно-исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современных школах. В школах действуют научные кружки обучающихся, которые каждый год проводят защиты научных работ, а также школьные конференции. Именно научно-исследовательская деятельность в настоящее время считается современной образовательной технологией.
Научно-исследовательская работа играет важную роль на уроках биологии, поскольку недостаточное внимание уделяется практическим занятиям, способствующим формированию представлений о познании окружающего мира. Знания и навыки, полученные в процессе исследований, помогут обучающимся лучше узнать природу, сформировать экологическое мышление, а также соединить практические навыки с теоретическим курсом биологии.
Объект исследования: научно-исследовательская деятельность.
Предмет исследования: научно-исследовательская работа по теме "Водоросли".
Цель: проектирование научно-исследовательской деятельности по теме «Водоросли» у обучающихся 6-ого класса.
Задачи:
1. Рассмотреть физико-географическую характеристику р. Енисей.
2. Охарактеризовать содержание и структуру научно-исследовательской деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности по теме «Водоросли» с обучающимися 6-ого класса.
Методы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Обобщение
Выпускная квалификационная работа состоит из 54 страниц, 32 иллюстраций, 5 таблиц, а также из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Енисей —одна из самых многоводных рек России. Свое начало Енисей берет в скалистых горах Республике Тыва. Енисей образуется слиянием двух рек - Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея (Ка-Хем).
В ходе исследования, была проработана структура и содержание научно-исследовательской деятельности. В структуру входят пояснительная записка, учебно-тематический план, программа научно-исследовательской деятельности, которая состоит из 12 учебных занятий, включающих: беседу, семинары, лекции, проект, игры, экскурсия, лабораторные работы, конференцию.
Методические рекомендации включают разработанный алгоритм для научно-исследовательской работы. Результатом исследования являются повышение качества знаний обучающихся.