ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий 9
1.1. Математическое образование на современном этапе, электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии 9
1.2. Возможности информационных технологий для организации обучения
математике 15
1.3. Модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе
дистанционных образовательных технологий 23
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. Методика реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий 32
2.1. Структура и содержание электронного образовательного ресурса для
организации обучения математике в 5-6 классах 32
2.2. Методическое обеспечение организации обучения математике в 5-6 классах
на основе дистанционных образовательных технологий 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценка
эффективности разработанной модели 46
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 66
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий 9
1.1. Математическое образование на современном этапе, электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии 9
1.2. Возможности информационных технологий для организации обучения
математике 15
1.3. Модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе
дистанционных образовательных технологий 23
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. Методика реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий 32
2.1. Структура и содержание электронного образовательного ресурса для
организации обучения математике в 5-6 классах 32
2.2. Методическое обеспечение организации обучения математике в 5-6 классах
на основе дистанционных образовательных технологий 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценка
эффективности разработанной модели 46
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 66
В настоящее время каждый ребенок имеет право на образование, но не каждый имеет возможность воспользоваться данным правом. В 43 статье Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Существует причины, по которым не все дети могут воспользоваться правом на образование. Одной из самых распространенных причин данного явления - не-посещение образовательного учреждения по состоянию здоровья.
На данный момент система образования использует различные подходы в обучении детей с особыми потребностями. В настоящее время происходит реализация инклюзивного образования в школах. Это означает включение в образовательный процесс детей с различными возможностями развития. Такие дети требуют особого подхода, индивидуального плана и темпа обучения, поэтому очень часто таких детей переводят на домашнее обучение и воспитание. Индивидуальный план работы с ребенком позволяет учесть темп его работы, утомляемость, работоспособность, кроме этого дает возможность компенсировать изолированность детей от своих сверстников.
Помимо этого, в качестве причин перевода детей на домашнее обучение могут выступать: занятие профессиональным спортом или творчеством, которые не позволяет обучающемуся посещать школу, умственное опережение обучающимся своих сверстников, а также временные проблемы с физическим здоровьем.
Изучением обучения на дому занимались М.В. Аминева, Л.Р. Аркатова, Н.А. Варданян, Т.А. Крончева, М.А. Овчинникова, И.В. Суворова и др. Они делают выводы о необходимости доработки программ, а также дидактического обеспечения домашнего обучения. Актуальным является разработка обеспечения на основе использованием потенциала персонального компьютера и информационных технологий.
Будем рассматривать обучение детей на дому с использованием дистанционных образовательных технологий как электронное обучение (С.А. Корниенко). С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, электронное обучение получило новый толчок развития. В 16 статье Закона об образовании говорится о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ряд педагогов считает, что применение электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) повышает качество образования, но на данный момент не выпущены методические рекомендации по организации электронного обучения.
Также весной 2020 г. пандемия коронавируса поменяла привычный уклад жизни всего мира. Ситуация в мире заставила школы, техникумы и высшие учебные заведения перейти на дистанционное обучение. Р.А. Бостанов, Е.А. Миронкина, Л.Ю. Шарабаева и др. в своих работах указывают, что ДОТ позволяют решить целый ряд задач по обеспечению доступности образования, также они описывают, как можно организовать образовательный процесс на основе ДОТ. Однако данные авторы делают вывод, что у отдельных педагогов возникают трудности при организации обучения на основе ДОТ.
Помимо этого, важнейшим аспектом современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Поэтому, задания с использованием информационных технологий для домашнего обучения математике должны способствовать формированию УУД обучающегося.
В настоящее время изданы нормативно-правовые документы, регламентирующие электронное обучение математики, накоплен опыт работы с ДОТ, однако нет научно обоснованной эффективной модели обучения математике с применением ДОТ.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием следующих противоречий:
- между потребностями государства и общества в готовности обучающихся к владению УУД в течение всей жизни и недостаточностью обеспечения этих потребностей обучающихся в процессе обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий;
- между необходимостью формирования универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и отсутствием современной результативной модели обучения математике, направленных на их формирование.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: как эффективно организовать обучение математике в основной школе с использованием потенциала персонального компьютера и дистанционных технологий?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования: «Организация обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий».
Цель исследования: разработка модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных технологий и методики её реализации.
Объект исследования: обучение математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
Предмет исследования: модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий и методика её реализации.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если разработать научно обоснованную модель организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и методику ее реализации, включающую методическое обеспечение, комплекс интерактивных упражнений, то результативность обучения математике в 5-6 классах, измеряемая уровнем сформированности универсальных учебных действий обучающихся будет более высокой.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа нормативных документов и психолого-педагогической литературы выявить подходы к реализации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
2. Разработать модель организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
3. Разработать методическое обеспечение реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанной модели и методики её реализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной по теме исследования, школьных стандартов, учебно-методических комплексов; формулировка гипотезы исследования и разработка модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных технологий; анализ результатов опытно-экспериментальной работы; педагогический эксперимент и обработка его результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны основные аспекты организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и раскрыты их основные возможности в обучении математике. Возможности ДОТ могут позволить повысить эффективность домашнего обучения математике в 5-6 классах. Уровни сформированности УУД у учащихся 5-6 классов позволят увидеть данную эффективность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий, методика ее реализации, включающую методическое обеспечение, а также комплекс интерактивных упражнений.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы автора в МАОУ «КУГ № 1 - Универс» г. Красноярска.
Публикации: По результатам исследования автором опубликовано 3 статьи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий. Проводится анализ математического образования на современном уровне. Приводятся понятия дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются основные возможности информационно-коммуникационных технологий в обучении математике. Также описывается модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе дистанционных образовательных технологий.
Во второй главе описывается структура и содержание электронного образовательного ресурса для организации обучения математике в 5-6 классах. Приводится методическое обеспечение организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий. А также проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценка эффективности разработанной модели.
Существует причины, по которым не все дети могут воспользоваться правом на образование. Одной из самых распространенных причин данного явления - не-посещение образовательного учреждения по состоянию здоровья.
На данный момент система образования использует различные подходы в обучении детей с особыми потребностями. В настоящее время происходит реализация инклюзивного образования в школах. Это означает включение в образовательный процесс детей с различными возможностями развития. Такие дети требуют особого подхода, индивидуального плана и темпа обучения, поэтому очень часто таких детей переводят на домашнее обучение и воспитание. Индивидуальный план работы с ребенком позволяет учесть темп его работы, утомляемость, работоспособность, кроме этого дает возможность компенсировать изолированность детей от своих сверстников.
Помимо этого, в качестве причин перевода детей на домашнее обучение могут выступать: занятие профессиональным спортом или творчеством, которые не позволяет обучающемуся посещать школу, умственное опережение обучающимся своих сверстников, а также временные проблемы с физическим здоровьем.
Изучением обучения на дому занимались М.В. Аминева, Л.Р. Аркатова, Н.А. Варданян, Т.А. Крончева, М.А. Овчинникова, И.В. Суворова и др. Они делают выводы о необходимости доработки программ, а также дидактического обеспечения домашнего обучения. Актуальным является разработка обеспечения на основе использованием потенциала персонального компьютера и информационных технологий.
Будем рассматривать обучение детей на дому с использованием дистанционных образовательных технологий как электронное обучение (С.А. Корниенко). С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, электронное обучение получило новый толчок развития. В 16 статье Закона об образовании говорится о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ряд педагогов считает, что применение электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) повышает качество образования, но на данный момент не выпущены методические рекомендации по организации электронного обучения.
Также весной 2020 г. пандемия коронавируса поменяла привычный уклад жизни всего мира. Ситуация в мире заставила школы, техникумы и высшие учебные заведения перейти на дистанционное обучение. Р.А. Бостанов, Е.А. Миронкина, Л.Ю. Шарабаева и др. в своих работах указывают, что ДОТ позволяют решить целый ряд задач по обеспечению доступности образования, также они описывают, как можно организовать образовательный процесс на основе ДОТ. Однако данные авторы делают вывод, что у отдельных педагогов возникают трудности при организации обучения на основе ДОТ.
Помимо этого, важнейшим аспектом современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Поэтому, задания с использованием информационных технологий для домашнего обучения математике должны способствовать формированию УУД обучающегося.
В настоящее время изданы нормативно-правовые документы, регламентирующие электронное обучение математики, накоплен опыт работы с ДОТ, однако нет научно обоснованной эффективной модели обучения математике с применением ДОТ.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием следующих противоречий:
- между потребностями государства и общества в готовности обучающихся к владению УУД в течение всей жизни и недостаточностью обеспечения этих потребностей обучающихся в процессе обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий;
- между необходимостью формирования универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и отсутствием современной результативной модели обучения математике, направленных на их формирование.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: как эффективно организовать обучение математике в основной школе с использованием потенциала персонального компьютера и дистанционных технологий?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования: «Организация обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий».
Цель исследования: разработка модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных технологий и методики её реализации.
Объект исследования: обучение математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
Предмет исследования: модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий и методика её реализации.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если разработать научно обоснованную модель организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и методику ее реализации, включающую методическое обеспечение, комплекс интерактивных упражнений, то результативность обучения математике в 5-6 классах, измеряемая уровнем сформированности универсальных учебных действий обучающихся будет более высокой.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа нормативных документов и психолого-педагогической литературы выявить подходы к реализации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
2. Разработать модель организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
3. Разработать методическое обеспечение реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанной модели и методики её реализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной по теме исследования, школьных стандартов, учебно-методических комплексов; формулировка гипотезы исследования и разработка модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных технологий; анализ результатов опытно-экспериментальной работы; педагогический эксперимент и обработка его результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны основные аспекты организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и раскрыты их основные возможности в обучении математике. Возможности ДОТ могут позволить повысить эффективность домашнего обучения математике в 5-6 классах. Уровни сформированности УУД у учащихся 5-6 классов позволят увидеть данную эффективность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий, методика ее реализации, включающую методическое обеспечение, а также комплекс интерактивных упражнений.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы автора в МАОУ «КУГ № 1 - Универс» г. Красноярска.
Публикации: По результатам исследования автором опубликовано 3 статьи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий. Проводится анализ математического образования на современном уровне. Приводятся понятия дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются основные возможности информационно-коммуникационных технологий в обучении математике. Также описывается модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе дистанционных образовательных технологий.
Во второй главе описывается структура и содержание электронного образовательного ресурса для организации обучения математике в 5-6 классах. Приводится методическое обеспечение организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий. А также проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценка эффективности разработанной модели.
В ходе исследования в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой получены следующие результаты:
Было проанализировано математическое образование на современном этапе, а также понятия: электронное обучение и дистанционные образовательные техно-логии. Дистанционных образовательных технологий реализуются в основном с применением информационно-коммуникационные технологий.
Также были рассмотрены возможности ИКТ при организации обучения математике в 5-6 классах. Мультимедиа возможности информационных технологий позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче и более нагляднее, что важно для урока математики. Помимо этого ИКТ могут брать на себя некоторые функции учителя.
Основываясь на сформированных представлениях о специфики обучения математики на основе ДОТ и возможностях ИКТ, была разработана модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе ДОТ. Модель включает в себя целевого, содержательно-технологического результативно-оценочного блоки.
Разработана и апробирована методика реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных техно-логий, которая включает в себя структуру и содержание электронного образовательного ресурса, а также методическое обеспечение организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена эффективность разработанной модели организации обучения математике в 5-6 классе на основе дистанционных образовательных технологий.
Полученные результаты в ходе анализа данных показали положительную динамику. Положительная динамика в изменении уровней, которые характеризуют сформированность познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 классов в процессе изучения раздела «Десятичные дроби», показывает, что разработанная и реализованная на практике модель обеспечивает успешное формирование познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 классов.
Перспектива дальнейшего исследования данной проблемы видится в разработке методического обеспечения организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий для других разделов курса математики.
Было проанализировано математическое образование на современном этапе, а также понятия: электронное обучение и дистанционные образовательные техно-логии. Дистанционных образовательных технологий реализуются в основном с применением информационно-коммуникационные технологий.
Также были рассмотрены возможности ИКТ при организации обучения математике в 5-6 классах. Мультимедиа возможности информационных технологий позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче и более нагляднее, что важно для урока математики. Помимо этого ИКТ могут брать на себя некоторые функции учителя.
Основываясь на сформированных представлениях о специфики обучения математики на основе ДОТ и возможностях ИКТ, была разработана модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе ДОТ. Модель включает в себя целевого, содержательно-технологического результативно-оценочного блоки.
Разработана и апробирована методика реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных техно-логий, которая включает в себя структуру и содержание электронного образовательного ресурса, а также методическое обеспечение организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена эффективность разработанной модели организации обучения математике в 5-6 классе на основе дистанционных образовательных технологий.
Полученные результаты в ходе анализа данных показали положительную динамику. Положительная динамика в изменении уровней, которые характеризуют сформированность познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 классов в процессе изучения раздела «Десятичные дроби», показывает, что разработанная и реализованная на практике модель обеспечивает успешное формирование познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 классов.
Перспектива дальнейшего исследования данной проблемы видится в разработке методического обеспечения организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий для других разделов курса математики.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Использование геймификации в математической подготовке обучающихся 5-6 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ГЕЙМ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (на примере ФГБОУ ДПО «АИПКРС АПК»)
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



