Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №156988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий 9
1.1. Математическое образование на современном этапе, электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии 9
1.2. Возможности информационных технологий для организации обучения
математике 15
1.3. Модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе
дистанционных образовательных технологий 23
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. Методика реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий 32
2.1. Структура и содержание электронного образовательного ресурса для
организации обучения математике в 5-6 классах 32
2.2. Методическое обеспечение организации обучения математике в 5-6 классах
на основе дистанционных образовательных технологий 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценка
эффективности разработанной модели 46
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 66


В настоящее время каждый ребенок имеет право на образование, но не каждый имеет возможность воспользоваться данным правом. В 43 статье Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Существует причины, по которым не все дети могут воспользоваться правом на образование. Одной из самых распространенных причин данного явления - не-посещение образовательного учреждения по состоянию здоровья.
На данный момент система образования использует различные подходы в обучении детей с особыми потребностями. В настоящее время происходит реализация инклюзивного образования в школах. Это означает включение в образовательный процесс детей с различными возможностями развития. Такие дети требуют особого подхода, индивидуального плана и темпа обучения, поэтому очень часто таких детей переводят на домашнее обучение и воспитание. Индивидуальный план работы с ребенком позволяет учесть темп его работы, утомляемость, работоспособность, кроме этого дает возможность компенсировать изолированность детей от своих сверстников.
Помимо этого, в качестве причин перевода детей на домашнее обучение могут выступать: занятие профессиональным спортом или творчеством, которые не позволяет обучающемуся посещать школу, умственное опережение обучающимся своих сверстников, а также временные проблемы с физическим здоровьем.
Изучением обучения на дому занимались М.В. Аминева, Л.Р. Аркатова, Н.А. Варданян, Т.А. Крончева, М.А. Овчинникова, И.В. Суворова и др. Они делают выводы о необходимости доработки программ, а также дидактического обеспечения домашнего обучения. Актуальным является разработка обеспечения на основе использованием потенциала персонального компьютера и информационных технологий.
Будем рассматривать обучение детей на дому с использованием дистанционных образовательных технологий как электронное обучение (С.А. Корниенко). С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, электронное обучение получило новый толчок развития. В 16 статье Закона об образовании говорится о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ряд педагогов считает, что применение электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) повышает качество образования, но на данный момент не выпущены методические рекомендации по организации электронного обучения.
Также весной 2020 г. пандемия коронавируса поменяла привычный уклад жизни всего мира. Ситуация в мире заставила школы, техникумы и высшие учебные заведения перейти на дистанционное обучение. Р.А. Бостанов, Е.А. Миронкина, Л.Ю. Шарабаева и др. в своих работах указывают, что ДОТ позволяют решить целый ряд задач по обеспечению доступности образования, также они описывают, как можно организовать образовательный процесс на основе ДОТ. Однако данные авторы делают вывод, что у отдельных педагогов возникают трудности при организации обучения на основе ДОТ.
Помимо этого, важнейшим аспектом современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Поэтому, задания с использованием информационных технологий для домашнего обучения математике должны способствовать формированию УУД обучающегося.
В настоящее время изданы нормативно-правовые документы, регламентирующие электронное обучение математики, накоплен опыт работы с ДОТ, однако нет научно обоснованной эффективной модели обучения математике с применением ДОТ.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием следующих противоречий:
- между потребностями государства и общества в готовности обучающихся к владению УУД в течение всей жизни и недостаточностью обеспечения этих потребностей обучающихся в процессе обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий;
- между необходимостью формирования универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и отсутствием современной результативной модели обучения математике, направленных на их формирование.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: как эффективно организовать обучение математике в основной школе с использованием потенциала персонального компьютера и дистанционных технологий?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования: «Организация обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий».
Цель исследования: разработка модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных технологий и методики её реализации.
Объект исследования: обучение математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
Предмет исследования: модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий и методика её реализации.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если разработать научно обоснованную модель организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и методику ее реализации, включающую методическое обеспечение, комплекс интерактивных упражнений, то результативность обучения математике в 5-6 классах, измеряемая уровнем сформированности универсальных учебных действий обучающихся будет более высокой.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа нормативных документов и психолого-педагогической литературы выявить подходы к реализации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
2. Разработать модель организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
3. Разработать методическое обеспечение реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанной модели и методики её реализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной по теме исследования, школьных стандартов, учебно-методических комплексов; формулировка гипотезы исследования и разработка модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных технологий; анализ результатов опытно-экспериментальной работы; педагогический эксперимент и обработка его результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны основные аспекты организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий и раскрыты их основные возможности в обучении математике. Возможности ДОТ могут позволить повысить эффективность домашнего обучения математике в 5-6 классах. Уровни сформированности УУД у учащихся 5-6 классов позволят увидеть данную эффективность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий, методика ее реализации, включающую методическое обеспечение, а также комплекс интерактивных упражнений.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы автора в МАОУ «КУГ № 1 - Универс» г. Красноярска.
Публикации: По результатам исследования автором опубликовано 3 статьи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий. Проводится анализ математического образования на современном уровне. Приводятся понятия дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются основные возможности информационно-коммуникационных технологий в обучении математике. Также описывается модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе дистанционных образовательных технологий.
Во второй главе описывается структура и содержание электронного образовательного ресурса для организации обучения математике в 5-6 классах. Приводится методическое обеспечение организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий. А также проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оценка эффективности разработанной модели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой получены следующие результаты:
Было проанализировано математическое образование на современном этапе, а также понятия: электронное обучение и дистанционные образовательные техно-логии. Дистанционных образовательных технологий реализуются в основном с применением информационно-коммуникационные технологий.
Также были рассмотрены возможности ИКТ при организации обучения математике в 5-6 классах. Мультимедиа возможности информационных технологий позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче и более нагляднее, что важно для урока математики. Помимо этого ИКТ могут брать на себя некоторые функции учителя.
Основываясь на сформированных представлениях о специфики обучения математики на основе ДОТ и возможностях ИКТ, была разработана модель организации обучения математике в 5-6 классе на основе ДОТ. Модель включает в себя целевого, содержательно-технологического результативно-оценочного блоки.
Разработана и апробирована методика реализации модели организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных техно-логий, которая включает в себя структуру и содержание электронного образовательного ресурса, а также методическое обеспечение организации обучения математике на основе дистанционных образовательных технологий.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена эффективность разработанной модели организации обучения математике в 5-6 классе на основе дистанционных образовательных технологий.
Полученные результаты в ходе анализа данных показали положительную динамику. Положительная динамика в изменении уровней, которые характеризуют сформированность познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 классов в процессе изучения раздела «Десятичные дроби», показывает, что разработанная и реализованная на практике модель обеспечивает успешное формирование познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 классов.
Перспектива дальнейшего исследования данной проблемы видится в разработке методического обеспечения организации обучения математике в 5-6 классах на основе дистанционных образовательных технологий для других разделов курса математики.



1. Андреев, А. А. Очерки дистанционного обучения в России / А. А. Андреев // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 1(13). - С. 16¬31.
2. Антуфьева, М. П. Понятие "семейное образование" в России и США: сопоставительный анализ / М. П. Антуфьева // Мир науки, культуры, образования.
- 2019. - № 5(78). - С. 164-165.
3. Бикмухаметов, И. Х. Дистанционное обучение в высшей школе: социально-экономический и организационный аспекты / И. Х. Бикмухаметов, Е. А. Колганов. - Уфа : Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.-234 с.
4. Биричевская, Ю. Г. Преимущества дистанционного обучения в системе Moodle / Ю. Г. Биричевская, Т. В. Ильиных // Вестник научных конференций. - 2018. - № 6-1(34). - С. 14-17.
5. Ваганова, О. И. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности / О. И. Ваганова, И. Р Воронина, Д. А. Лошкарева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - С. 135-139.
6. Габдрахманова, З. З. Особенности использования конструктора веб-сайтов Wix.com/ З. З. Габдрахманова // Студент - исследователь : материалы Все-российского конкурса студенческих научно-исследовательских работ, Казань, 06 апреля 2017 года / ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2017. - С. 136-138.
7. Гарькуша, Н. В. Особенности организации образовательного сайта / Н. В. Гарькуша, Н. И. Буторина // Наука и перспективы. - 2016. - № 4. - С. 32-39.
8. Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / Е.Б. Файзулин, Е.В. Карманова // Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий: сб. материалов и докладов IV всеросс. науч.-практ. конф.-Екатеринбург: ИОЦ «Информед. - 2016. - С. 51-58.
9. Горбунова, Е. Е. Дистанционные технологии в образовании / Е. Е. Горбунова, А. А. Бутюгина, Т. В. Полушкина // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 1. - С. 428-433.
10. Далингер, В. А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике / В. А. Далингер // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 3-1. - С. 131.
11. Дорофеева, Н. В. Использование сервисов веб 2.0 на уроках и во внеурочной деятельности / Н. В. Дорофеева // Развивающий потенциал образовательных Web-технологий : сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Арзамас, 17-18 мая 2018 года / Науч. Ред.С.В. Миронова, отв. Ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского". - Арзамас, 2018. - С. 199-201.
12. Жуйкова, К.В. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего : Аналитический отчет по результатам социологического исследования / К. В. Жуйкова, С. В. Ляликова, В. М. Карпова ; Под общ. ред. А.И. Антонова. - Москва : ООО "МАКС Пресс", 2018. - 145 с.
13. Исаева, З. И. Применение интерактивных методов обучения на уроках математики / З. И. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 81-84.
14. Карасева, А. А. Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Карасева // Вестник науки и образования. - 2017. - № 11(35). - С. 104-108.
15. Картузов, А. В. Интерактивные средства обучения в образовательном процессе / А. В. Картузов // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3(60). - С. 61-64.
16. Колесниченко А.А. Возможности информационных технологий для организации домашнего обучения математике // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с между-народным участием научно-методической конференции, Красноярск, 13-14 ноября 2019г. / отв. ред. В.Р. Майер; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - С. 77-80.
17. Колесниченко А.А. Дидактические возможности использования интерактивных средств при реализации электронного обучения математике // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VII Все-российской c международным участием научно-методической конференции. Красноярск, 10-11 ноября 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. -С. 197-202.
18. Колесниченко А.А. Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению математики на основе использования информационных технологий // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 28 апреля 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - С. 70-71.
19. Кондратьева, Е. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников через использование информационных технологий на уроках математики / Е. С. Кондратьева // Проблемы педагогики. - 2015. - № 1(2). - С. 34-39.
20. Концепция развития математического образования в Российской Феде-рации от 24 декабря 2013 № 2506-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.10.2020 № 2604-р).
21. Корниенко, С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы / С. А. Корниенко // Педагогика: традиции и инновации : Материалы V Международной научной конференции : Два комсомольца, 2014. - С. 175-182.
22. Кузьмина, М. В. Дистанционные образовательные технологии: какое место они должны занимать в современной школе и как могут использоваться? / М. В. Кузьмина, М. Б. Лебедева, И. Е. Михайлова // Региональная образовательная информационная среда. РОИС - 2018 : Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19 апреля 2018 года. - Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", 2018. - С. 52-60.
23. Лагунская С.С. «Интерактивность» и сущность интерактивного обучения //Actualscience. - 2016. - Т. 2. - №. 2. - С. 31-32.
24. Манюрова, Г. Х. Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психолого-педагогические категории / Г. Х. Манюрова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 170-176.
25. Маркова А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрастах / А. К. Маркова // Вестник практической психологии образования. - 2012. - №. 4. - С. 104-106.
26. Матлин, А. О. Интерактивные средства обучения в образовательном процессе / А. О. Матлин, С. А. Фоменков // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2010. - № 6(66). - С. 110-111.
27. Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018 — 144 с.
28. Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018 — 288 с.
29. Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2019 — 304 с.
30. Минина, Е. В. Опыт использования интерактивной рабочей тетради Skysmart в дистанционном обучении на разных этапах урока / Е. В. Минина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 3(11). - С. 80-84.
31. Мосунова, К. С. Информационно-коммуникационные технологии как психолого-педагогическое понятие / К. С. Мосунова // Наука, техника и образование. - 2020. - № 6(70). - С. 86-89.
32. Мухина, Ю. Р Соотношение понятий "информационные технологии" и "современные информационные технологии" в обучении / Ю. Р Мухина // Молодой ученый. - 2009. - № 11. - С. 295-298.
33. Нагаева, И. А. Дистанционные образовательные технологии в современном образовании / И. А. Нагаева. - Москва-Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2018. - 159 с.
34. Оленцов, А. Е. Переход обучающихся на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса / А. Е. Оленцов // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2020. - № 16. - С. 330-333.
35. Павлов А.Л. Пути развития математического образования / А.Л. Павлов, Я.С. Бродский / Дидактика математики: проблемы и исследования.-Донецк: Фирма ТЕАСН. - 2018. - №. 47. - С. 7-14.
36. Пожарова, Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г. А. Пожарова // Молодой ученый. - 2021. - № 1(343). - С. 62-64.
37. Пьянников, М. М. К вопросу о понятиях "дистанционное обучение" и "дистанционное образование" / М. М. Пьянников // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 1. - С. 41-45.
38. Роберт, И. В. Информационно-образовательное пространство / И. В. Роберт, И. Ш. Мухаметзянов, В. А. Касторнова // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. - 2018. - № 1(104). - С. 41.
39. Староверова, Т.И. Домашнее образование в России / Т.И. Староверова // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 84-91
40. Тихобаев, А. Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения /
А. Г. Тихобаев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8(123). - С. 81-84.
41. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / С. Г. Данилюк, О. А. Козлов, Л. П. Мартиросян [и др.]. - Москва : ООО "Издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2012. - 69 с. - (Информатизация образования) .
42. Тумашева, О. В. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода / О. В. Тумашева, О. В. Берсенева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 4(34). - С. 62-65.
43. Фабрикантова, Е. В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения : Учебное пособие к спецкурсу для студентов факультета до-школьного и начального образования / Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полянская, Т. В. Ильясова. - Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2015. - 52 с.
44. ФГОС ООО приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс]. - URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa
45. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
46. Чистяков, В. А. Понятие информационнообразовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами / В. А. Чистяков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 97. - С. 1279-1302.
47. Шаповал, Ю. Р Метапредметность в образовании. Актуальность и перспективы / Ю. Р Шаповал // Вестник науки и образования. - 2019. - № 10-1(64). - С. 84-87.
48. Шаров, В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство /
В. С. Шаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 236-240.
49. Шестакова, Л. А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса / Л. А. Шестакова // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - № 1(2). - С. 47-52.
50. Ямалетдинова, А. М. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе / А. М. Ямалетдинова, А. С. Медведева // Вестник Башкирского университета. - 2016. - Т. 21. - № 4. - С. 1134-1141.
51. Essence Of School Mathematics Education In Russia: Prospects Of Development / M. B. Shashkina, O. V. Tumasheva, Yu. E. Valkova, M. A. Kave // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 20-22 мая 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. - Krasnoyarsk: European Proceedings, 2020. - P 982-993.
52. Lin Y. W.The effect of blended learning in mathematics course / Y. W. Lin,
C. L. Tseng, P J. Chiang // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2016. - Vol. 13. - No 3. - P 741-770.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ