ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты подготовки обучающихся 10-11 классов к продолжению математического образования в вузе 8
1.1. Проблема преемственности математического образования в школе и
вузе 9
1.2. Дефициты математической подготовки обучающихся по результатам
итоговой государственной аттестации 15
1.3. Требования к качеству математической подготовки выпускников школ в
контексте продолжения образования в вузе 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Курс по выбору «различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» для подготовки обучающихся к продолжению математического образования в
вузе 28
2.1. Программа, содержание и методические идеи курса 28
2.2. Описание модулей курса и фрагменты занятий 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Приложение А. Вариант письменного теста, предлагаемого студентам для оценки остаточного уровня знаний в МГТУ им. Н.Э. Баумана 82
Приложение Б. Вариант письменного теста, предлагаемого студентам для оценки остаточного уровня знаний в ИМФИ КГПУ им. В. П. Астафьева 83
Приложение В. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы
В. М. Брадиса 84
Приложение Г. Реализация дифференцированного подхода в обучении на примере разноуровневых заданий к уроку «Комбинации различных методов в решении задач с параметрами» 85
Приложение Д. Диагностические работы, проведенные за период педагогического эксперимента 91
Приложение Е. Анкета для участников курса «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» 93
Приложение Ж. Результаты анкетирования 94
Приложение З. Лист с рефлексией для участников курса 98
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты подготовки обучающихся 10-11 классов к продолжению математического образования в вузе 8
1.1. Проблема преемственности математического образования в школе и
вузе 9
1.2. Дефициты математической подготовки обучающихся по результатам
итоговой государственной аттестации 15
1.3. Требования к качеству математической подготовки выпускников школ в
контексте продолжения образования в вузе 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Курс по выбору «различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» для подготовки обучающихся к продолжению математического образования в
вузе 28
2.1. Программа, содержание и методические идеи курса 28
2.2. Описание модулей курса и фрагменты занятий 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Приложение А. Вариант письменного теста, предлагаемого студентам для оценки остаточного уровня знаний в МГТУ им. Н.Э. Баумана 82
Приложение Б. Вариант письменного теста, предлагаемого студентам для оценки остаточного уровня знаний в ИМФИ КГПУ им. В. П. Астафьева 83
Приложение В. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы
В. М. Брадиса 84
Приложение Г. Реализация дифференцированного подхода в обучении на примере разноуровневых заданий к уроку «Комбинации различных методов в решении задач с параметрами» 85
Приложение Д. Диагностические работы, проведенные за период педагогического эксперимента 91
Приложение Е. Анкета для участников курса «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» 93
Приложение Ж. Результаты анкетирования 94
Приложение З. Лист с рефлексией для участников курса 98
Актуальность исследования. В век высоких технологий возрастает значение и роль качественного математического образования. Однако необходимость повышения его уровня обусловлена не только стремительным техническим прогрессом, но и несоответствием современной математической подготовки выпускников обязательным требованиям, утвержденным правительством Российской Федерации (РФ). К наиболее существенным проблемам качества математического образования можно отнести: низкий уровень школьного математического образования; отсутствие преемственности между ступенями образования, в частности на уровнях средней и высшей школы; разрыв между требованиями вузов к математической подготовке абитуриентов и реальными знаниями последних; снижение фундаментальности математического образования; нехватку и некомпетентность педагогических кадров, а также слабую систему повышения их квалификации и профессиональной переподготовки.
Перечисленные проблемы тесно связаны между собой. Формирование математической культуры школьников зависит от профессиональной подготовки учителей математики и профессионализма преподавателей вузов, от глубины подачи материала и содержания математического образования на каждом образовательном уровне. Отсутствие необходимой школьной математической базы влечет низкое качество усвоения математических и естественнонаучных дисциплин в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, что, в свою очередь, напрямую способствует появлению некомпетентных специалистов физико-математического профиля, в том числе будущих учителей математики. Кроме того, в настоящее время не так много специалистов, получающих профессию осознанно, часто на студенческой скамье педагогических (и не только) вузов оказывается молодежь, самоцелью которой становится получение диплома о высшем образовании, а не образование по данной специальности или направлению подготовки. В результате вузы получают студентов, имеющих формальные математические знания, у большинства из которых не сформированы ни навыки самообучения, ни культура доказательства утверждений, а также имеются большие пробелы в различных разделах математики.
Проблемы разрыва между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов, не готовности абитуриентов продолжать математическое образование на уровне высшего образования рассмотрены в работах А.А. Волковой, О.В. Жигаловой, О.А. Табиновой, Е.С. Трефиловой, С.А. Туманиной, Л.В. Ференчук, М.Б. Шашкиной, З.В. Шиловой и др. Авторы признают, что подход к решению данных проблем должен быть комплексным, затрагивающим все уровни образования, однако совокупность мер, необходимая для повышения качества математической культуры обучающихся, предлагается разная. Одни видят наиболее результативным шагом корректировку программ в общеобразовательной и высшей школах и предлагают сделать первый курс вузовской математики «адаптационным», позволяющим восполнить пробелы, закрепить, углубить знания и отследить неразрывную связь между школьной и вузовской математикой. Призывают улучшить программное, методическое обеспечения образовательных организаций и их финансирование (Л.Д. Кудрявцев, А.И. Кириллов, М.А. Бурковская). Другие считают нужным увеличить число часов, отводимых на точные науки в технических учебных заведениях, ввести обязательные дополнительные занятия для студентов первых курсов с целью повышения уровня математической подготовки и повысить минимальный порог по профильному уровню математики для увеличения мотивации обучающихся (А.В. Дягилева, Н.Т. Журавская, А.В. Каплун). Третьи уверены в необходимости открытия массовых школ, сотрудничающих с вузами, которые станут связующим звеном в цепочке «Школа - вуз - технопарк» (Л.А. Сухарев, П.Н. Кочугаев). Их принципиальное отличие от физико-математических школ и центров для одаренных детей заключается в том, что они «не изымают лучших учащихся из образовательных учреждений, тем самым понижая уровень этих учебных заведений» [41, с. 68]. Оплата обучения в таких школах должна производиться родителями, а не финансироваться государством, что, по мнению авторов, будет дополнительным стимулом для улучшения качества работы школы (платить имеет смысл только за действительно ценную услугу). Четвертые считают, что существующие в школах факультативные занятия необходимо заменить элективными, так как элективные курсы обязательны для старшеклассников и направлены в первую очередь на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов каждого ученика (М.А. Тузикова, А.М. Еремин).
Все предложенные идеи определенно заслуживают внимания. Корректировка программ школьной и вузовской математики должна производиться крайне аккуратно, поскольку радикальные изменения внесут еще больший диссонанс в учебный процесс. Увеличение финансирования образовательных организаций необходимо, но среднестатистический учитель вряд ли сможет каким-то образом повлиять на решение данного вопроса, а потому обсуждать его в рамках этой работы бессмысленно. Открытие массовых школ, выступающих «связующим звеном» между общим и высшим уровнями образования и производящих обучение за деньги родителей вполне возможно является действенным методом, но довольно трудно реализуемым с точки зрения практики. Проведение обязательных дополнительных занятий в университетах не менее важно, но лучше пусть они будут направлены на углубление знаний по вузовским дисциплинам, подготовку к олимпиадам, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и т.п., чем на устранение пробелов по элементарной математике. Замена в общеобразовательных организациях факультативных курсов элективными имеет место быть, но для начала стоило бы изменить концепцию курсов по выбору. Большинство современных довузовских курсов не приносят желаемых результатов по причине того, что они по большей части нацелены на подготовку к экзаменам, а не на изучение математики как таковой, решение сложных задач, активизирующих мыслительные способности обучающихся. Таким образом, проведение факультативных занятий, ориентированных на углубление математических знаний будущих студентов, а не на «нарешивание» однотипных заданий для подготовки к ЕГЭ, видится первой необходимой мерой для улучшения качества математического образования.
В соответствии с вышеизложенными фактами можно заключить, что проблема поиска эффективных способов организации подготовки обучающихся 10-11 классов к продолжению математического образования в вузе является актуальной проблемой современного математического образования. Возможно ли решить ее на уровне школы с помощью внедрения курса по выбору, предполагающего работу с нестандартными задачами, предстоит выяснить в рамках данной работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика организации подготовки обучающихся 10-11 классов к продолжению математического образования в вузе.
Цель исследования: разработка и реализация предметно-ориентированного курса по выбору, направленного на систематизацию и углубление знаний, умений и способов деятельности обучающихся 10-11 классов по школьному курсу математики.
Гипотеза исследования: организация подготовки выпускников школ к дальнейшему продолжению математического образования в вузе будет результативной, если разработать и реализовать в образовательной практике курс по выбору «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» для обучающихся 10¬11 классов.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные дефициты математической подготовки выпускников общеобразовательных школ и студентов первых курсов.
2. Охарактеризовать требования к качеству математической подготовки выпускников школ в контексте продолжения образования в вузе.
3. Разработать программу и содержание курса по выбору для обучающихся 10¬11 классов, направленного на повышение уровня математической подготовки.
4. Провести частичную апробацию курса по выбору и сделать выводы о результативности выбранной методики.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ литературы и научных источников по теме исследования, изучение и обобщение опыта, метод сравнения, эксперимент.
Практическая значимость работы. Разработанный материал может быть использован учителями математики при проведении дополнительных занятий, направленных на подготовку к ЕГЭ и систематизацию знаний, умений и способов деятельности школьного курса математики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится проблема исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, выдвигается гипотеза. Отражаются научная новизна и практическая значимость. В первой главе рассматривается анализ научной литературы по проблеме преемственности в обучении математике между школой и вузом, анализируется уровень подготовленности студентов первого курса к продолжению получения математического образования в вузе. Выявляются дефициты математической подготовки обучающихся по результатам ГИА-9 и ГИА-11 (профильный уровень), разрыв между реальным уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов. Во второй главе приводится содержание, программа, методические идеи курса, его цели, задачи и планируемые результаты, пояснительная записка и учебно-тематический план. Даны методические рекомендации по проведению занятий, фрагменты конспектов по некоторым темам. Описана возможность перехода на дистанционный формат обучения. Представлены результаты апробации.
Перечисленные проблемы тесно связаны между собой. Формирование математической культуры школьников зависит от профессиональной подготовки учителей математики и профессионализма преподавателей вузов, от глубины подачи материала и содержания математического образования на каждом образовательном уровне. Отсутствие необходимой школьной математической базы влечет низкое качество усвоения математических и естественнонаучных дисциплин в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, что, в свою очередь, напрямую способствует появлению некомпетентных специалистов физико-математического профиля, в том числе будущих учителей математики. Кроме того, в настоящее время не так много специалистов, получающих профессию осознанно, часто на студенческой скамье педагогических (и не только) вузов оказывается молодежь, самоцелью которой становится получение диплома о высшем образовании, а не образование по данной специальности или направлению подготовки. В результате вузы получают студентов, имеющих формальные математические знания, у большинства из которых не сформированы ни навыки самообучения, ни культура доказательства утверждений, а также имеются большие пробелы в различных разделах математики.
Проблемы разрыва между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов, не готовности абитуриентов продолжать математическое образование на уровне высшего образования рассмотрены в работах А.А. Волковой, О.В. Жигаловой, О.А. Табиновой, Е.С. Трефиловой, С.А. Туманиной, Л.В. Ференчук, М.Б. Шашкиной, З.В. Шиловой и др. Авторы признают, что подход к решению данных проблем должен быть комплексным, затрагивающим все уровни образования, однако совокупность мер, необходимая для повышения качества математической культуры обучающихся, предлагается разная. Одни видят наиболее результативным шагом корректировку программ в общеобразовательной и высшей школах и предлагают сделать первый курс вузовской математики «адаптационным», позволяющим восполнить пробелы, закрепить, углубить знания и отследить неразрывную связь между школьной и вузовской математикой. Призывают улучшить программное, методическое обеспечения образовательных организаций и их финансирование (Л.Д. Кудрявцев, А.И. Кириллов, М.А. Бурковская). Другие считают нужным увеличить число часов, отводимых на точные науки в технических учебных заведениях, ввести обязательные дополнительные занятия для студентов первых курсов с целью повышения уровня математической подготовки и повысить минимальный порог по профильному уровню математики для увеличения мотивации обучающихся (А.В. Дягилева, Н.Т. Журавская, А.В. Каплун). Третьи уверены в необходимости открытия массовых школ, сотрудничающих с вузами, которые станут связующим звеном в цепочке «Школа - вуз - технопарк» (Л.А. Сухарев, П.Н. Кочугаев). Их принципиальное отличие от физико-математических школ и центров для одаренных детей заключается в том, что они «не изымают лучших учащихся из образовательных учреждений, тем самым понижая уровень этих учебных заведений» [41, с. 68]. Оплата обучения в таких школах должна производиться родителями, а не финансироваться государством, что, по мнению авторов, будет дополнительным стимулом для улучшения качества работы школы (платить имеет смысл только за действительно ценную услугу). Четвертые считают, что существующие в школах факультативные занятия необходимо заменить элективными, так как элективные курсы обязательны для старшеклассников и направлены в первую очередь на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов каждого ученика (М.А. Тузикова, А.М. Еремин).
Все предложенные идеи определенно заслуживают внимания. Корректировка программ школьной и вузовской математики должна производиться крайне аккуратно, поскольку радикальные изменения внесут еще больший диссонанс в учебный процесс. Увеличение финансирования образовательных организаций необходимо, но среднестатистический учитель вряд ли сможет каким-то образом повлиять на решение данного вопроса, а потому обсуждать его в рамках этой работы бессмысленно. Открытие массовых школ, выступающих «связующим звеном» между общим и высшим уровнями образования и производящих обучение за деньги родителей вполне возможно является действенным методом, но довольно трудно реализуемым с точки зрения практики. Проведение обязательных дополнительных занятий в университетах не менее важно, но лучше пусть они будут направлены на углубление знаний по вузовским дисциплинам, подготовку к олимпиадам, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и т.п., чем на устранение пробелов по элементарной математике. Замена в общеобразовательных организациях факультативных курсов элективными имеет место быть, но для начала стоило бы изменить концепцию курсов по выбору. Большинство современных довузовских курсов не приносят желаемых результатов по причине того, что они по большей части нацелены на подготовку к экзаменам, а не на изучение математики как таковой, решение сложных задач, активизирующих мыслительные способности обучающихся. Таким образом, проведение факультативных занятий, ориентированных на углубление математических знаний будущих студентов, а не на «нарешивание» однотипных заданий для подготовки к ЕГЭ, видится первой необходимой мерой для улучшения качества математического образования.
В соответствии с вышеизложенными фактами можно заключить, что проблема поиска эффективных способов организации подготовки обучающихся 10-11 классов к продолжению математического образования в вузе является актуальной проблемой современного математического образования. Возможно ли решить ее на уровне школы с помощью внедрения курса по выбору, предполагающего работу с нестандартными задачами, предстоит выяснить в рамках данной работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика организации подготовки обучающихся 10-11 классов к продолжению математического образования в вузе.
Цель исследования: разработка и реализация предметно-ориентированного курса по выбору, направленного на систематизацию и углубление знаний, умений и способов деятельности обучающихся 10-11 классов по школьному курсу математики.
Гипотеза исследования: организация подготовки выпускников школ к дальнейшему продолжению математического образования в вузе будет результативной, если разработать и реализовать в образовательной практике курс по выбору «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» для обучающихся 10¬11 классов.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные дефициты математической подготовки выпускников общеобразовательных школ и студентов первых курсов.
2. Охарактеризовать требования к качеству математической подготовки выпускников школ в контексте продолжения образования в вузе.
3. Разработать программу и содержание курса по выбору для обучающихся 10¬11 классов, направленного на повышение уровня математической подготовки.
4. Провести частичную апробацию курса по выбору и сделать выводы о результативности выбранной методики.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ литературы и научных источников по теме исследования, изучение и обобщение опыта, метод сравнения, эксперимент.
Практическая значимость работы. Разработанный материал может быть использован учителями математики при проведении дополнительных занятий, направленных на подготовку к ЕГЭ и систематизацию знаний, умений и способов деятельности школьного курса математики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится проблема исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, выдвигается гипотеза. Отражаются научная новизна и практическая значимость. В первой главе рассматривается анализ научной литературы по проблеме преемственности в обучении математике между школой и вузом, анализируется уровень подготовленности студентов первого курса к продолжению получения математического образования в вузе. Выявляются дефициты математической подготовки обучающихся по результатам ГИА-9 и ГИА-11 (профильный уровень), разрыв между реальным уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов. Во второй главе приводится содержание, программа, методические идеи курса, его цели, задачи и планируемые результаты, пояснительная записка и учебно-тематический план. Даны методические рекомендации по проведению занятий, фрагменты конспектов по некоторым темам. Описана возможность перехода на дистанционный формат обучения. Представлены результаты апробации.
В настоящий момент в связи с большим количеством задач (как образовательного, так и воспитательного, развивающего характера), поставленных перед образовательными организациями, и нехваткой времени на их реализацию, введение курсов по выбору видится одним из наиболее удачных способов решения проблемы низкого качества школьного математического образования и обеспечения преемственности в обучении математике между школой и вузом. Рассмотрим результаты исследования, целью которого являлись разработка и реализация предметно-ориентированного курса по выбору, направленного на систематизацию и углубление знаний, умений и способов деятельности обучающихся 10-11 классов по школьному курсу математики.
В ходе решения первой задачи, заключающейся в выявлении основных дефицитов математической подготовки выпускников общеобразовательных школ и студентов первых курсов, проанализированы результаты ГИА-9/11 и результаты входных диагностических работ студентов первых курсов. Выявлено, что наиболее трудными для обучающихся оказываются геометрическая и функциональные содержательные ШКМ, а также линия неравенств. У выпускников и первокурсников отмечаются:
— Низкий уровень владения базовыми геометрическими понятиями и формулами, основными методами решения неравенств, правилами равносильных преобразований
— Слабые навыки работы с функциями, неумение находить их области определения и значений, читать графики, пользоваться свойствами
— Отсутствие необходимых умений познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы и мотивации к учебе.
В результате работы над второй задачей охарактеризованы требования к качеству математической подготовки выпускников школ в контексте продолжения образования в вузе на основе диссертационного исследования О.А. Табиновой, анализа образовательных программ и программ 71
вступительных испытаний некоторых вузов России. Требования классифицированы в соответствии с тремя обязательными структурными компонентами готовности выпускников к продолжению математического образования в вузе: мотивационным, когнитивным и деятельностным. С учетом описанных требований и итогов работы над первой задачей сделаны выводы о нарушении преемственности в обучении математике между средним общим и высшим уровнями образования и невозможности обеспечения в таких условиях качественного усвоения дисциплин высшей математики.
В рамках третей задачи разработаны программа и содержание курса по выбору для обучающихся 10-11 классов, направленного повышение уровня математической подготовки. Курс «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» позволяет:
— Ликвидировать пробелы по функциональной и геометрической содержательным линиям школьной программы и линии неравенств
— Углубить и расширить школьные знания за счет задач нестандартного плана различного уровня сложности
— Развить у обучающихся не только предметные, но и личностные, регулятивные, познавательных и коммуникативных УУД.
При проектировании содержания курса учитывались выделенные требования к качеству математической подготовки будущих абитуриентов и предметные дефициты выпускников, ежегодно выявляемые на экзаменах. Данный курс отличается от большинства современных довузовских курсов тем, что ориентирован главным образом не на подготовку к ЕГЭ, а на решение разноплановых интересных задач, позволяющих оценить всю мощь и красоту математики.
Для реализации четвертой задачи на базе 63 школы г. Красноярска проведена частичная апробация курса по выбору и сделаны выводы о результативности выбранной методики. Сроки эксперимента не позволили оценить, насколько успешно обучающиеся продолжили образование в вузе, но по результатам контрольных срезов наблюдается значительное улучшение уровня предметной подготовки. Положительная динамика, явно прослеживающаяся из анализа результатов трех написанных учениками контрольных работ, а также высокая оценка курса обучающимися их желание продолжать изучать задачи с параметрами свидетельствуют о полезности и важности курса.
В ходе проведения эксперимента отчасти подтвердилась гипотеза о результативности организации подготовки выпускников школ к дальнейшему продолжению математического образования в вузе при реализации в образовательной практике курса по выбору «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» для обучающихся 10-11 классов.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель достигнута.
Подводя итог, не лишним будет добавить, что в разработанном курсе предусмотрены разные формы обучения (очная, очно-дистанционная, дистанционная), что позволяет быстро адаптировать его под современные реалии, а также дает возможность при необходимости неограниченно увеличить аудиторию.
В ходе решения первой задачи, заключающейся в выявлении основных дефицитов математической подготовки выпускников общеобразовательных школ и студентов первых курсов, проанализированы результаты ГИА-9/11 и результаты входных диагностических работ студентов первых курсов. Выявлено, что наиболее трудными для обучающихся оказываются геометрическая и функциональные содержательные ШКМ, а также линия неравенств. У выпускников и первокурсников отмечаются:
— Низкий уровень владения базовыми геометрическими понятиями и формулами, основными методами решения неравенств, правилами равносильных преобразований
— Слабые навыки работы с функциями, неумение находить их области определения и значений, читать графики, пользоваться свойствами
— Отсутствие необходимых умений познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы и мотивации к учебе.
В результате работы над второй задачей охарактеризованы требования к качеству математической подготовки выпускников школ в контексте продолжения образования в вузе на основе диссертационного исследования О.А. Табиновой, анализа образовательных программ и программ 71
вступительных испытаний некоторых вузов России. Требования классифицированы в соответствии с тремя обязательными структурными компонентами готовности выпускников к продолжению математического образования в вузе: мотивационным, когнитивным и деятельностным. С учетом описанных требований и итогов работы над первой задачей сделаны выводы о нарушении преемственности в обучении математике между средним общим и высшим уровнями образования и невозможности обеспечения в таких условиях качественного усвоения дисциплин высшей математики.
В рамках третей задачи разработаны программа и содержание курса по выбору для обучающихся 10-11 классов, направленного повышение уровня математической подготовки. Курс «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» позволяет:
— Ликвидировать пробелы по функциональной и геометрической содержательным линиям школьной программы и линии неравенств
— Углубить и расширить школьные знания за счет задач нестандартного плана различного уровня сложности
— Развить у обучающихся не только предметные, но и личностные, регулятивные, познавательных и коммуникативных УУД.
При проектировании содержания курса учитывались выделенные требования к качеству математической подготовки будущих абитуриентов и предметные дефициты выпускников, ежегодно выявляемые на экзаменах. Данный курс отличается от большинства современных довузовских курсов тем, что ориентирован главным образом не на подготовку к ЕГЭ, а на решение разноплановых интересных задач, позволяющих оценить всю мощь и красоту математики.
Для реализации четвертой задачи на базе 63 школы г. Красноярска проведена частичная апробация курса по выбору и сделаны выводы о результативности выбранной методики. Сроки эксперимента не позволили оценить, насколько успешно обучающиеся продолжили образование в вузе, но по результатам контрольных срезов наблюдается значительное улучшение уровня предметной подготовки. Положительная динамика, явно прослеживающаяся из анализа результатов трех написанных учениками контрольных работ, а также высокая оценка курса обучающимися их желание продолжать изучать задачи с параметрами свидетельствуют о полезности и важности курса.
В ходе проведения эксперимента отчасти подтвердилась гипотеза о результативности организации подготовки выпускников школ к дальнейшему продолжению математического образования в вузе при реализации в образовательной практике курса по выбору «Различные методы решения уравнений, неравенств и задач, содержащих параметр, в углубленном курсе математики» для обучающихся 10-11 классов.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель достигнута.
Подводя итог, не лишним будет добавить, что в разработанном курсе предусмотрены разные формы обучения (очная, очно-дистанционная, дистанционная), что позволяет быстро адаптировать его под современные реалии, а также дает возможность при необходимости неограниченно увеличить аудиторию.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К
ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Интегрированный образовательный модуль «Производная» в условиях реализации краевого проекта развития математического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ (ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ)
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



