Введение 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Организация проектной деятельности обучающихся основной школы по
информатике 6
1.2 Образовательный квест как продукт проектной деятельности школьников12
Выводы главы 1 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 26
2.1. Методические рекомендации по организации проектной деятельности, направленной на создание образовательных квестов по информатике 26
2.2 Апробация результатов исследования 30
Выводы главы 2 35
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение А
Примеры паспортов проектов и разработанных образовательных квестов 42
Приложение Б
Листы самооценки обучающихся
Использование проектных методов в обучении информатике имеет большую актуальность в современной школе. Это связано с тем, что проектная деятельность позволяет ученикам не только получать знания, но и применять их на практике, развивать творческие способности и навыки самостоятельной работы. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию критического мышления, умения анализировать и решать проблемы, а также коммуникативных навыков. Ученики работают в команде, обмениваются мнениями и идеями, что помогает им развивать социальные навыки.
ФГОС ООО предусматривает обязательное формирование универсальных учебных действий в процессе обучения, а также следование программе формирования универсальных учебных действий. Школой должно быть обеспечено «формирования компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности» в процессе формирования УУД. Таким образом, неотъемлемой частью школьного обучения является проектные умения. Разработка индивидуальных проектов обучающихся, согласно ФГОС ООО, обязательна в 9 и 11 классах и при этом реализуется не менее одного раза в два года, по усмотрению образовательного учреждения [23].
Проектные методы в обучении информатике могут быть использованы для решения различных задач, например, создания программного обеспечения, разработки сайтов, создания игр, создание цифровых образовательных ресурсов и т.д. Они позволяют ученикам применять знания, полученные на уроках для создания практически значимых продуктов, осваивать цифровые инструменты, в том числе те, освоение которых выходит за рамки школьной программы.
О необходимости исследования проблем организации проектной деятельности говорят такие исследователи в области педагогики как Самарская А.В., Вишневецкая Г.В., Фоменко И.А. и другие. Изучением проектной деятельности и проблем ее организации в предметной области информатики занимаются такие ученые как Власенко В.А., Полат Е.С. и другие.
Одним из продуктов внеурочной проектной деятельности школьников по информатике может быть образовательный квест. Разрабатывая образовательный квест, обучающийся создает полезный продукт, выполненный на основе содержания школьного курса информатики с использованием различных цифровых инструментов и сервисов. В связи с этим, разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности учащихся, продуктом которой будет образовательный квест по информатике является актуальной задачей.
Обосновывают необходимость внедрения образовательных квестов в процесс обучения информатике Курбатова О.А., Столярова И.Н., Машошина Н.А, Королева Л.В. При этом исследований, рассматривающих образовательный квест как форму итогового продукта проектной деятельности недостаточно.
Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования позволил выделить противоречие: между необходимостью формирования проектных умений в процессе изучения информатики у учащихся основной школы и недостаточным вниманием учителей к возможности разработки образовательных квестов в качестве продукта проектной деятельности школьников.
Проблема исследования: как организовать внеурочную проектную деятельность учащихся, направленную на разработку образовательных квестов по информатике?
Объект исследования: внеурочная проектная деятельность обучающихся по информатике в основной школе.
Предмет исследования: организация проектной деятельности обучающихся основной школы, направленной на разработку образовательных квестов в области информатики.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся, продуктом которой будет образовательный квест по информатике.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме организации проектной деятельности обучающихся по информатике в основной школе.
2. Рассмотреть образовательный квест как продукт проектной деятельности школьников по информатике.
3. Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности, направленной на создание образовательных квестов.
4. Апробировать результаты исследования, и проанализировать результаты апробации.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и т.д.), изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы из 30 источников, заключения, приложений.
Апробация результатов исследования: апробация проходила в Гимназии №8 в 2024 учебном году. В апробации приняло участие 3 обучающихся 7-х классов.
Практическая значимость: разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителей для организации проектной деятельности по информатике в основной школе.
Целью данного исследования являлась разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности обучающихся, продуктом которой будет образовательный квест по информатике.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы рассмотрены понятия учебной проектной деятельности и образовательный квест. Учебная проектная деятельность - это детальная разработка определенной проблемы, оформленная специальным образом, которая предусматривает поиск условий и способов достижения реального практического результата, включая самостоятельное развитие определенных умений, использование знаний, полученных на уроках и во внеурочной деятельности, но уже на новом, поисковом, продуктивном уровне. Образовательный квест - это проблемное задание, которое объединяет в себе элементы театрального представления, дискуссии, сюжетно ролевой игры, ориентирования на местности и т.д., а это значит, что он способен решать комплекс развивающих задач. Квесты могут быть уникальны не только по форме, но и по содержанию, квест с одним и тем же сценарием может привести к различным исходам, благодаря свободе действий участников и непредсказуемости развития сюжета. Рассмотрены компьютерные квест-игры как виды образовательных квестов, при разработке которых используются цифровые инструменты. Из большого количества компьютерных квест-игр выделили веб-квесты для дальнейшего рассмотрения.
2. Рассмотрен образовательный веб-квест как продукт проектной деятельности школьников. Создавая образовательный квест, учащиеся фактически проходят все этапы проектной деятельности. Используя знания и навыки, полученные на занятиях информатики, они создают полезный продукт с применением разнообразных цифровых сервисов, включая те, которые выходят за рамки школьной программы. Также во время разработки образовательного квеста развиваются те же универсальные учебные действия, которые проявляются в проектной деятельности, формирование которых помогут им в дальнейшей жизни.
3. Разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности, направленной на создание образовательных квестов. Подробно описаны структура и содержание проектного задания для учащихся основной школы, которые включают в себя 16 пунктов, а также содержание консультационных встреч с обучающимися.
4. Апробированы методические рекомендации, в течение 2024 года в МАОУ «Гимназия №8» города Красноярск и проанализированы результаты апробации, выяснилось, что у учеников возникли трудности в следующих этапах: выбор темы, выделение проблемы, написание актуальности и оформление результатов, для их выполнения приходилось пользоваться помощью куратора, но в целом, все ученики продемонстрировали высокую степень самостоятельности и успешное овладение навыками проектной деятельности.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа для формирования метапредметных результатов // Реноме, 2012. №1. С. 140-142.
3. Ардашева Н.В., Козева Е.Н., Шабунина Н.А. Квест в образовательном процессе // Образование. Карьера. Общество, 2019. №1. С. 55-57.
4. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании ИТО-99». 2000. URL : http://ito.bitpro.ru/1999(дата обращения: 05.05.2022).
5. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 132 с.
6. Вишневецкая Г.В. Научно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку и литературе как способ развития ключевых компетенций учащихся // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2011. №1. С. 18-23.
7. Горбунова Т.С. Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2014. № 2. С. 64-69.
8. Доронина И.Н. Функциональная модель образовательного веб-квеста // Наука. Искусство. Культура. 2015. № 4. С. 118-123.
9. Зиневич В.В. Использование онлайн-конструкторов образовательный квестов в проектной деятельности учащихся по информатике // XXIV Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука в XXI веке: математика, физика, информатика и технологии в смарт-мире. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2023. С. 224-228.
10. Зонова С.А., Новоселова Ю.А. Методические рекомендации к использованию технологии веб-квеста в образовательном процессе // Вопросы педагогики. 2021. №7. С. 105-110.
11. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учебное пособие. Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. 164 с.
12. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.
13. Курбатова О.А. Применение квест-технологии в вузовском филологическом образовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12. С. 198-201.
14. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. №3. С. 292-307.
15. Образовательная платформа Joyteka: сайт. - URL: https://joyteka.com/ru(дата обращения: 05.05.2024).
16. Онлайн-конструктор Genially: сайт. - URL: https://genial.ly/(дата обращения: 15.02.2024)
17. Онлайн-конструктор Surprize Me: сайт. - URL:
https://surprizeme.ru/studio/(дата обращения: 15.02.2024)
18. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации. пед. кадров. М.: Академия, 2007. 272 с.
19. Самарская А.В. Мультимедиатехнологии как средство развития креативных способностей старших школьников в проектной деятельности // Вестник Университета. 2014. №15. С. 305-308.
20. Сапронова О.Н. Проектная как средство формирования универсальных учебных действий подростка: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург, 2017. 24 с.
21. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодой ученый. 2014. №6.
URL: http://molodyvcheny.in.Ua/files/journal/2014/6/89.pdf(дата обращения
20.04.23).
22. Столярова И.Н. Образовательные веб-квесты для школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. №2. С. 147-149.
23. Уминова Н.В. Возможности проектных технологий обучения литературе в школе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. №2. С. 35-38.
24. Универсальные учебные действия в системе классификация, примеры: практ. пособие / авт.-сост. Т. Ю. Артюгина и др. Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. 30 с.
25. Федеральная рабочая программа основного общего образования по предмету «Информатика» (для 7-9 классов образовательных организаций, базовый уровень) от 01.09.2023 года // [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/3BBEPV(дата обращения: 11.02.2024)
26. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661(Дата обращения: 25.02.2019).
27. Фоменко, И.А. Подготовка будущих учителей филологических специальностей к проектной деятельности в основной школе: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Ялта, 2014. 26 с.
28. Чмир Р.А. Использование квест-технологий в образовательной деятельности высших и средних образовательных учреждений // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2016. №1. С. 75-79.
29. Чудинова, А.Р. Развитие коммуникативной компетенции учащихся основной школы средствами проектной деятельности (на примере изучения научного стиля речи): дис. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.02: утв. 15.07.2018. Пермь, 2018. 340 с.
30. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Волгоград: Корифей, 2007. 96 с.