ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
§1.1. Единая федеральная модель профессиональной ориентации школьников. 6
§1.2 Профессиональное самоопределение: сущность и структура 15
§1.3. Модель профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов в контексте регионального развития 23
Вывод по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ STEAM-ТЕХНОЛОГИЙ 32
§2.1. STEAM-технологии как инструмент современного образования 32
§2.2. Задания профессионально ориентированного характера и методические рекомендации по их использования в инженерных классах 38
§2.3. Апробации и анализ результатов 50
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение А 65
Приложение Б 70
Приложение В
В данный исторический промежуток, когда России ограничили доступ к зарубежным технологиям, особенно остро поднимается вопрос технологического суверенитета. Технологический суверенитет формируется за счет достаточного количества материальных и нематериальных ресурсов внутри страны. Вопрос наличия материальных ресурсов в России на долгие годы вперед предопределен: наша страна является первой по площади в мире и на всей её территории сокрыто множество природных ресурсов. Для России вопрос технологического суверенитета зависит от наличия соответствующих людских ресурсов - специалистов различных инженерно-технических областей. Однако, как показывает анализ приемных кампаний в технические вузы, они испытывают дефицит абитуриентов с устойчивой мотивацией для получения инженерных профессий. Таким образом можно утверждать, что вопрос подготовки кадров начинается ещё на этапе школьного обучения.
В подтверждение наличия данной тенденции с 1 сентября 2023 года была введена единая федеральная модель профессиональной ориентации, которая подразумевает работу с обучающимися в данном направлении на протяжение всего процесса обучения [32]. Но для реализации этой модели с учетом особенностей современного поколения детей требуются соответствующие современные методики и технологии обучения.
В отечественной педагогике уже более века обсуждается вопрос организационно-методического обеспечения профориентации обучающихся: начало было положено еще в Российской империи, не менее активно проводились исследования в этом направлении в советское время [44]. Так Е.И. Головах, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, А.М. Кухарчук, П.С. Лернер, Е.М. Павлютенков, М.Х. Титмы, А.А. Филиппов, А.Б. Ценципер, С.Н. Чистякова, В.В. Ярошенко в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты организации профориентационной работы.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между вызовами, соответствующими приоритетам современной государственной политики, с одной стороны, и недостаточной готовностью школы к реализации этих инициатив, с другой.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения профессиональной ориентации обучающихся профильных инженерных классов.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий.
Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся инженерных классов.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы дать характеристику профессионального самоопределения личности;
2. выявить потенциал STEAM-технологий для организации
профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов;
3. разработать методические рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий с учетом регионального контекста;
4. провести апробацию, описать её результаты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе “Теоретические аспекты организации профессиональной ориентации обучающихся основной школы” раскрывается содержание единой федеральной модели профориентации школьников, на основе анализа литературы и собственного опыта автора определяется сущность и структура профессионального самоопределения, построена модель профессионального ориентации обучающихся инженерных классов с учетом регионального контекста.
Во второй главе “Методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе steam-технологий” описана организация профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий, а также разработаны авторские задачи профориентационной направленности, обогащающие содержание профориентационной работы. Представлен анализ результатов и апробации.
В заключении хотим отметить, что использование STEAM-технологий позволяет обучающимся простраивать межпредметные связи. Одна STEAM-задача может потребовать актуализации знаний по двум-трем предметам. Это накладывает высокие требования к педагогу, но позволяет повысить эффективность обучения. Но также важно формирование полноценной базы знаний у учеников, которую они могли применить. Данный вид обучения рекомендован к внедрению параллельно с основным школьным учебным курсом.
В ходе проведенного исследования получили следующие результаты:
1. Рассмотрели и раскрыли сущность единой федеральной модели профессиональной ориентации школьников. Представили модель в виде схемы с указанием соотношения различных уровней профминимума.
2. Провели анализ педагогической и методической литературы для рассмотрения понятия “профессиональное самоопределение”. Описали его содержание и структуру.
3. Создали и научно обосновали модель профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов с учетом регионального контекста.
4. Описали дидактические и методические условия организации профориентационного обучения учеников инженерных классов с использование STEAM-технологий. Раскрыли понятие STEAM-задачи и рассмотрена основная схемы работы с ней.
5. Разработали профориентационное методическое рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий.
6. Проведена апробация, проанализированы результаты.
Таким образом цель выпускной квалификационной работы выполнена за счёт решения обозначенных задач. Показанная разработка показала механизм работы с STEAM-технологиями в рамках работы с инженерными классами. Целесообразно применять STEAM-задачи для проведения четвертных и итоговых зачетов по дисциплинам.
1. Абрамова Н.В. Профессиональное самоопределение школьников: социологический подход // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №12. С. 43 - 47.
2. Абдрашитова А.М. Профессиональное становление личности студентов // Шаг в науку. 2020. №1. С. 76-79.
3. Агзамова Б.А. Психологические особенности профессиональной ориентации молодежи // Экономика и социум. 2022. №2-2 (93). С. 494-497.
4. Андреева Е.В. Структура профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. С. 384-386.
5. Андриевских Н.В., Селезнева Е.А. Осуществление межпредметных связей в курсе основной школы средствами STEM-образования // МНКО. 2022. №4 (95). С. 151-153.
6. Анисимова Т.И., Шатунова О.В., Сабирова Ф.М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4. 0 // Научный диалог. 2018. №11. С. 322-332.
7. Баранова О.А., Жукова Н.Н. Профессиональная ориентация обучающихся в центре дополнительного образования // Социально-политические исследования. 2021. №2 (11). С. 110-122.
8. Власова А.А., Водяненко Г. Р STEAM-проекты на занятиях
компьютерной графикой // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные
компьютерные технологии в образовании. 2023. №19. С. 42-50.
9. Волкова В.А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. №S1. С. 104-107.
10. Выборнов С.А. Разработка кружка STEAM обучения с использованием робототехники // Экономика и социум. 2021. №9 (88). С. 1047-1051.
11. Галинская Т.Н., Хромова Е.В. Проблема профессиональной ориентации школьников: зарубежный опыт // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
2022. №2 (115). С. 161-166.
12. Герус Е.А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков // ИНСАЙТ. 2022. №1 (9). С. 115-123.
13. Гришанова Н.Ю. Использование STEAM-технологии в дошкольном образовании при формировании основ естественнонаучных представлений дошкольников // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2022. №2. С. 55-60.
14. Гумерова Ф.Ф., Латыпова Р.М., Харрасова Г.В. Непрерывное образование как условие профессионального становления педагога // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
2023. №2 (70). С. 124-132.
15. Заварина С.Ю. Профессиональное самоопределение современных детей и подростков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №4-2. С. 183-186.
16. Калашникова О.В. Профессиональные пробы как форма профессиональной ориентации современной молодежи в образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-3. С. 296-299.
17. Карякина С.Н., Бубнова С.Ю. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. №1 (90). С. 168-172.
18. Климов Е.А. «О профессии и о себе». Беседовала О.В. Решетникова // Национальный психологический журнал, 2007, № 1 (2). С. 48-51.
19. Козырева Н.В. STEAM-форма в профориентации обучающихся образовательных организаций // Образование. Карьера. Общество. 2022. №4 (75). С. 15-18.
20. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание.. - М.: "Политиздат", 1984. - 195 с.
21. Кон И.С. Психология ранней юности : книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
22. Кон, И. С. Психологи юношеского возраст / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. -175 с.
23. Корецкий М.Г., Тукаева Л.Р. Развитие STEM-подхода в россии и мире // Гуманитарные и социальные науки. 2022. №4. С. 148-153.
24. Костаева Т.В. Профессионально-личностное самоопределение
школьников: теоретический аспект // Вестник науки и образования. 2019. №8-3 (62). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/professionalno-lichnostnoe-samoopredelenie-shkolniko v-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 10.05.2024).
25. Кравец О.Ю. Вопрос профориентации в системе образования США // Скиф. 2019. №11 (39). С. 80-84.
26. Ларина Г.Н. Структура профессионального самоопределения
современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. №1 (65). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/struktura-professionalnogo-samoopredeleniya-sovreme nnoy-molodezhi (дата обращения: 17.05.2024).
27. Липкина Н.Г., Оборина Е.М. Формирование готовности обучаемых к
профессиональному самоопределению в условиях учреждения дополнительного образования // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-gotovnosti-obuchaemyh-k-professionalno mu-samoopredeleniyu-v-usloviyah-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.05.2024).
28. Лях В.И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения : специальность 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования” : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лях Виктория Ивановна; Государственный университет цветных металлов и золота. - Красноярск, 2005. - 212 с. - Библиогр.: c. 134-154. - Текст : непосредственный.
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000 - 940 с.
30. Педагогический энциклопедический словарь // гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
31. Пекарская Л.В., Кузина И.В. Комплексный подход к организации системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в школе // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. №1 (15). С. 22-27.
32. Приказ Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об
утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 5 октября 2023 г. № 75467) [Электронный ресурс] // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/53d3c69503ab48125815993c075256b0/ (дата
обращения: 17.03.2024).
33. Прокофьева В.А., Прокофьев А.С. STEAM-технологии в действии особенности организации и осуществления обучения в системе дополнительного образования // ВВО. 2022. №4 (37). С. 135-137.
34. Прохоров А.В. Профессиональная проба как инструмент
профориентационной работы // Вестник ТГУ 2023. №2. С. 258-266.
35. Прохоров А.В. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников // Вестник ТГУ. 2022. №2. С. 319-328.
36. Пьянкова Л.А. Анализ современных зарубежных концепций профессионального самоопределения // Вестник СибГИУ. 2021. №1 (35). С. 48-53.
37. Российская Федерация. Конституция (1993). Новая редакция: с комментариями Конституционного суда РФ. — М. : Проспект, 2022. — 116 с.
38. Рочняк А. В., Чернышев Д. А. «Самоопределение» как понятие в современной педагогической науке // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. №1 (76). С. 57-63.
39. Сахарова В.И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профориентации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. №3 (39). С. 113-119.
40. Скахина П.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: к вопросу методологических оснований // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-1. С. 284-287
41. Скрынникова Н.В., Игнатович В.К. Профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте и его связь с социально-психологической адаптацией // Педагогика: история, перспективы. 2021. №6. С. 78-88.
42. Скрынникова Н.В., Оганесова Н.Л. Влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков // Педагогика: история, перспективы. 2021. №4. С. 27-34.
43. Сорокина Татьяна Евгеньевна От stem к STEAM-образованию через программную среду Scratch // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. №11. С. 162-166.
44. Тарлавский В.И, Цуканов Е.А. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта // ПНиО. 2014. №2 (8). С. 63-69.
45. Толканюк З.А. Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста // Балканско научно обозрение. 2019. №2 (4). С. 57-59.
46. Уралов Е.О. Использование STEAM образования на уроках природоведения в начальной школе // Экономика и социум. 2023. №10 (113)-1. С. 717-723.
47. Успаева М.Г., Гачаев А.М. STEM-образование: научный дискурс и образовательные практики // Управление образованием: теория и практика. 2022.
№9 (55). С. 110-117.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024).
49. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного образования [Текст] / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Дополнительное образование: - 2004. - №11. - с. 8-13.
50. Швацкий А.Ю., Зубкова С.Н. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте // Балканско научно обозрение. 2019. №2 (4). С. 86-88.
51. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Пед. центр "Эксперимент", 1993. - 154 с.
52. Щербакова И. А. Определение индивидуальной траектории профессионального становления студентов как условие повышения эффективности их профессиональной подготовки // Педагогическая наука и практика. 2022. №3 (37). С. 15-21.