Организация профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
§1.1. Единая федеральная модель профессиональной ориентации школьников. 6
§1.2 Профессиональное самоопределение: сущность и структура 15
§1.3. Модель профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов в контексте регионального развития 23
Вывод по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ STEAM-ТЕХНОЛОГИЙ 32
§2.1. STEAM-технологии как инструмент современного образования 32
§2.2. Задания профессионально ориентированного характера и методические рекомендации по их использования в инженерных классах 38
§2.3. Апробации и анализ результатов 50
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение А 65
Приложение Б 70
Приложение В
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
§1.1. Единая федеральная модель профессиональной ориентации школьников. 6
§1.2 Профессиональное самоопределение: сущность и структура 15
§1.3. Модель профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов в контексте регионального развития 23
Вывод по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ STEAM-ТЕХНОЛОГИЙ 32
§2.1. STEAM-технологии как инструмент современного образования 32
§2.2. Задания профессионально ориентированного характера и методические рекомендации по их использования в инженерных классах 38
§2.3. Апробации и анализ результатов 50
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение А 65
Приложение Б 70
Приложение В
В данный исторический промежуток, когда России ограничили доступ к зарубежным технологиям, особенно остро поднимается вопрос технологического суверенитета. Технологический суверенитет формируется за счет достаточного количества материальных и нематериальных ресурсов внутри страны. Вопрос наличия материальных ресурсов в России на долгие годы вперед предопределен: наша страна является первой по площади в мире и на всей её территории сокрыто множество природных ресурсов. Для России вопрос технологического суверенитета зависит от наличия соответствующих людских ресурсов - специалистов различных инженерно-технических областей. Однако, как показывает анализ приемных кампаний в технические вузы, они испытывают дефицит абитуриентов с устойчивой мотивацией для получения инженерных профессий. Таким образом можно утверждать, что вопрос подготовки кадров начинается ещё на этапе школьного обучения.
В подтверждение наличия данной тенденции с 1 сентября 2023 года была введена единая федеральная модель профессиональной ориентации, которая подразумевает работу с обучающимися в данном направлении на протяжение всего процесса обучения [32]. Но для реализации этой модели с учетом особенностей современного поколения детей требуются соответствующие современные методики и технологии обучения.
В отечественной педагогике уже более века обсуждается вопрос организационно-методического обеспечения профориентации обучающихся: начало было положено еще в Российской империи, не менее активно проводились исследования в этом направлении в советское время [44]. Так Е.И. Головах, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, А.М. Кухарчук, П.С. Лернер, Е.М. Павлютенков, М.Х. Титмы, А.А. Филиппов, А.Б. Ценципер, С.Н. Чистякова, В.В. Ярошенко в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты организации профориентационной работы.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между вызовами, соответствующими приоритетам современной государственной политики, с одной стороны, и недостаточной готовностью школы к реализации этих инициатив, с другой.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения профессиональной ориентации обучающихся профильных инженерных классов.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий.
Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся инженерных классов.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы дать характеристику профессионального самоопределения личности;
2. выявить потенциал STEAM-технологий для организации
профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов;
3. разработать методические рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий с учетом регионального контекста;
4. провести апробацию, описать её результаты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе “Теоретические аспекты организации профессиональной ориентации обучающихся основной школы” раскрывается содержание единой федеральной модели профориентации школьников, на основе анализа литературы и собственного опыта автора определяется сущность и структура профессионального самоопределения, построена модель профессионального ориентации обучающихся инженерных классов с учетом регионального контекста.
Во второй главе “Методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе steam-технологий” описана организация профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий, а также разработаны авторские задачи профориентационной направленности, обогащающие содержание профориентационной работы. Представлен анализ результатов и апробации.
В подтверждение наличия данной тенденции с 1 сентября 2023 года была введена единая федеральная модель профессиональной ориентации, которая подразумевает работу с обучающимися в данном направлении на протяжение всего процесса обучения [32]. Но для реализации этой модели с учетом особенностей современного поколения детей требуются соответствующие современные методики и технологии обучения.
В отечественной педагогике уже более века обсуждается вопрос организационно-методического обеспечения профориентации обучающихся: начало было положено еще в Российской империи, не менее активно проводились исследования в этом направлении в советское время [44]. Так Е.И. Головах, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, А.М. Кухарчук, П.С. Лернер, Е.М. Павлютенков, М.Х. Титмы, А.А. Филиппов, А.Б. Ценципер, С.Н. Чистякова, В.В. Ярошенко в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты организации профориентационной работы.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между вызовами, соответствующими приоритетам современной государственной политики, с одной стороны, и недостаточной готовностью школы к реализации этих инициатив, с другой.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения профессиональной ориентации обучающихся профильных инженерных классов.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий.
Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся инженерных классов.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы дать характеристику профессионального самоопределения личности;
2. выявить потенциал STEAM-технологий для организации
профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов;
3. разработать методические рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий с учетом регионального контекста;
4. провести апробацию, описать её результаты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе “Теоретические аспекты организации профессиональной ориентации обучающихся основной школы” раскрывается содержание единой федеральной модели профориентации школьников, на основе анализа литературы и собственного опыта автора определяется сущность и структура профессионального самоопределения, построена модель профессионального ориентации обучающихся инженерных классов с учетом регионального контекста.
Во второй главе “Методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе steam-технологий” описана организация профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий, а также разработаны авторские задачи профориентационной направленности, обогащающие содержание профориентационной работы. Представлен анализ результатов и апробации.
В заключении хотим отметить, что использование STEAM-технологий позволяет обучающимся простраивать межпредметные связи. Одна STEAM-задача может потребовать актуализации знаний по двум-трем предметам. Это накладывает высокие требования к педагогу, но позволяет повысить эффективность обучения. Но также важно формирование полноценной базы знаний у учеников, которую они могли применить. Данный вид обучения рекомендован к внедрению параллельно с основным школьным учебным курсом.
В ходе проведенного исследования получили следующие результаты:
1. Рассмотрели и раскрыли сущность единой федеральной модели профессиональной ориентации школьников. Представили модель в виде схемы с указанием соотношения различных уровней профминимума.
2. Провели анализ педагогической и методической литературы для рассмотрения понятия “профессиональное самоопределение”. Описали его содержание и структуру.
3. Создали и научно обосновали модель профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов с учетом регионального контекста.
4. Описали дидактические и методические условия организации профориентационного обучения учеников инженерных классов с использование STEAM-технологий. Раскрыли понятие STEAM-задачи и рассмотрена основная схемы работы с ней.
5. Разработали профориентационное методическое рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий.
6. Проведена апробация, проанализированы результаты.
Таким образом цель выпускной квалификационной работы выполнена за счёт решения обозначенных задач. Показанная разработка показала механизм работы с STEAM-технологиями в рамках работы с инженерными классами. Целесообразно применять STEAM-задачи для проведения четвертных и итоговых зачетов по дисциплинам.
В ходе проведенного исследования получили следующие результаты:
1. Рассмотрели и раскрыли сущность единой федеральной модели профессиональной ориентации школьников. Представили модель в виде схемы с указанием соотношения различных уровней профминимума.
2. Провели анализ педагогической и методической литературы для рассмотрения понятия “профессиональное самоопределение”. Описали его содержание и структуру.
3. Создали и научно обосновали модель профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов с учетом регионального контекста.
4. Описали дидактические и методические условия организации профориентационного обучения учеников инженерных классов с использование STEAM-технологий. Раскрыли понятие STEAM-задачи и рассмотрена основная схемы работы с ней.
5. Разработали профориентационное методическое рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий.
6. Проведена апробация, проанализированы результаты.
Таким образом цель выпускной квалификационной работы выполнена за счёт решения обозначенных задач. Показанная разработка показала механизм работы с STEAM-технологиями в рамках работы с инженерными классами. Целесообразно применять STEAM-задачи для проведения четвертных и итоговых зачетов по дисциплинам.
Подобные работы
- Элементы STEAM образования в формировании проектной деятельности обучающихся в старших классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



