Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 10
1.1 Понятие, термин математические способности в отечественной и
зарубежной литературе 10
1.2 Сформированность математических способностей у обучающихся в
младших классах с нормальным интеллектом 16
1.3 Проблемы формирования математических способностей у
обучающихся с умеренной умственной отсталостью 23
1.4 Педагогические подходы по формированию математических способностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью в трудах
отечественных и зарубежных авторов 29
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его
анализ 35
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3 Методические рекомендации по формированию математических способностей у обучающихся 10-14 лет с умеренной умственной
отсталостью 46
Заключение 77
Библиографический список 78
Приложение 83
В последние годы в нашей стране происходят значительные изменения в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Все большие усилия прилагаются к тому, чтобы изменить в положительную сторону сложившуюся ситуацию с обучением детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, к полноценной жизни в социуме. Об этом свидетельствует принятие соответствующих законодательных актов: Национальной Доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Федеральной программы «Культура и инвалиды», Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. /Ред. сост. Г.Н.Лаврова, В.Я. Салахова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - 329 с.
Проблема образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, в частности, развитие математических способностей у рассматриваемой категории детей является одной из актуальных, т.к. находясь в условиях социума, у ребенка возникает необходимость «включения в культурную среду» (Л.С. Выготский).
Математические способности играют весомую роль в жизни обучающихся с умственной отсталостью, о чем свидетельствуют большинство образовательных систем.
Развитие математических способностей важно для всех звеньев школы, но особенно актуально для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федеральных законов «О государственной социальной помощи (от 17.07.1999), Указом Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» «Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014,с изм. от 02.05.2015)(ст.5»Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей .
В исследование математических способностей у детей с умственной отсталостью внесли свой вклад такие яркие представители зарубежной психологии, как А. Бинэ, Э. Трондайк и Г. Ревеш . Изучением влияния социальных факторов на способности ребенка занимались С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия. Проводили исследования задатков, лежащих в основе способностей А.Г. Ковалева. Общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте предложил В.А. Крутецкий.
...
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обучения математике обучающихся с умеренной умственной отсталостью, формированию у них элементарных математических представлений и умению применить их в повседневной жизни. В процессе изучения программного материала по математике, обучающийся приобретает знания, умения, навыки необходимые ему для ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных, количественных, пространственных, отношениях, а также для решения повседневных практических задач. Без специально организованного обучения освоить элементарные математические представления обучающихся с умеренной умственной отсталостью затруднено. Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, рассчитаться за покупку в магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда. Изучая цифры, дети закрепляют сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. На основании полученных результатов мы поставили задачу подобрать дифференцированные дидактические упражнения для обучающихся со средним и низким уровнем сформированности математических способностей. Это позволит нам улучшить знания о счетных операциях и геометрические и временные представления.
1. Агаева И.Б., Уфимцева Л.П. Организационно-педагогические условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/ Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016 № 1.
2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Советское радио, 1970. — 152 с.
3. Аргинская И.И. Математика, математические игры / И.И. Аргинская.
4. Баряева, Кондратьева: Математика для дошкольников в играх и упражнениях. Издательство: Каро, 2007
5. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
6. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - 331c.
7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс,
8. 8.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 1966. - 243с.
9. Гик Е.Я. Занимательные математические игры / Е.Я. Гик. - М.: М.: Знание,2008 -144 с.
10. Данилов А.П. Психологические «штучки» на уроке математики //Математика. 2006 - № 18 - С. 31-32.
11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
12. ЗабрамнаяС.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1995 - 265 с.
13. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных
14. состояний / С. Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 2005 - 120 с.
15. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Перусинского. - М.: Новаяишкола, 2010 - 368 с.
... всего 60 источников