Введение 3
Глава 1. Система средств обучения географии и работа с ними 4
1.1. Система средств обучения географии в школе 5
1.2. Наглядные средства обучения в географии 8
Глава 2. ФГОС и преподавание географии в школе
2.1. ФГОС о наглядности 16
2.2. Анализ школьных учебников по использованию средств
наглядности 28
Глава 3. Использование средств наглядности на уроках географии в школе
3.1. Учебник географии 9 класса с точки зрения
наглядных средств 33
3.2. Урок по изучению населения России с помощью статистического
материала в табличной форме 41
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 58
Актуальность исследования диктуется важной ролью, которую средства наглядности играют в процессе обучения социально - экономической географии в школе. Одним из средств наглядности являются таблицы, которые помогают лучше усвоить статистическую информацию.
Объект исследования - процесс изучения населения России на уроках экономической и социальной географии России в школе.
Предмет исследования - применение статистических данных в табличной форме на уроках по географии населения и хозяйства России.
• Цель исследования - разработать таблицы социально-экономического содержания, облегчающие усвоение материала.
Задачи исследования:
• выявить и изучить роль таблиц в обучении экономической географии в школе,
• изучить и проанализировать учебники географии 9 класса с точки зрения использования табличного материала,
• разработать систему таблиц, содержащих социально-экономические показатели, облегчающие понимание материала по социальноэкономической географии.
Методы исследования - аналитический, сравнительный,
картографический, исторический, статистический.
Источники: научно-методическая литература по географии, школьные учебники по социально-экономической географии России, материалы
Госкомитета РФ по статистике.
Предложения по улучшению и дополнению учебного материала довольно многочисленны и разнообразны, но каждое предложение основывается на определённой системе социально-экономических показателей. На уроках по социально-экономической географии России и мира важно не только дать учащимся яркие и запоминающиеся характеристики стран, но и попытаться показать технологию выделения этих типов. В ходе самостоятельной работы по разделению стран на типы по заранее известному алгоритму будут формироваться логические учебные действия, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление отношений между объектами и т. д.
Необходимость выработки у учащихся универсальных учебных действий, к которым относятся логические действия, зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартов для средней школы.
Помимо этого, на подобных уроках школьники будут иметь возможность узнать источники социально- экономической информации по субъектам РФ, познакомиться с сайтами крупнейших экономических организаций, что будет способствовать расширению их научного кругозора.
На основании анализа материала данных сайтов можно заниматься со школьниками научной работой, формировать у них такие компетенции, как владение умением применять географическое мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших социально-экономических процессов.
Именно такой подход к процессу обучения географии в школе, активно формирующий необходимые компетенции учащихся, востребован ФГОС среднего (полного) общего образования.
1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Просвещение, 1960.
2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990.
3. Бакланова С.Л. Роль педагогического рисунка в активизации познавательной деятельности школьника // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул: БГПУ, 2004. - С. 155-157.
4. Бакланова С.Л. Рисунок в обучении географии.// Успехи современного естествознания. - №9. - 2014. - С.162.
5. Болотин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах. - М.: Наука, 1988.
6. Витвер А.И. О показателях для экономико-географической характеристики капиталистических стран // География в школе, 1934, № 1.
7. Важова Е.В. Рисунок как отражение привлекательности природы Алтая // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 11. - С. 192.
8. Голов В.П. Картины и таблицы в преподавании географии. - М.: Просвещение, 1977.
9. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. - М.: Просвещение, 1987.
10. Даринский А.Б. Урок географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1984.
11. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: логико-психологические
проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое
общество России, 2000. - 480 с.
12. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
13. Душина И.В., Беловолова Е.А., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии» — М.: МПГУ, 2009.
14. Душина И. В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.
15. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008.
... всего 54 источников