Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАШ СКАЗОЧНЫЙ МИР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №156958

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы145
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе 4
§ 2. Особенности межличностных отношений в группе младших школьников 23
§ 3. Образовательные возможности творческого проекта его значение в развитии межличностных отношений 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 44
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Выявление актуального уровня развития межличностных отношений в
группе младших школьников 46
§ 2. Описание программы формирующего эксперимента 58
§ 3. Методические рекомендации 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ «ВЕЛИКИЙ
СИБИРСКИЙ ПУТЬ» 72
БИБЛИОГРАФИЯ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема межличностных отношений и взаимодействия людей - многогранна и представляет интерес для целого ряда наук, таких как: философия, социология, психология и педагогика. Многочисленные исследования демонстрируют роль межличностных отношений как неотъемлемой части человеческого бытия, без которой невозможно не только формирование здорового и функционирующего коллектива, но формирование и развитие каждой отдельной личности. Особую актуальность проблема формирования и развития межличностных отношений приобретает в условиях активно развивающегося современного общества, где увеличивается количество информации и расширяется спектр профессий по типу «человек-человек», но в то же время появляется целый ряд новых способов и средств общения и взаимодействия.
Важную роль развитие межличностных отношений и навыков общения играет в младшем школьном возрасте - периоде активного становления личности и реорганизации всей системы отношений с действительностью: усвоения норм, ценностей и идеалов, способов взаимодействия с окружающим. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является точкой опоры для последующего личностного развития ребенка, становления его самосознания. Высокая сензитивность младшего школьного возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего формирования и развития у обучающегося дифференцированной системы межличностных отношений.
Проблемой межличностных отношений, подчеркивая их роль в формировании и становлении личности, занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Г. М. Андреева, В.С. Мухина, A.M. Прихожан и другие. Но несмотря на существующую проблему формирования доброжелательных и гуманных взаимоотношений между обучающимися, младший школьный возраст представляется наименее изученным с точки зрения развития межличностных отношений. Это связано с тем, что ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках этой деятельности, как эффективные средства ее организации.
Сегодня, когда мы являемся свидетелями экспансивного развития технологий, приводящего к замене межличностных отношений на общение в глобальной сети и где мы видим молодых людей, живущих в виртуальном мире, зачастую неспособных к активному социальному взаимодействию, школа, как один из главных институтов социализации человека должна искать пути решения этой проблемы.
Популярность проектного метода обусловлена его широкими дидактическими и воспитательными возможностями. В младшем школьном возрасте организация проектной деятельности, в большей мере, связана с различными аспектами социализации обучающихся, таких как освоение социально приемлемых форм поведения, групповых норм, сотрудничества как модели отношений.
Всё вышесказанное обуславливает выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: составление программы занятий для развития
межличностных отношений в группе младших школьников на основе творческого проекта «Наш сказочный мир» и разработка методических рекомендаций.
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений в группе младших школьников.
Предмет исследования: творческий проект как средство развития
межличностных отношений в группе младших школьников.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Межличностные отношения являются важной частью жизни человека, а их качество и содержательность оказывают значительное влияние на благополучие личности на протяжении всей жизни.
Важную роль межличностные отношения оказывают и в самом процессе становления и развития личности, что обуславливает особое внимание к формированию качественных положительных межличностных связей в коллективе младших школьников. Отличительной чертой межличностных отношений в младшем школьном возрасте является их изменчивость в зависимости от возраста, года обучения. В первые года обучения младшие школьники проявляют себя неактивно в становлении отношений, их усилия направлены на активное усвоение новой социальной ситуации развития и учебной деятельности, обучающиеся мало интересуются друг другом. Важной частью их взаимоотношений на данном этапе является учитель, который выступает посредником в выстраивании межличностных связей. На 3-4 году обучения ситуация изменяется от «учительской», к лично-детской. К этому возрасту обучающиеся становятся активными участниками и инициаторами межличностного общения, взаимодействия, проявляют заинтересованность в создании и укреплении существующих связей с одноклассниками.
Для проведения констатирующего эксперимента был подобран диагностический комплекс, позволяющий дать развёрнутый анализ ряда характеристик межличностных отношений в группе младших школьников.
Полученные результаты легли в основу разработки программы занятий, основанных на методе творческого проекта и направленных на развитие межличностных отношений в группе младших школьников.
Проведенное нами исследование показывает, что на первых годах обучения в школе у обучающихся могут возникать проблемы в создании и развитии межличностных отношений, однако педагог может помочь им в этом, грамотно выстраивая взаимодействие младших школьников и подбирая перспективные с этой точки зрения формы работы.
Последовательное выполнение этапов исследовательской работы позволило нам достичь заявленной цели исследования и найти подтверждение выдвинутой нами гипотезе, о том, что межличностные отношения в группе младших школьников характеризуются благоприятным психологическим климатом, групповой сплоченностью и благоприятным распределением статусных ролей в коллективе и находятся на среднем уровне, а также творческий проект «Наш сказочный мир» будет способствовать повышению уровня развития межличностных отношений в группе младших школьников, если его содержание будет направлено на: создание благоприятного психологического климата, повышение групповой сплочённости, формирование статусных ролей.
Для успешной реализации программы нами предложены методические рекомендации для всех групп участников образовательного процесса, призванные повысить эффективность применяемого метода творческого проекта в частности, и способствовать развитию межличностных отношений
в группе младших школьников в целом.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. - 31с.
2. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85 -103.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология - М.: Просвещение, 1991. - 300с.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина / Е. В. Андриенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 264 с.
5. Архипова, В. Ф. Психология межличностных отношений: учеб. пособие / В. Ф. Архипова, А. В. Голумидова ; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Изд- во ВлГУ, 2005. - 124 с.
6. Бодалев, А.А. /Личность и общение. М., 1995. - 328 с.
7. Бодалев, А.А. /Психология общения/ Избранные психологические труды. - 3-е изд.,перераб. и допол./ - М.:НПО Модэк, 2002. - 320 с.
8. Голенков, А., Петрова, Е., Шмелёва, С. /Психология: учебник для студентов высших учебных заведений /под общ. ред. Е. А. Петровой// - Москва : РГГУ : ОМЕГА-Л, 2013. - 340 с.
9. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога, -1998 г. - 622 с.
10. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, A.M. Психология./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
11. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. - 141 с.
12. Душков, Б.А., Королев, А.В., Смирнов, Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - «Академический проект, Деловая книга», 2005. - 848 с.
13. Зборовский, Г.Е. Социология: Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов. - М.: Интерпракс, 2005. - 208 с.
14. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа / С. П. Ломов, Н.В. Долгоаршинных, С.Е. Игнатьев и др. - М. : Дрофа, 2017. - 41 с.
15. Коломинский, Я.Л., Березовик, Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977. - 64 с.
16. Коломинский, Я.Л. Психология общения. - М.: Аспект- Пресс, 2003. - 475 с.
... всего 65 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ