Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творчество Германа Мелвилла от приключенческого романа к экологической прозе: на примере романов «Тайпи», «Ому», «Моби Дик, или Белый кит» (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №156957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Предпосылки написания первых романов и их идейно-философская база 6
§ 1.1. Биографическая мотивировка романа «Тайпи» 6
§ 1.2. Место литературного творчества Германа Мелвилла в контексте эпохи 8
Глава II. Ранний этап творчества Германа Мелвилла 15
§ 2.1. «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» 15
§ 2.2. «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» 19
Глава III. «Моби Дик, или Белый кит» 28
§ 3.1. Экологическая философия Германа Мелвилла 28
§ 3.2. Морское пространство и его семантика 30
§ 3.3. Роль и значение образа кита 35
Заключение 42
Список использованных источников 46
Приложение 1. Урок внеклассного чтения для 10 класса 50

Творчество Германа Мелвилла сравнительно полно исследовано в американском и отечественном литературоведении. Однако ученые, в первую очередь, уделяют наибольшее внимание зрелому периоду творчества автора, в частности таким романам как «Марди и путешествие туда» (1849), «Белый бушлат, или Мир военного корабля» (1850), «Моби Дик, или Белый кит» (1851), «Билли Бад, фор-марсовый матрос» (1891). Первые произведения Германа Мелвилла, открывшие его миру как писателя, практически не изучены российскими исследователями и крайне редко упоминаются в научных работах.
Из всех текстов Германа Мелвилла «Моби Дик» наиболее подробно изучен в отечественном литературоведении, однако необходимо отметить, что истолкование романа является достаточно предвзятым и несет на себе печать идеологических штампов, вполне соответствующих духу того времени. Так Белого Кита зачастую принимали за олицетворение зла капиталистической цивилизации. Термин экология применительно к данному роману вовсе не употреблялся, что вполне закономерно -- экофилософия и связанные с ней литературные методики стали разрабатываться сравнительно недавно. Несмотря на обилие зарубежных литературоведческих исследований, разрабатывающих тот или иной аспект в контексте данной проблемы, ее систематизированное, многостороннее исследование применительно к интересующему нас тексту до сих пор не было проведено. В связи с этим можно говорить о недостаточной изученности данного вопроса. Его всестороннее рассмотрение может быть чрезвычайно полезным и актуальным для более глубокого прочтения творчества великого американского писателя.
При изучении творческого наследия Германа Мелвилла почти не делается сопоставления ранних и зрелых текстов и их подробного взаимопроникающего анализа. Литературоведы при решении поставленных перед ними задач рассматривают творческие периоды отдельно друг от друга, 3
либо наблюдают особенности развития текстов без их подробного сопоставительного анализа.
Эти факторы определяют актуальность избранной нами темы.
Предмет анализа - идейный мир романов «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» (Typee: A Peep at Polynesian Life, 1846), «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» (Omoo: A Narrative of Adventures in the South seas, 1847) и «Моби Дик, или Белый кит» (Moby-Dick, or The Whale, 1851) Германа Мелвилла.
Объектом исследования являются тексты романов «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь», «Ому: повесть о приключениях в Южных морях», «Моби Дик, или Белый кит».
Цель исследования состоит в выяснении особенностей эволюционного развития творчества Германа Мелвилла от приключенческого романа к экологической философской прозе.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Изучить основные философские идеи и убеждения Г. Мелвилла,
выявить причины и этапы их формирования в контексте
литературной эволюции писателя;
2) Проанализировать первые романы Г. Мелвилла и выявить в них основные идеи и пути разрешения противопоставления человека и природы;
3) Исследовать роман «Моби Дик, или Белый кит» с точки зрения экологической прозы.
В процессе работы были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный, биографический, филологический анализ текста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, проведенного в работе, следует подчеркнуть, что через все творчество Мелвилла пройдут напряженные искания истинной правды о природе и о человеке.
В первой же его книге сквозит недоверие к романтической философии. Мелвилл первым поставил под сомнение реальность бегства на лоно природы как пути восстановления гармонии и целостности человеческого опыта - сколь ни притягателен идеал, но проверка «эмпирикой» показывает его полную несостоятельность.
Если в «Тайпи» основной упор делается на изображение романтического идеала, а критика носит в основном косвенный, сопоставительный характер, то в «Ому» утопия почти полностью исчезает, идиллия рушится. Противопоставляя «естественное состояние» полинезийцев буржуазной цивилизации Мелвилл приходит к выводу, что «блаженным язычникам» лучше всегда оставаться такими, каковы они есть, чем приобщаться к «многоэтажному зданию людского горя» жителей «культурных стран». Даже негативные стороны жизни тайпи писатель оборачивает критикой цивилизации, находя в ней те же пороки, но в более неприглядном виде.
В первых романах начинается формирование художе ственного видения Мелвилла. Уже на начальном этапе оно отличается стремлением к полноте синтеза идеального и действительного. То «двойное зрение», которое станет органикой отвлеченного и эмпирического как равноправных компонентов восприятия действительности и создаваемой художником образной модели, начинает своё становление уже здесь, хоть и на достаточно простом уровне. Художественное исследование всеобщих сил и законов, направляющих человека и его деятельность, привело автора к пониманию всей сложности и неоднозначности действительности, что нашло свое выражение в нарастании романтической символики в «Моби Дике». Главная черта художественной манеры Мелвилла в двух произведениях - сочетание бытовой конкретности, публицистичности с лирическими отступлениями, авторскими размышлениями, вставными новеллами. Все это отмечает путь автора к роману «Моби Дик».
«Моби Дик», являясь экологической прозой, изображает природу как картину мира, которая открывает читателю богатство символов, систему материальных и духовных ценностей человечества. Природа в тексте при этом реализуется как определенный продукт мировоззрения. Человек посредством диалога с природой показан в своем морально-нравственном развитии или деградации, а сущность героя оценивается характером его взаимоотношения с природой. Роль природы в художественном мире не ремарочная, а философская, ориентированная на раскрытие сложных надтекстовых и подтекстовых вопросов миропонимания, которые всплывают в сознании героя и читателя.
Человек непременно должен сближаться с природой, познавать ее, чтобы через изучение природных объектов и процессов постигать высокие этические и эстетические законы. Вместе с тем Мелвиллу пришлось отказаться от многочисленных концепций человека, в том числе от идеи высшей мудрости «естественного человека», от эмерсоновской теории «доверия к себе».
Роман является грандиозной попыткой проникнуть в трагические смыслы отношения человека и природы, которые прочно соединены в художественной концепции Мелвилла. «Моби Дик» выходит далеко за рамки жанра морского романа в его традиционном восприятии в эпоху американского романтизма. Как неоднократно отмечалось критиками, характерной особенностью творчества писателя являются синтетизм его мышления и неповторимое умение создать уникальный сплав символики и достоверности изображения морской действительности.
...


1. Мелвилл Г. Ому. Пер. с англ. Т.Л. и В.И. Ровинских, послесл. В.М. Бахта. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1960. — 278 с.
2. Мелвилл Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. Тайпи. / Пер. с англ. И.М. Бернштейн. - Л.: Худож. Лит., 1987. - 456 с.
3. Мелвилл Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Моби Дик, или Белый Кит: Роман / Пер. с англ. И.М. Бернштейн; Вступ. ст., послесл. Ю. Ковалева; Примеч. Е. Апенко, И. Бернштейн. - Л.: Худож. лит., 1987. - 639 с.
4. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX в. - М.: Высш. шк., 1972.
5. Дегтярева В.В Мифологема воды / океана / реки в
художественном мире В. П. Астафьева и И. Г. Мелвилла // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2006 (3) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -
Красноярск, 2006. - С.113-117.
6. Дегтярева В.В Семантика морского пространства в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» // Знаменские чтения: Филология в пространстве культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Тобольск, 29-30 ноября 2007 г.). - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. - С.19-21.
7. Засурский Я.Н. Романтические традиции американской
литературы XIX века и современность. Зверев А. М.: Герман Мелвилл и XX век.
8. История всемирной литературы. - Т. 6. - М., 1989. - С. 577-582 Ковалев Ю. В.: Мелвилл.
9. История зарубежной литературы XIX века : учебник для студ. вузов / А. С. Дмитриев и др.; под ред. Н. А. Соловьевой. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2000. - 559с.
10. Карако,П.С. Природа в художественной литературе / П.С.Карако. - Минск, 2009. - 304 с.
11. Ковалев Ю. В. Зрелый романтизм: // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1989. - 880с.
12. Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. - Л.: Худож. лит., 1972. - 280 с.
13. Ковалев Ю.В. Лицом к лицу встречаю я тебя сегодня, о Моби Дик // Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит. - Устинов: Удмуртия, 1987.
14. Ковалев Ю.В. Послесловие // Мелвилл Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2: Тайпи; Израиль Поттер. - Л.: Худож. лит. 1987.
15. Маттисен 1972: Маттисен, Ф. О. Ответственность критики/ Ф. О. Маттисен; Сост. А. Зверев; Пер. с англ. А. Зверева и М. Кореневой. - М.: Прогресс, 1972. - 376 с.
... всего 38 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ