ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ БЛОГЕРА КАК НОВОЕ МЕДИА: КОММУНИКАТИВНО-ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Мессенджер «Телеграм» как феномен современной медиасистемы 7
1.1. Медиалингвистика и ее проблематика 7
1.2. «Телеграм» в современной медиасистеме 10
1.3. Свойства и специфика «Телеграма» как компонента современной
медиасистемы 13
Глава 2. Телеграм-каналы блогеров как формат медиаинформации....22
2.1. Коммуникативные преимущества телеграм-канала блогера 22
2.2. Телеграм-канал как новая форма презентации медиаинформации 26
2.3. Жанровая специфика материала и его оформление
в телеграм-каналах блогеров 30
2.4. Особенности оформления текстов в телеграм-каналах
блогеров-обзорщиков 33
2.5. Стилистика медиатекстов блогеров-обзорщиков 36
Глава 3. Медиатексты как средство обучения в курсе «Дополнительная образовательная программа по русскому языку и журналистике» 39
3.1. Принципы и критерии отбора материала телеграм-каналов для работы
на учебных занятиях 39
3.2. Практическое использование медиатекстов блогеров-обзорщиков
на занятиях по русскому языку и журналистике 42
3.3. Методическая разработка по использованию медиатекстов
блогеров-обзорщиков 45
3.3.1. Предтекстовый этап работы 49
3.3.2. Текстовый этап работы 54
3.3.3. Послетекстовый этап работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Глава 1. Мессенджер «Телеграм» как феномен современной медиасистемы 7
1.1. Медиалингвистика и ее проблематика 7
1.2. «Телеграм» в современной медиасистеме 10
1.3. Свойства и специфика «Телеграма» как компонента современной
медиасистемы 13
Глава 2. Телеграм-каналы блогеров как формат медиаинформации....22
2.1. Коммуникативные преимущества телеграм-канала блогера 22
2.2. Телеграм-канал как новая форма презентации медиаинформации 26
2.3. Жанровая специфика материала и его оформление
в телеграм-каналах блогеров 30
2.4. Особенности оформления текстов в телеграм-каналах
блогеров-обзорщиков 33
2.5. Стилистика медиатекстов блогеров-обзорщиков 36
Глава 3. Медиатексты как средство обучения в курсе «Дополнительная образовательная программа по русскому языку и журналистике» 39
3.1. Принципы и критерии отбора материала телеграм-каналов для работы
на учебных занятиях 39
3.2. Практическое использование медиатекстов блогеров-обзорщиков
на занятиях по русскому языку и журналистике 42
3.3. Методическая разработка по использованию медиатекстов
блогеров-обзорщиков 45
3.3.1. Предтекстовый этап работы 49
3.3.2. Текстовый этап работы 54
3.3.3. Послетекстовый этап работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
В современном цифровом мире социальные сети и мессенджеры становятся все более популярными средствами коммуникации. Особое место среди них занимает платформа «Телеграм», которая предлагает уникальные возможности для создания и продвижения контента. В последнее время все больше блогеров и медиа-личностей выбирают телеграм-каналы в качестве основного инструмента для общения со своей аудиторией.
В данном контексте важно рассмотреть не только технические и организационные аспекты функционирования телеграм-каналов блогеров, но и более глубокие коммуникативные и речевые особенности этого явления. Телеграм-канал блогера представляет собой уникальный формат, объединяющий в себе элементы публицистики, журналистики, личного общения и влияния на аудиторию. Исследование данного явления позволит лучше понять, каким образом блогеры используют «Телеграм» для формирования своего имиджа, воздействия на массовое сознание и взаимодействия с подписчиками.
Также стоит обратить внимание на то, какие стратегии и тактики блогеры применяют для привлечения аудитории, удержания внимания и создания вовлекающего контента. Анализ типов контента, частоты и времени публикаций, использования интерактивных элементов и других инструментов позволит выявить особенности успешных коммуникационных стратегий.
С учетом того, что «Телеграм» предоставляет возможность анонимного общения и быстрого распространения контента, блогеры могут формировать определенные стереотипы и представления своей аудитории, в том числе через манипуляцию ее сознанием. А это значит, что телеграм-каналы блогеров влияют на формирование общественного мнения.
Все сказанное свидетельствует, что исследование телеграм-каналов блогеров представляет актуальную и перспективную тему для медиалингвистики, теории коммуникации и интернет-журналистики.
Материалом для исследования послужили медиа-тексты блогеров- обзорщиков, отобранные из мессенджера «Телеграм» в период с октября 2022 года по апрель 2024 года.
Цель исследования заключается в выявлении языковых и функциональных особенностей медиатекстов, используемых современными российскими блогерами в телеграм-каналах, а также в разработке методического материала по данной теме, который можно будет использовать на курсе «Дополнительная образовательная программа по русскому языку и журналистике».
Цель исследовательской работы обуславливает решение следующих задач:
1. Проанализировать проблематику современной медиалингвистики, объясняющей механизмы возникновения медиатекстов.
2. Рассмотреть особенности мессенджера «Телеграм» как компонента современной медиасистемы.
3. Сделать выборку медиатекстов блогеров-обзорщиков для анализа по теме исследования.
4. Выявить стилистические, жанровые и коммуникативные особенности медиатекстов блогеров-обзорщиков.
5. Создать методическую разработку, демонстрирующую предметный потенциал собранного медиалингвистического материала в контексте преподавания русского языка и журналистики в курсе «Дополнительная общеобразовательная программа по русскому языку и журналистике».
Объектом исследования выступают медиаканалы блогеров-обзорщиков.
Предметом исследования является структура медиатекстов блогеров- обзорщиков, обращающихся в российском сегменте мессенджера «Телеграм».
Научным контекстом данной работы стали в основном труды отечественных и зарубежных исследователей по медиалингвистике.
...
В данном контексте важно рассмотреть не только технические и организационные аспекты функционирования телеграм-каналов блогеров, но и более глубокие коммуникативные и речевые особенности этого явления. Телеграм-канал блогера представляет собой уникальный формат, объединяющий в себе элементы публицистики, журналистики, личного общения и влияния на аудиторию. Исследование данного явления позволит лучше понять, каким образом блогеры используют «Телеграм» для формирования своего имиджа, воздействия на массовое сознание и взаимодействия с подписчиками.
Также стоит обратить внимание на то, какие стратегии и тактики блогеры применяют для привлечения аудитории, удержания внимания и создания вовлекающего контента. Анализ типов контента, частоты и времени публикаций, использования интерактивных элементов и других инструментов позволит выявить особенности успешных коммуникационных стратегий.
С учетом того, что «Телеграм» предоставляет возможность анонимного общения и быстрого распространения контента, блогеры могут формировать определенные стереотипы и представления своей аудитории, в том числе через манипуляцию ее сознанием. А это значит, что телеграм-каналы блогеров влияют на формирование общественного мнения.
Все сказанное свидетельствует, что исследование телеграм-каналов блогеров представляет актуальную и перспективную тему для медиалингвистики, теории коммуникации и интернет-журналистики.
Материалом для исследования послужили медиа-тексты блогеров- обзорщиков, отобранные из мессенджера «Телеграм» в период с октября 2022 года по апрель 2024 года.
Цель исследования заключается в выявлении языковых и функциональных особенностей медиатекстов, используемых современными российскими блогерами в телеграм-каналах, а также в разработке методического материала по данной теме, который можно будет использовать на курсе «Дополнительная образовательная программа по русскому языку и журналистике».
Цель исследовательской работы обуславливает решение следующих задач:
1. Проанализировать проблематику современной медиалингвистики, объясняющей механизмы возникновения медиатекстов.
2. Рассмотреть особенности мессенджера «Телеграм» как компонента современной медиасистемы.
3. Сделать выборку медиатекстов блогеров-обзорщиков для анализа по теме исследования.
4. Выявить стилистические, жанровые и коммуникативные особенности медиатекстов блогеров-обзорщиков.
5. Создать методическую разработку, демонстрирующую предметный потенциал собранного медиалингвистического материала в контексте преподавания русского языка и журналистики в курсе «Дополнительная общеобразовательная программа по русскому языку и журналистике».
Объектом исследования выступают медиаканалы блогеров-обзорщиков.
Предметом исследования является структура медиатекстов блогеров- обзорщиков, обращающихся в российском сегменте мессенджера «Телеграм».
Научным контекстом данной работы стали в основном труды отечественных и зарубежных исследователей по медиалингвистике.
...
В ходе исследования рассмотрены теоретические и практические аспекты изучения телеграм-каналов блогеров как нового
медиакоммуникативно-речевого феномена. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Мессенджер «Телеграм» занимает уникальное место в современной медиасистеме, предоставляя платформу для создания и распространения разнообразного контента. Телеграм-каналы блогеров становятся новым форматом презентации медиаинформации, обладающим рядом характерных особенностей: свободой выражения, персонализацией, мультимедийностью, интерактивностью и гибкостью.
2. Материалы в телеграм-каналах блогеров демонстрируют широкий спектр речевых жанров, а конкретнее, медиажанров, включая обзоры, аналитику, репортажи, интервью, юмористические зарисовки и др. Коммуникативные и стилистические особенности этих медиатекстов отражают индивидуальный стиль автора, его языковые предпочтения и установку на неформальное общение с аудиторией.
3. Медиатексты блогеров-обзорщиков, рассмотренные в исследовании (BadComedian, РАМУЗЫКА, Энтони Юлай, TERLETSKAYA LIVE, Неприятный канал), демонстрируют разнообразие тематики, языковых стилей и способов подачи информации. Их языковые особенности, такие как использование профессиональной и разговорной лексики, молодежного сленга, иронии и сарказма, призваны сделать контент более живым, доступным и привлекательным для целевой аудитории.
4. Медиатексты телеграм-каналов блогеров представляют ценный материал для использования в образовательном процессе, особенно в рамках курсов по русскому языку и журналистике. Они позволяют знакомить учащихся с актуальными языковыми тенденциями, развивать критическое мышление и навыки анализа медиаконтента, а также способствуют формированию медиаграмотности и коммуникативной компетенции.
5. В работе предложены методическая разработка и конспект урока, демонстрирующие возможные подходы к использованию медиатекстов блогеров на различных этапах учебного процесса - предтекстовом, текстовом и послетекстовом. Эти материалы могут служить основой для дальнейшей разработки учебных программ и методик преподавания, ориентированных на современные медиатренды и потребности аудитории.
В заключение отметим, что исследование телеграм-каналов блогеров, как видится, одно из перспективных направлений медиалингвистики и изучения языковых процессов в медиасфере. Языковые особенности и стилистические приемы, используемые блогерами, отражают тенденции развития современной речевой культуры и могут служить материалом для дальнейшего лингвистического анализа. Изучение диалога между блогерами и их подписчиками, анализ комментариев и реакций аудитории помогают выявить закономерности и особенности этого нового типа медиакоммуникации.
медиакоммуникативно-речевого феномена. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Мессенджер «Телеграм» занимает уникальное место в современной медиасистеме, предоставляя платформу для создания и распространения разнообразного контента. Телеграм-каналы блогеров становятся новым форматом презентации медиаинформации, обладающим рядом характерных особенностей: свободой выражения, персонализацией, мультимедийностью, интерактивностью и гибкостью.
2. Материалы в телеграм-каналах блогеров демонстрируют широкий спектр речевых жанров, а конкретнее, медиажанров, включая обзоры, аналитику, репортажи, интервью, юмористические зарисовки и др. Коммуникативные и стилистические особенности этих медиатекстов отражают индивидуальный стиль автора, его языковые предпочтения и установку на неформальное общение с аудиторией.
3. Медиатексты блогеров-обзорщиков, рассмотренные в исследовании (BadComedian, РАМУЗЫКА, Энтони Юлай, TERLETSKAYA LIVE, Неприятный канал), демонстрируют разнообразие тематики, языковых стилей и способов подачи информации. Их языковые особенности, такие как использование профессиональной и разговорной лексики, молодежного сленга, иронии и сарказма, призваны сделать контент более живым, доступным и привлекательным для целевой аудитории.
4. Медиатексты телеграм-каналов блогеров представляют ценный материал для использования в образовательном процессе, особенно в рамках курсов по русскому языку и журналистике. Они позволяют знакомить учащихся с актуальными языковыми тенденциями, развивать критическое мышление и навыки анализа медиаконтента, а также способствуют формированию медиаграмотности и коммуникативной компетенции.
5. В работе предложены методическая разработка и конспект урока, демонстрирующие возможные подходы к использованию медиатекстов блогеров на различных этапах учебного процесса - предтекстовом, текстовом и послетекстовом. Эти материалы могут служить основой для дальнейшей разработки учебных программ и методик преподавания, ориентированных на современные медиатренды и потребности аудитории.
В заключение отметим, что исследование телеграм-каналов блогеров, как видится, одно из перспективных направлений медиалингвистики и изучения языковых процессов в медиасфере. Языковые особенности и стилистические приемы, используемые блогерами, отражают тенденции развития современной речевой культуры и могут служить материалом для дальнейшего лингвистического анализа. Изучение диалога между блогерами и их подписчиками, анализ комментариев и реакций аудитории помогают выявить закономерности и особенности этого нового типа медиакоммуникации.





