Введение 5
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты отбора и адаптации персонала в организации 8
1.1. Отбор персонала: понятие, методы и этапы отбора 8
1.1.1. Понятие и методы отбора персонала 8
1.1.2. Этапы отбора персонала 17
1.2. Адаптация персонала: понятие, виды, инструменты и процесс адаптации 20
1.2.1. Понятие, виды и инструменты адаптации персонала 20
1.2.2. Процесс адаптации персонала 27
Глава 2. Анализ процесса отбора и адаптации персонала в ООО «КрасноярскИнвест» Ибис и Новотель Красноярск Центр 30
2.1. Общая характеристика организации 30
2.2. Анализ состава, структуры и движения персонала 35
2.3. Анализ процесса отбора и адаптации персонала в Ибис и Новотель 46
2.3.1. Процесс отбора персонала 46
2.3.2. Процесс адаптации сотрудников 53
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса отбора и адаптации персонала в ООО «КрасноярскИнвест» Ибис и Новотель Красноярск Центр 57
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса отбора персонала 57
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса адаптации персонала 64
3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий по совершенствованию процесса отбора и адаптации персонала 67
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 82
Для организации любого типа, будь это коммерческая фирма или государственное предприятие, работа с кадрами является неотъемлемой частью оптимальной системы управления. Учитывая условия рыночной конкуренции, ни единая организация не сможет нормально существовать и иметь хорошие результаты без опытных специалистов. На сегодняшний день предприниматели прикладывают большие усилия для подбора работников. Несмотря на это в организациях зачастую случается нехватка квалифицированных кадров. Поэтому руководству необходимо регулярно работать над увеличением потенциала своих сотрудников.
Актуальным в настоящее время является высказывание «кадры решают все». Современный работодатель, для успешного развития и процветания своей компании должен понимать, что успех будет только в том случае, когда в организации будут работать поистине профессионалы своего дела. Не важно какую должность занимает тот или иной сотрудник, прежде всего, он должен быть грамотным специалистом, обладать умением быстрого реагирования и принятия решений в сложное время. Так же одной из приоритетной задачей отбора и адаптации персонала является создание крепкой команды сотрудников, специалистов, которые быстро вливаются в рабочий процесс для достижения общих целей.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в связи с развитием рыночной экономики, конкурентная борьба среди участников рынка выдвинула на первый план человеческий фактор. В условиях достаточно сложной ситуации в стране, каждый работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудники были профессионалами своего дела, выполняли свою работу качественно, а также работали на результат. При возникновении ситуации, когда появляется необходимость в наборе новых сотрудников, очень важно на первоначальном этапе отбирать тех сотрудников, которые в дальнейшем будут выполнять свои должностные обязанности качественно, работать в организации длительное время и будут заинтересованными сотрудниками, нацеленными не только на свой результат, но и на результат команды в целом.
Для обеспечения эффективности использования человеческого фактора необходимо иметь резерв квалифицированного персонала, способного не только выполнять требуемые должностные обязанности, но и улучшать и привносить что-то полезное и новое в рабочий процесс. Подбором и адаптацией персонала должны заниматься квалифицированные сотрудники отдела кадров. Принимая нового сотрудника, они должны не только провести ряд обязательных процедур для устройства на должность, но и провести процесс адаптации для новичка. Чем быстрее произойдет процесс адаптации, тем быстрее он вольется в работу и привнесет свой вклад для достижения положительного результата компании.
Цель дипломной работы заключается в разработке мероприятий, направленных на совершенствование процессов отбора и адаптации персонала.
В связи с поставленной в работе целью, необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты отбора и адаптации персонала;
- проанализировать существующую систему отбора и адаптации персонала;
- разработать мероприятия по совершенствованию процессов отбора и адаптации персонала;
- дать оценку эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «КрасноярскИнвест» Ибис и Новотель Красноярск Центр....
Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что в условиях достаточно сложной ситуации в стране, каждый работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудники были профессионалами своего дела, выполняли свою работу качественно, а также работали на результат, а для этого необходимо на первоначальном этапе отбирать только тех сотрудников, которые в дальнейшем будут выполнять свои должностные обязанности качественно, работать в организации длительное время и будут заинтересованными сотрудниками, нацеленными не только на свой результат, но и на результат команды в целом. Принимая нового сотрудника, необходимо провести не только ряд обязательных процедур для устройства на должность, но и провести процесс адаптации для новичка.
В первой главе были рассмотрены теоретические и методологические аспекты отбора и адаптации персонала в организации. В процессе исследования были рассмотрены: понятие, методы и этапы отбора персонала в организацию, понятие, виды, инструменты и этапы проведения адаптации для сотрудников. В результате исследования был сделан вывод, что отбор кандидатов в организацию - это процесс довольно сложный, главной целью которого, с точки зрения эффективности является найти наиболее соответствующего кандидата профилю должности, в минимальные сроки с минимальными затратами. При этом очень важно строить процесс отбора таким образом, чтобы во время собеседования избежать социально желаемых ответов от кандидата, проводить процесс отбора таким образом, чтобы по итогу были отобраны именно те кандидаты, которые в дальнейшем принесут вклад в рабочий процесс и будут эффективными сотрудниками.
Что касается адаптации сотрудников - то этот процесс по важности не уступает процессу отбора сотрудников, поскольку недостаточно просто отобрать и обучить новичка, очень важно адаптировать его в новой среде, в коллективе. Создание рабочей дружественной атмосферы в коллективе очень важный процесс, особенно в таком многочисленном коллективе, который работает в Ибис и Новотель.
Во второй, аналитической главе дипломной работы была приведена общая характеристика Ибис и Новотель, проведен анализ состава, структуры и движения персонала. Данный анализ показал, что организационная структура управления предприятия - линейно-функциональная. Всего, в Ибис и Новотель функционирует девять отделов и служб. Численность персонала на конец 2017 года составила 127 человек. Проведенный анализ показал, что в организации наблюдается высокий уровень текучести кадров.
Также был проведен анализ существующих процессов отбора и адаптации персонала, результаты которого позволили выделить ряд недостатков, а именно:
- использование ограниченного числа источников поиска кандидатов;
- отсутствие методов оценки мотивации кандидата;
- сложность интерпретации результатов психодиагностического тестирования для менеджера по персоналу;
- отсутствие системы проверки данных, заявленных кандидатом;
- отсутствие четкой регламентации процесса адаптации;
- система наставничества организована неэффективно;
- отсутствие программы обучения новичка.
В третьей главе дипломной работы были предложены мероприятия, направленные на совершенствование процессов отбора и адаптации сотрудников....
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
2. Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. -224 с.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 561 с.
4. Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций / О.В. Валиева. - М.: Приор, 2012. - 176 с.
5. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика, под ред. В.Р Веснина. - М.: КНОРУС, 2009. - 520 с.
6. Грэхем Х.Т., Беннетт Р Управление человеческими ресурсами: рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов вузов, перевод с английского под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 584 с.
7. Дайнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом: Учебное пособие. - М.: Академия Естествознания, Южный Институт Менеджмента, 2012. - 403 с.
8. Джанерьян С.Т. Психологические основы отбора персонала: учебное пособие / С.Т. Джанерьян, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 116 с.
9. Дуракова И.Б., Волкова Л.П., Кобцева Е.Н., Тюлькина Е.С., Полякова О.Н., Стадниченко Л.И., Талтынов С.М. Управление персоналом: Учебник, под общей ред. д-ра экон. наук, проф. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 393 с.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. - Н. Новгород: НИМБ, 2013. - 720 с.
11. Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие для бакалавров направления 080200 «Менеджмент». - М.: МИИТ, 2013. - 157 с.
12. Зайцева Н.А. Управление персоналом в гостиницах: учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
13. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 200 с.
14. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом в туристическом и гостиничном бизнесе: учебно-практическое пособие / Л.Н. Иванова-Швец, А.В. Дмитриев. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 112 с.
15. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 301 с...(52)