Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА «ТРУДНОГО РЕБЁНКА» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (психолого-педагогический и литературоведческий аспекты)

Работа №156941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 - 6 стр.
Глава 1. Понятие «трудный ребёнок» в психолого-педагогической литературе 7 - 12 стр.
Глава 2. Традиции изображения «трудного ребенка» в мировой литературе 13 - 34 стр.
§1. Тема исправления «трудного ребенка» в коллективе в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко 13 - 17 стр.
§2. «Кража» В.П. Астафьева в контексте проблемы раскрытия образа «трудного ребенка» 18 - 24 стр.
§3. Пеппи Длинныйчулок А. Линдгрен как «трудный ребенок». ..25 - 28 стр. §4. Образ подростка в повести Ю. Яковлева «Гонение на рыжих»..29 - 34 стр. Глава 3. Специфика темы «трудного ребенка» в повести Е. Мурашовой
«Класс коррекции» и романе П. Хега «Условно пригодные» 37 - 59 стр.
§ 1. Особенности хронотопа повествования 37 - 42 стр.
§2. Своеобразие взаимоотношений «трудного ребенка» с
социумом 42 - 50 стр.
§3. Раскрытие темы дружбы в произведениях 50 - 56 стр.
§4. Специфика конфликта 56 - 58 стр.
Заключение 59 - 63 стр.
Список используемой литературы 64 - 67 стр.
Приложение 68 - 96 стр.

«Трудных детей» в современном мире становится больше. «Трудные дети» - широкое понятие. К ним относят детей, которые могут иметь физиологические особенности развития, психологические травмы, являться педагогически запущенными детьми или правонарушителями, иметь склонности и способности, отличающиеся от остальных.
Увеличение количества «трудных детей» происходит вследствие массовой активности детей в социальных сетях и на просторах интернета. Родители с детства приучают ребенка к гаджетам, заменяя ими живое общение.
Предполагаемые причины актуальности явления «трудный ребенок»:
• ускорение жизненных темпов в обществе XXI века: родители не успевают уделять необходимое время, чтобы полноценно заниматься воспитанием своих детей;
• бешеный поток информации, в том числе имеющей негативные последствия для психики ребёнка;
• многие родители пребывают в агрессивной социальной среде, в результате чего испытывают регулярные стрессы, что впоследствии увеличивает шансы рождения гиперактивных детей;
• морально-нравственная деградация общества, которая не позволяет качественно привить воспитуемому духовно-нравственные ценности.
В современном обществе не происходит своевременного контакта родителя и ребенка. В результате этого возникают такие явления, как: желание уйти из дома, бродяжничество, отсутствие мотивации к учебе и асоциальное поведение, инертность, социальное отчуждение «трудных детей». Психологические травмы также осложняют воспитательную работу, несвоевременная диагностика поведения учащегося приводит к тому, что ребенок не желает быть искренним в своих чувствах по отношению к взрослому, боится находиться в атмосфере непонимания.
Неслучайно данная тема нашла отражение в художественной литературе. Психолого-педагогические и методические разработки имеют отсылки к теме «трудного ребенка», но, несмотря на это, однозначного определения рассматриваемому явлению не было выработано. Классическое литературоведение не рассматривает образ «трудного ребенка» как часть отдельной темы подростковой литературы. Редкие упоминания в исследованиях, отраженных в статьях, детских учебниках, пособиях и хрестоматиях в основном касаются школьной темы и проблемного взаимоотношения ребенка без углубления в тему «трудного ребенка». Отдельных исследований, посвященных исследуемой теме, на данный момент нет. Мы видим возможность обращения к теме в аспекте изучения традиционной литературы и литературы новейшего времени.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблема «трудных детей» в XXI веке обостряется, поскольку обучающемуся становится легче закрыться в «виртуальном мире», уменьшается количество актов коммуникации между детьми и взрослыми. Проблема «трудного» ребенка изучена недостаточно, школьные учителя не могут найти подход к «трудным детям». В ходе нашего исследования предлагаются теоретические и методические материалы, которые помогут учителю в практической деятельности.
Объектом исследования является понятие «трудный ребенок» в художественной литературе.
Предмет исследования - раскрытие темы «трудного ребенка» в современной литературе.
Художественным материалом исследования являются следующие тексты: повесть Е.В. Мурашовой «Класс коррекции», роман П. Хёга «Условно пригодные».
Цель исследования - выявление специфики темы «трудного ребенка» в современной литературе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к понятию «трудный ребенок».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для реализации поставленной в начале исследования цели мы изучили тематическую литературу, выделили критерии анализа художественных произведений и провели занятие, чтобы организовать наблюдение над тем, как реагируют обучающиеся на тему «трудных детей».
В результате исследования мы выделили ряд текстов, посвящённых проблеме «трудного ребёнка». Такой выбор не случаен: мы взяли разный возрастной, временной и национальный спектр художественной литературы для того, чтобы показать широту проблематики, чтобы подтвердить, что вопрос, рассматриваемый нами, не имеет какого-либо времени и национальности, он актуален. Мы увидели, что проблема становится острее, что тексты становятся жёстче и даже повышается возрастной ценз.
В рамках проведенного исследования были рассмотрены психолого­педагогические подходы к понятию «трудный ребенок».
Нами было обнаружено несколько систем типизации «трудных детей». Большинство из них относится к детям среднего и старшего подросткового возраста. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет несколько типов «трудных детей».
Для нашего исследования были выбраны типы «трудных детей», выделенные Л.С. Выготским: «трудный ребенок» с органическим дефектом; «трудный ребенок» с функциональными нарушениями; талантливые «трудные дети»; переходные формы: комбинированные, или смешанные, формы трудновоспитуемости.
Мы выявили традицию изображения «трудных детей» в мировой литературе, в частности, проблемы в общении общества с «трудным ребенком», отсутствие манер и минимальных условий для комфортного пребывания, педагогическая запущенность и лишение ребенка
благополучной семьи посредством трагических или иных обстоятельств, преобладание реальности над условным элементом, протест общественному устройству, оптимистичный финал.
В исследовании определены традиционные и новаторские черты образа ребенка в современной литературе на примере повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» и романа П. Хёга «Условно пригодные».
Общим для всех рассматриваемых текстов является отсутствие минимальных благ для героев, протестные настроения и девиантное поведение, проблемная история семьи, которая привела к отклонениям в развитии и поведенческих особенностях.
В романе «Условно пригодные» хронотоп смещен в сторону хроноса, что нетипично для рассмотренных произведений, придает ощущение замкнутости и безнадежности. Для «трудных детей» выход в светлую жизнь возможен только через систему образовательного учреждения. Общество показано развитым, благополучным. Художественное произведение основывается на антиутопических моделях художественного мира. В текстах мы видим, что социальный барьер может быть сломан. В дружбе «трудные дети» проявляются как верные товарищи, защищающие сложившийся коллектив от чужеродного вмешательства. Финалы произведений стремятся к гармонизации художественного мира через смерть ребенка.
В контексте традиционного изучения в художественных произведениях наблюдается следующее: образы «трудных детей» в художественной литературе могут рассматриваться с нескольких точек зрения: «трудные дети» как индивиды, отличающиеся от других (Пеппи, Таня), «трудные дети» как коллектив, подлежащий перевоспитанию (класс коррекции, горьковцы, детдомовцы Краесветска).
Авторов рассмотренных нами произведений, несмотря на различия писательской техники, временного разрыва и ментальных особенностей объединяет стремление показать читателю, что «трудный ребенок» не безнадежен и возможно его перевоспитание, что в мире «трудных детей» механизмом становления личности становится любовь, забота, внимание, поддержка либо взрослого, либо сверстников, состоящих в одном
коллективе.
...


1. Абаринов А. Антон Семенович Макаренко. Чекист или романтик?
Малоизвестные страницы биографии / А. Абаринов [Электронный ресурс]// belopolye.narod.ru [Сайт]. URL: http://belopolye.narod.ru/known_people/ march/ makarenko_abarinov.htm (дата обращения 18.02.19)
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя / Ю.П. Азаров. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Просвещение, 1985. - 448 с.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов высш. и сред. пед. уч. заведений. - М.: Академия, 2002. - 472 с.
4. Астафьев Виктор. Кража / Виктор Астафьев. - М.: Детская литература. Ленинград, 2014. - 237 c.
5. Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]// gufo.me [Сайт]. URL: https://gufo.me/dict/foreign_words (дата обращения 15.01.18)
6. Волнин А.К. Антон Семенович Макаренко в учительском институте / А.К. Волнин // Учебно-воспитательная работа в детских домах. Бюл. 2-3. 1941, с. 117-124.
7. Выготский Л.С. Основные проблемы педологии в СССР. - М., 1928.
8. Выготский Л.С. Развитие трудного ребёнка и его изучение [Электронный
ресурс]// dugward.ru [Сайт]. URL:
http: //dugward.ru/library/vygotskiy/vygotskiy_razvitie_trudnogo .html (дата
обращения 15.01.18)
9. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. -1999. - № 4, с.34.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998.
11. Горький М. Воспитанникам колонии им. Горького в Куряже // Собр. соч. в 30 томах. - Т. 30. - С. 16 - 17.
12. Детское: детская литература: прочее: Гонение на рыжих: Юрий Яковлев
[Электронный ресурс]// rulibs.com [Сайт]. URL:
http://rulibs.eom/ru_zar/children/yakovlev/d/j16.html (дата обращения 25.02.18)
13. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
14. Зиман Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества: учебное пособие. - М.: Русская шк. библ. ассоц., 2007. - 287 с.
15. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. пособие для проф.-техн. учеб. Заведений. - М.: Высш. школа, 1982. - 191 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ