Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация работы со словарями при изучении русского языка в средней школе

Работа №156935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 - 8
Глава 1. Лексикография как раздел языкознания 9 - 23
1.1. Становление лексикографии как науки 9 - 12
1.2. Классификация словарей 12 -20
Глава 2. Характеристика и значение элективного курса как метода работы в
школе 21 - 43
2.1. Элективный курс как метод работы в школе 21 - 23
2.2. Элективный курс «Словарь для ученика» 23 - 43
Заключение 44 - 46
Список литературы 47 - 51
Приложение 52 - 56

Вопрос умения использования словарей на уроках русского языка современным школьником сегодня очень актуален. И вопрос особого внимания к учебно-справочной литературе при обучении школьников самостоятельному пополнению своих знаний возник не случайно. Учитывая все возрастающий поток информации, нужно уже в школе начинать формирование умения пользоваться справочной литературой и подходить к использованию любой литературы как справочной. Не стоит забывать, что из -за влияния научного прогресса, межкультурной коммуникации и внутренних процессов изменения языка в употребление входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Телевидение, интернет, печатные издания, бытовое общение, - всё это является источником информации, которая не всегда подкреплена пояснением той или иной лексической единицы. Чаще всего школьники используют слова и выражения, не зная, какой смысл они несут. Современный человек не может полноценно существовать в мире, не зная современных реалий. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над уточнением словарного запаса школьников и развитием умения использовать словари.
Овладение знаниями и богатством родного языка не может быть осуществлено в полной мере без постоянного обращения к соответствующей справочной лингвистической литературе. К сожалению, как показывает практика, в рамках школьного образовательного процесса работа со словарями не всегда является постоянным и главенствующим процессом. Учителя пока недостаточно используют справочную литературу в своей работе. Такая работа достаточно трудоемкая - необходимо выделить определенное время, подобрать нужную литературу, простроить свой урок, включив туда данный вид работы. Также стоит отметить, что не каждая школа и учебный класс оснащен необходимым минимумом, помогающим учащимся овладеть языковыми нормами - отсутствие разных видов словарей, невозможность обеспечить каждого учащегося материалом. К тому 3
же «явно недостаточно и методических указаний по работе со словарями в школе» [Милославский 2014:25].
Именно поэтому учителя из своего педагогического опыта знают, как нелегко приучить школьников обращаться со словарями, как трудно бывает извлечь нужную информацию неподготовленному учащемуся и как много времени на это уходит. А часто ученики просто не знают, к какому словарю нужно обратиться при возникновении трудностей в понимании слова. Они не знают, как работать с данным видом материала и как использовать полученную в словарях информацию. Необученные приемам и методам работы со словарями учащиеся предпочитают не пользоваться ими вообще.
Готовясь к сочинению, школьники нуждаются в более объемном словаре, к которому они могли бы обратиться и избежать возможной ошибки. «В результате обращения к словарю в памяти школьника откладывается образ правильно напечатанного и написанного слова, тренируется и моторная память руки, правильно написавшей слово» [Иванова 2011:14].
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме). «Необходимо не только запоминать новые слова, но и верно использовать их в различных речевых ситуациях, понимать их значение и уметь выстраивать парадигматические и синтагматические отношения» [Климкина 2008:5]. 
Также стоит отметить, что наивысшим показателем овладения данным видом деятельности у учащегося будет являться самостоятельное обращение к справочной литературе, умение находить нужную информацию и использовать её.
Несмотря на то, что работы, посвященные проблеме неумения использовать справочную литературу, часто публикуются и обсуждаются на страницах научных журналах, рассматриваются в специальной литературе, а учителями наработан большой практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть значимой.
В письме Минобрнауки РФ «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации» сказано, что «формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС» [Письмо Минобрнауки РФ «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации»].
В Федеральном государственном образовательном стандарте также отражена значимость проведения словарных работ в рамках образовательного курса: «Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык» должны отражать: обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения» [Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования].
Учителю необходимо организовать работу на уроках русского языка таким образом, чтобы ребенок в результате научился размышлять, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. «И задачей учителя-словесника становится научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка» [Эльдарова 2008:14].
На уроках русского языка учителя сталкиваются с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.
Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:
1. расширяет словарный запас учеников;
2. переводит слова из пассивного словаря в активный;
3. учит правильно и грамотно излагать свои мысли при письме и речи.
В данной работе мы рассмотрим различные методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в школе.
Объектом нашего исследования стал процесс организации словарной работы на уроках русского языка в 9 классе. 
Предметом исследования - эффективные приемы и система упражнений по работе со словарями на уроках русского языка.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что одной из сложных и серьезных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя русского языка является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка.
Цель работы: разработать модель словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. произвести анализ литературы по данной теме;
2. рассмотреть различные подходы к словарной работе и выявить наиболее актуальные из них;
3. определить базовые для данной работы термины;
4. описать типы словарей;
5. разработать элективный курс.
Одна из основных целей курса русского языка - формирование у школьников представления о том, что изучение русского языка поможет им овладеть языком как средством общения, понять эстетическую функцию языка, осознать, что язык является средством познания мира, развития мышления, средством освоения культуры. А задача учителя - привить стремление овладеть богатствами языка. К сожалению, современный школьник усваивает не более 60% всех данных ему языковых норм. Кроме того, для старшеклассников этого объема недостаточно, так же как для учащихся с высокой успеваемостью, участвующим в олимпиадах или решающим задания повышенной сложности. В рамках дифференцированного обучения работа со словарями может быть продуктивна. «Используя различные упражнения, связанные со словарной работой, учитель может 
удовлетворять образовательные потребности любого ученика с любым уровнем успеваемости» [Галлингер 1990:11].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной выпускной квалификационной работы состояла в том, чтобы получить знания о сущности проблемы работы над словом с использованием словарей, о путях ее совершенствования и реализовать модель словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе.
Проблема организации работы со словарями на уроках на данный момент остается актуальной в методике преподавания русского языка.
Проанализировав литературу по заявленной теме, изучив методическое наследие и составив свою разработку элективного курса, мы можем подвести итоги нашего исследования.
Несмотря на то, что существует много методических разработок, на сегодняшний день остаются открытыми многие вопросы использования методов и приемов развития речи на уроках русского языка. Большое значение в системе обогащения лексического запаса школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Особый интерес, с этой точки зрения, представляет работа с лингвистическими словарями. По мнению известного ученого-методиста А. В. Текучева, словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Цель - раскрыть сущность работы со словарями на уроках русского языка, направленной на развитие речи учащихся, наметить пути её эффективного совершенствования.
Такая работа должна быть системной и постоянной, чтобы привести к определенным результатам. 
Словарная работа по русскому языку помогает достигнуть углубленного усвоения программного материала, предусматривает совершенствование языковых навыков и умений у учащихся, является средством нравственного и культурного воспитания школьников. Одним из направлений словарной работы на уроке русского языка является работа с разными словарями.
Словарь включает в себя ту языковую информацию, которая является необходимой и полезной на каждом уроке русского языка. Словарь нельзя заменить простым списком слов в конце учебника или отдельными сносками. Работая со словарями, ученик получает не только необходимые знания, но и учится самостоятельному поиску информации. Кроме информационной функции словарь способствует расширению словарного запаса.
Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Важность этой проблемы определяется тем, что речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли.
Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке.
Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порождении речи учащихся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, приемами создания образности и стилистической адекватности. При восприятии текста богатый лексикон позволяет адекватно
воспринимать текст через понимание не только словарных значений слов, но и их коннотаций.
В заключение следует сказать о том, что правильно организованная словарная работа будет способствовать формированию у школьников умения осуществлять информационную переработку словарного текста, извлекать необходимую информацию, добывать знания самостоятельно, позволит развить навыки работы учащихся со словарями и справочной литературой.
Такая работа должна быть системной и постоянной, чтобы привести к определенным результатам.



1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы.: учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, М., 2013. - 165 с.
2. Бакулина, Г.А. Новое словарное слово: от интенсивного представления к эффективному усвоению / Г.А. Бакулина // Русский язык в школе. - 2002. - №4. - С. 22-25.
3. Баранов, М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1969. - №5. - С. 17-20.
4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М., 2010. - 188 с.
5. Баранов, М.Т. Словарная работа в школе / М.Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008. - 178 с.
6. Вознюк, Л.В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарем при подборе однокоренных слов / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. - 2008. - № 3. - С. 21-24.
7. Галлингер, И.В. О работе со справочной лингвистической литературой на уроках русского языка в 4-6 классах / И.В. Галлингер // Русский язык в школе. - 1986. - №2. - С. 19-22.
8. Галлингер, И.В. Когда и как «работают» словари на уроках русского языка / И.В. Галлингер // Русский язык в школе. - 1990 - №5. - С. 9¬12.
9. Галлингер, И.В. Формирование умения работать со справочной литературой как необходимое условие овладения культурой речи / И. В.
Галлингер // В кн. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4¬8 классах». М., 2008. - С. 18-21.
10. Ганиев, Ж. В. Развитие орфоэпии как школьной дисциплины / Ж.В. Ганиев // Русский язык в школе. -2012.- №6. - С. 8-11.
11. Гац, И. Ю. Работа с новыми словарями на уроках развития речи / И.Ю. Гац // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. - С. 14-21.
12. Гвоздарев, Ю.Л. Рассказы о русской фразеологии. - М., 1988. - 201 с.
13. Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М., 1995. - 206 с.
14. Гулеватая, О.Н., Соловьева Т.В. Обогащение словарного запаса школьников как условие понимания текста / О.Н. Гулеватая, Т.В. Соловьева // Русский язык в школе. - 2018. - №3. - С. 33-36.
15. Денисов, П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. Изд.2. М., 2002. - 146 с.
16. Денисова, М.А. Словарь как связь слов с жизнью / М. А. Денисова // Русский язык в школе. - 1999. - № 5. - С. 14-17.
17. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в
средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/(дата обращения: 17.06.2018).
18. Емельянова, О.Н. Роль толковых словарей русского языка в формировании стилевой компетенции педагога / О.Н. Емельянова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - №1 (39). - С. 141-145.
19. Иванова, А.М. Урок, посвященный словарям / А. М. Иванова // Русский язык в школе. - 2011. - № 6. - С.13-15.
20. Капинос, В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М., 2007. - 142 с. 
21. Кашкарова, Т.М. Словарная работа на уроках русского языка / Т.М. Кашкарова // Русский язык в школе. - 1991. - № 2, - С. 41-44.
22. Климкина, Ю.Е. Лингвистические словари на уроках русского языка в старших классах / Ю.Е. Климкина // Русский язык в школе. - 2008. - № 10. - С. 3-8.
23. Коновалова, Е.И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников // Вестник БГУ. - 2013. - №15. - С. 12-16.
24. Косолапкова, А.А. Обобщающий урок «В гостях у словарей» / А.А. Косолапкова // Русский язык в школе. - 1992. - № 2. - С. 19-21.
25. Купирова, Е.А. Формирование интеллектуально-речевой культуры - условие становления учащегося как субъекта познавательной деятельности / Е. А. Купирова, Е. П. Суворова // Русский язык в школе. - 2012. - № 9. - С. 19-23.
26. Левушкина, О.Н. Активный и пассивный словарь (урок развития речи в VIII классе) / О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 2017. - № 7.
- С. 31-34.
27. Левушкина, О.Н. Через словари - к слову и тексту (словарный урок в VIII классе) / О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 2017. - № 11.
- С. 19-21.
28. Львов, М.Р. Речь учащихся средней школы / М. Р. Львов // Русский язык в школе. - 2011. - № 6. - С. 20-22.
29. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990.
30. Милославский, И.Г. Толковый словарь как путеводитель от слова к называемой действительности / И.Г. Милославский // Русский язык в школе. - 2014. - № 5. - С. 23-27. 
31. Науменко, С.В. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля в истории русской орфографии / С.В. Науменко // Русский язык в школе. - 2011. - № 11. - С. 69-76.
32. Петрачкова, Т. И. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов школьников к процессе профильного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2008. №6.
33. Письмо Минобрнауки РФ от 06 мая 2013 года № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации».
34. Подгаецская, И.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе со словарями / И. И. Подгаецская // Русский язык в школе. - 1982. - № 6. - С. 17-19.
35. Потиха, З.А., Розенталь, Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. - Москва: «Просвещение», 1987.
36. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. N 393 О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://elementy.ru/Library9/pr393.html
37. Рогозинский, В.В. Орфографическая зоркость / В.В. Рогозинский // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1991. - № 5. - С. 49-50.
38. Рождественский, Ю.В. Техника, культура, язык. - М., 1993. - 256 с.
39. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988. - 179 с.
40. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. - 3-е изд., спр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
41. Сергеев, В.Н. Словари - наши друзья и помощники. Книга для уч-ся. - М.: Просвещение, 1984. - 230 с. 
42. Скворцов, Л.И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - 233 с.
43. Скороход, Л.К. Словарная работа на уроках русского языка: Кн. для учителя из опыта работы / Л. К. Скороход. М., 1990. - 178 с.
44. Текучёв, А.В. Методика русского языка в средней школе Текст/А.В. Текучёв. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
45. Туленкова, З.Р. Развитие речи учащихся в процессе работы с толковыми словарями / З.Р. Туленкова // Русский язык в школе: научно¬методический журнал. - 2010. - № 11. - С. 12-15.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897).
47. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fipi.ru/(дата обращения: 06.04.2018).
48. Цейтлин, Р.М. Лексикография. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. - 302 с.
49. Шимчук, Э.Г. Русская лексикография. М., 2003. - 248 с.
50. Щерба, Л.В. Опыт общей теории лексикографии. Этюд 1. Основные типы словарей // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Избранные труды. М., 1977. - 155 с.
51. Эльдарова, З.П. Использование словарей на занятиях по практическому курсу русского языка / З.П. Эльдарова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2008. - №3. - С. 14-16.
52. Юмаева, Л.А. О формировании речевых навыков учащихся / Л. А. Юмаева // Русский язык в школе. - 1989. - №1. - С. 18-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ