ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ 7
1.1. Значение и место экскурсии по биологии в образовательном процессе . ... 7 1.2 Разнообразие экскурсий и их характеристика 10
1.3. Организация и структура экскурсий 13
1.4. Возможности школьного курса биологии в организации и проведении
биологических экскурсий 21
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ» В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 23
2.1. Физико-географическая и экологическая характеристика территории
наблюдения 23
2.2. Методика наблюдения за птицами в зимний период времени 28
2.3. Видовой состав зимней орнитофауны 35
2.4. Численность и пространственно-территориальное размещение 40
2.5. Состав смешанных синичьих стай 41
ГЛАВА 3. УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПТИЦЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «КРАСНОРСКИЕ СТОЛБЫ»» 42
3.1. Методические рекомендации по наблюдениям за птицами с
обучающимися 42
3.2. Разработка и апробация учебной экскурсии «Птицы национального парка
«Красноярские Столбы»» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ограничение учителя лишь рамками уроков и школьными учебниками не способно развивать все аспекты личности обучающихся. Каким бы интересным, разнообразным не был материал и рассказ учителя на уроках биологии, обучающийся может познать окружающую среду во всем ее многообразии, только тогда, когда ощутит ее в наглядных проявлениях. Одной из наиболее распространенных форм организации естественнонаучного образования обучающихся, является экскурсия.
Анализ педагогической и методологической литературы показал, что вопросу применения экскурсионного подхода уделяется много внимания. В исследованиях психолого-педагогического и методического характера как ранее, так и в настоящее время уделяется значительное внимание методике проведения экскурсий. Как отмечали и отмечают многие ученые-методисты (Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и другие), интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека органично вписывается на экскурсиях, проводимых в природу [Полянский, 1968, Половцов, 1925, Райков, 1930, Зверев, 1985, Суравегина, 1984].
Проведение экскурсий направлено на реализацию требований федерального государственного образовательного основного общего образования (ФГОС ООО): «приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе» [ФГОС ООО, URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/].
Экскурсии как формы организации процесса обучения обладают огромным образовательным потенциалом. Прежние представления об отдельных организмах и явлениях во время экскурсии переходят в более широкое понятие о природе. Изучение природных объектов путем наблюдения за ними в условиях естественной среды, позволяет обучающимся их познавать, привлекая знания из других дисциплин. Это способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Полученные ранее на уроках знания об объектах живой природы, расширяются и углубляются во время экскурсии. Содержание экскурсий напрямую связано с пройденным на прошлых уроках материалом, но в то же время, полученные в ходе экскурсии представления, знания, наблюдения, и собранный натуральный материал, могут быть использованы на последующих уроках, а также во внеурочной работе и внеклассных занятиях.
Вблизи города Красноярска расположен национальный парк «Красноярские Столбы», это один из самых посещаемых парков в России. В год рекреационную зону посещают около 1 миллиона человек, в выходные дни по популярному маршруту «Центральные Столбы» иногда проходит до 20 тысяч гостей. «Красноярские Столбы» посещают для активного отдыха, занятий спортом или просто для прогулки. Самой главной достопримечательностью национального парка являются скалы.
Каждый год влияние человека на природу становиться все сильнее, это воздействие приводит к трансформации естественных природных ландшафтов и к качественным и количественным изменениям в их фауне. В национальном парке постоянно ведется оценка экологического состояния. Мониторинг
экосистем «Красноярских Столбов» можно осуществить через различные компоненты. Птицы являются компонентом доступным для постоянного наблюдения и слежения за состоянием экосистем в течение всего года.
Цель: Разработка методических материалов к экскурсиям по наблюдению за птицами.
Задачи:
1. Рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса;
2. Определить видовой состав и численность птиц национального парка «Красноярские Столбы» в зимний период;
3. Разработать методические рекомендации к наблюдению за птицами и учебную экскурсию.
Объект: птицы национального парка «Красноярские Столбы».
Предмет: учебные экскурсии по наблюдению за птицами.
Проблема: недостаток методических материалов к школьным экскурсиям по биологии затрудняет их организацию и проведение.
Обзор материала: за период с января 2020 года по ноябрь 2022 года было совершено 8 экскурсий с целью наблюдения за птицами, пройдено 29 км. маршрута, собрана информация о 13 видах птиц, учтено 642 особи всех обнаруженных видов. Организована и проведена учебная экскурсия «Птицы национального парка «Красноярские Столбы»». Видовые названия птиц приведены по Л.С. Степаняну [1990].
Методы: анализ педагогической, методической и биологической литературы по теме исследования; наблюдение; точечный и маршрутный учет без ограничения полосы численности птиц [Равкин, 1967]; анкетирование; количественная обработка данных.
Материалы ВКР апробированы на Международной научно¬практической конференции «Биоэкологические и географические исследования на территории Средней Сибири - Зимняя орнитофауна национального парка Красноярские Столбы» [Ненашева, 2021]; XXI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы - Экскурсия как форма организации образовательного процесса при изучении школьной биологии [Ненашева, 2022]; VI научно-практической конференции рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» «БИОЭКО» - Учебная экскурсия «Птицы национального парка «Красноярские Столбы»» [Ненашева, 2023].
Структура - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 45 наименований и семи приложений.
1. Проведение экскурсий в учебном процессе позволяет изучать организмы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, развивая познавательную активность обучающихся, наблюдательность, мышление и исследовательские навыки, воспитывает бережного отношения к природе и окружающему миру.
2. В результате анализа трех основных линий учебно-методических комплектов выявлено, что экскурсии в основной школе используются достаточно редко (1-2 экскурсии в учебный год), а в 10-11 классах, не запланированы программами.
3. На территории национального парка «Красноярские Столбы» было выявлено 13 видов зимующих птиц. Доминировали представители отряда воробьинообразные (4 вида), к фоновым видам относились буроголовая гаичка (vN = 367,6 ос/км2) и большая синица (vN = 268,5 ос/км2). Птицы концентрировались возле кормушек, формировались смешанные синичьи стаи переменного состава. Основу стай составляли большая синица, буроголовая гаичка, московка. В значительном количестве регулярно отмечались пестрый дятел, поползень и снегирь обыкновенный.
4. На исследуемой территории апробирована экскурсия «Птицы национального парка Красноярские Столбы» с двадцатью обучающимися восьмых классов СОШ №133 г. Красноярска, направленная на ознакомление с видовым составом птиц, на расширение кругозора знаний о видовом многообразии орнитофауны родного края, обучение простейшим наблюдениям за птицами (выявление отличительных внешних особенностей, и повадок). Самые распространенные впечатления об экскурсии: прошла максимально интересно и полезно, готовы ходить на такие экскурсии часто (72 %). Посчитали экскурсию скучной и устали на ней 28 % обучающихся.
1. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 300 с.
2. Ахмедова З.М., Яровенко Е.В. Развитие прикладных навыков у учащихся 5-7 классов при обучении биологии // Вестник Социально-педагогического института. 2019. № 1 (29). С. 13-18.
3. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2011. 176 с.
4. Бектемирова О. Заповедник «Столбы» // Экос. 2005. №3. С. 48-51.
5. Беляк И. Ф. Край причудливых скал. Красноярск: Красноярское краевое издательство, 1952. 132 с.
6. Биология. 5 - 9 классы: рабочая программа, учеб. метод. пособие В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
7. Боголюбов А.С. Методы учетов численности птиц: точечные учеты: метод. пособие. М.: Экосистема, 1996. 9 с.
8. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. для пед. вузов. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. 383 с.
9. Видонова Е.П., Флюстова Т.Ю. Учебно-воспитательное значение экскурсий
[Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 2013. С. 127-128. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/uchebno-vospitatelnoe-znachenie-ekskursiy (дата обращения 13.02.2022).
10. Гаибназарова Ф. Методика обучения биологии [Электронный ресурс]. М.,
2021. С. 15-17. // Учебно-методический комплекс. URL:
https: //www. researchgate. net/publication/357339649 UMK MET ODIKA OBUCENIA BIOLOGII-2021(дата обращения 4.02.2022).
11. Глушанок Т.М., Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. СПб.: Издательский дом Герда, 2006. 208 с.
12. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях [Электронный ресурс]. СПб.: КАРО, 2015. 176 с. // ФГОС: учеб. пособие. URL:https://elanbook.com/book/97788(дата обращения 27.10.2022).
13. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 288 с.
14. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2009. 110 с.
15. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод.
рекомендации. М., 1983. 40 с.
16. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
17. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
18. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: учеб. пособие. Саратов: Научная книга, 2006. 40 с.
19. Казеева О.С. Организация поисковой творческой речевой деятельности учащихся на уроке-экскурсии по новой технологии // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 2. С. 82-88.
20. Кузнецов В. Первый директор заповедника // Красноярский рабочий. 2003. № 197. С. 136-139.
21. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и
методологические основы. М.: Турист, 2004. 96 с.
22. Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник КемГУКИ. 2012. № 12. С. 64-74.
23. Леонов Е.Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука и современность. 2011. № 51. С. 103-106.
24. Макарова О.Б., Сивохина Л.Н. Методика обучения биологии: современные подходы. Монография. Часть 1. Новосибирск: НГПУ, 2013. 275 с.
25. Преобразование заповедника «Столбы» // Министерство природы России. Документы. URL:https://www.mnr.gov.ru/(дата обращения 2.02.2021).
26. Ненашева Р.С. Зимняя орнитофауна национального парка Красноярские
Столбы» // Современные биоэкологические исследования Средней Сибири: материалы Международной научно-практической конференции
«Биоэкологические и географические исследования на территории Средней Сибири» / Под. ред. Е.М. Антиповой и С.Н. Городиловой. Красноярск, 2021. С. 128-129.
27. Ненашева Р.С. Учебная экскурсия «Птицы национального парка
«Красноярские Столбы»» // Современные биоэкологические исследования Средней Сибири: материалы Всероссийской научно-практической
конференции «Биоэкологические и географические исследования на территории Средней Сибири» / Под. ред. Е.М. Антиповой и С.Н. Городиловой. Красноярск, 2023. (в печати).
28. Ненашева Р.С. Экскурсия как форма организации образовательного процесса при изучении школьной биологии // Методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Под. ред. Т.В. Голиковой и И.А. Зоркова. Красноярск, 2022. С 124-126.
29. Пахомов А.А., Савинова С.Г. Экскурсия как форма организации обучения
и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии [Электронный ресурс]. 2014. С. 90-91. // Самарский научный вестник. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-organizatsii-obucheniya-i-ekologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov-na-urokah-geografii-i-biologii т(дата
обращения 18.01.2022).
30. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. 4-е изд. Ленинград: Гос. изд-во, 1925. 235 с.
31. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. М.: Книга по Требованию, 2014. 144 с.
32. Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура: рабочая программа, учеб. метод. пособие. М.: ВентанаГраф, 2017. 88 с.
33. Приедниекс Я., Курессо А., Курлавичюс П. Рекомендации к орнитологическому мониторингу. Рига: Зинатис, 1986. 63 с.
34. Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах: Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск: Наука, 1967. 135 с.
35. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд. М.: ГИЗ, 1930. 114 с.
36. Ромаданова А.Н. Теоретические аспекты организации и проведения биологических экскурсий [Электронный ресурс]. 2017. С 5-6. // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL:https://scienceforum.ru/2017/article/2017032702(дата обращения 18.03.2022).
37. Рохлин А. Тайна Столбов // GEO. 2006. №4. С. 146-158.
38. Савина Н.В. Экскурсоведение: учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2009. 255 с.
39. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 5 - 9 классы: рабочая программа, учеб. метод. пособие. М.: Дрофа, 2017. 46 с.
40. Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: Наука, 1990. 728 с.
41. Сурганова Н. Роль экскурсий в методике преподавания биологии [Электронный ресурс]. 2018. С. 10-13. // Образовательный портал ЗНАНИО. URL:https://znanio.ru/media/rol ekskursij v metodike prepodavaniya biologii-291605(дата обращения 18.03.2022).
42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 6.11.2020).
43. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
44. Эконова С.Э., Павлов И.И. Методические особенности организации и проведения экскурсии в практике школьного биологического образования [Электронный ресурс]. Глобус: психология и педагогика, 2019. С. 32-36. //
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-organizatsii-i-provedeniya-ekskursii-v-praktike-shkolnogo-biologicheskogo-obrazovaniya(дата обращения 20. 01.2021).
45. Энциклопедия Красноярского края [Электронный ресурс]. Красноярск, 2017. // Столбы. Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края. URL:http://my.krskstate.ru/docs/nationalparks/zapovednik-stolby/(дата обращения 2.10.2020).