Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование развития физических качеств у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками 4
1 . Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет 4
1.1. Основные понятия 20
1.1.1. Сила как физическое качество . .22
1.1.2. Выносливость как физическое качество .24
1.1.3. Ловкость как физическое качество 25
1.1.4. Быстрота как физическое качество 27
1.1.5. Гибкость как физическое качество 28
Глава 2. Методы и организация исследования - 31
2.1. Методы исследования 31
2 .2 . Организация исследования 33
Глава 3. Обоснование экспериментальной программы и полученные результаты исследования 35
3 .1. Методы и средства развития выносливости лыжников
3.3. Экспериментальная программа по развитию выносливости средствами
лыжной подготовки 57
3.4. Анализ уровня специальной выносливости подростков 13 — 14 лет
до и после эксперимента 63
Заключение 66
Библиографический указатель ■ 68
Рекомендации
Приложение
Актуальность. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических знаний, могут быть легко перенесены человеком и в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях.
С нашей точки зрения эта тема является актуальной в данный момент. Дело в том, что, работая с подростками, нужно иметь подход к каждому, также требуется учитывать и индивидуальные особенности и способности. Те дети, которые занимаются лыжным спортом, естественно, отличаются своей физической подготовкой от тех, кто не занимается, поэтому в занятиях нужно учитывать нагрузку, даваемую детям.
Деятельность человека на производстве, в быту, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень возможностей человека отражают качества, представляющие собой сочетание врожденных, психологических и морфологических возможностей, с приобретенными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем выше развитие физических качеств, тем выше работоспособность человека.
Под физическими качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы: силой- слабостью, подвижностью- инертностью и т.д., которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество несколько различных возможностей, особенностей.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: эффективные методы, средства по развитию выносливости у школьников ' 13-14 лет.
Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития выносливости у подростков 13-14 лет на занятиях лыжной подготовки.
Задачи:
- подобрать и проанализировать литературу по выбранной теме,
- раскрыть основные понятия физическое качество: выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость.
- рассмотреть методику развития физических качеств у учащихся среднего школьного возраста.
Теоретическая значимость работы связана с научным обоснованием развития выносливости у школьников, занимающихся лыжными гонками (возраст 13-14 лет), начиная с 13-14 лет для подростков доступны занятия большинством видов спорта. Фундаментальной подготовке юных лыжников- гонщиков должно уделяться должное внимание как базовой составляющей в развитии всех физических качеств, особенно выносливости, лежащих в основе всех других видов спортивной подготовки и неразрывно связанных с освоением технико-тактических действий. Такой подход является важным фактором успешного управления учебно-тренировочным процессом на этапе начальной подготовки у юных лыжников.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная методика развития выносливости может использоваться в учебно - тренировочном процессе лыжной подготовки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленное использование средств и методов по развитию выносливости будут способствовать успешному их развитию.
В ходе нашего исследования была проделана необходимая работа для получения положительных результатов по исследуемой нами проблеме:
1. Изучены литературные источники по исследуемой проблеме, что позволило нам сделать следующие выводы: развитие физических качеств лыжников - гонщиков и школьников, не занимающихся спортом, 13-14 лет существенно отличаются друг от друга. Данные литературных источников говорят о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжает развиваться скорость и в большей степени - сила, скоростно-силовые качества и выносливость.
2. Рассмотрены анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 ^ет, а также методы и средства развития выносливости. Организм 13-14 летних подростков недостаточно приспособлен для максимального развития общей и специальной выносливости, что связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата в этом возрасте ' и с тем, что работа по развитию выносливости является значительным бременем для • энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. При планировании подготовки лыжников-гонщиков 13-14 лет обычно используют все методы подготовки лыжников-гонщиков, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла); так на начальных этапах подготовки в этом возрасте не применяют методы, оказывающие «жёсткое» воздействие ' на организм (например, интервальный метод);
3. Получены результаты экспериментальной методики, тестирование обеих исследуемых групп, которое позволило сравнить нам полученные результаты на каждом проведенном этапе исследования.
После проведения тестирования, полученные нами результаты, были оформлены в таблицах и графиках, подведены итоги нашей работы. В ходе проведения исследования мы также проследили, как проходит развитие физических качеств, отобранных нами на втором этапе исследования, как у лыжников-гонщиков, так и у школьников, не занимающихся спортом. Полученные данные показали, что результаты лыжников-гонщиков превышают среднестатистический уровень физической подготовленности, кроме показателей гибкости и скоростно-силовых качеств (средний уровень), а результаты школьников, не занимающихся спортом, находятся на среднем уровне.
Таким образом, начиная с 13-14 лет для подростков доступны занятия большинством видов спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки позволяет в этом возрасте достигнуть весьма высоких спортивных результатов.
В процессе нашего исследования необходимые нам результаты подтвердились, что лишний раз доказывает важность занятий физической культурой и спортом, а в частности лыжной подготовкой в условиях современного недостатка физической активности и массовым развитием гиподинамии подростков.
Гипотеза, выдвинутая в ' начале исследования, подтвердилась: уровень развития специальной выносливости у школьников 13-14 лет повысился в процессе специальных занятий средствами лыжной подготовки.