Введение
Глава I. Теоретические основы знакомства с Городецкой росписью младших школьников через создание авторских работ
1.1. Искусство Городецкой росписи 6
1.2. Особенности изучения Городецкой росписи в программах по ИЗО
в общеобразовательных школах 17
1.3. Создание авторских работ с использованием мотивов Городецкой
росписи 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Экспериментальная часть знакомства с Городецкой росписью младших школьников через создание авторских работ
2.1. Организация содержание и проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявления актуального уровня знаний основ Городецкой росписи у младших школьников 32
2.2. Серия занятий по созданию авторских работ и методические рекомендации к ним направленные на развитие знаний о Городецкой росписи у младших школьников 39
2.3. Методические рекомендации для создания авторских работ через освоение приемов Городецкой росписи младшими школьниками 42
Вывод по второй главе
Заключение 45
Список используемой литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, который наши предки передавали из поколения в поколение, сохраняя особенности традиций, обогащая эстетическим вкусом свое мировоззрение. Но, меняется мода, меняются взгляды на мир, меняются вкусы и интересы. Под это влияние, конечно же, попадает и история народных художественных промыслов.
Рост городов, средства массовой информации и иные' виды деятельности вытесняют память о культурных традициях нашей страны. Современное поколение все дальше и дальше отдаляется от народного искусства, теряется значимость народных промыслов и связь с неотъемлемой частью культуры. Современное поколение мало интересуется историей своего народа, никто не задается вопросом, откуда появились та или иная роспись, какое значение она имеет, какую символику несет. Наши прадеды чтили и знали значение росписи, стремились приобщать народ к ремеслам и тем самым обогатить духовный мир каждого. Для сохранения национальных художественных традиций необходимо заботиться о сохранении народного искусства, как о великом достоянии наших предков и огромной силы, воздействующей на личность и общество.
Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры, таким образом способствовать сохранению народных традиций. Но проблема заключается в том, что в школе слишком мало времени уделяют подобным предметам. А ведь благодаря занятиям декоративно-прикладным искусством учащиеся могут познакомиться с народным творчеством, с представлениями наших предков о мире, изучить историю родного края.
Очень важно прививать любовь к декоративно-прикладному искусству еще в младшем школьном возрасте, ведь именно в это время учащийся стоит на пороге новой деятельности - учебной и важно, чтобы данный предмет был рядом в этот период, так как народное искусство близко к мировосприятию детей. Оно доступно и понятно и успешно способствует их эстетическому развитию, помогает развивать нестандартное мышление, учит усидчивости, контролю, терпению. Эти качества необходимы для становления личности ребенка и для полноценного его развития.
В статье «Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка», автор Т. В. Забельская говорит: «Одним из эффективных способов воспитания нравственных ценностей является общение педагога и ребенка, которое опирается на высокие моральные' и нравственные эталоны и протекает в условиях окружающей культурной среды. Она воспитывает человека незаметно для его самого. Его воспитывает история, прошлое, открывающее ему окно в мир будущего». Это говорит о том, что благодаря нашим предкам и нашему наследию мы могли, достигнуть таких высот искусстве.
Изделия русских мастеров высоко ценятся не только у нас в стране, но и за рубежом. Но проблема в том, что в нынешнем мире стали забывать о таких особенностях. Нашему поколению не хватает времени и благоприятных условий для изучения ремесел и промыслов (мастерских, выставок, ярмарок, фестивалей народного творчества). Конечно, в нашей стране имеются различные мастерские и школы декоративно-прикладного искусства, они успешно развиваются и продолжают свою деятельность, но их очень мало и доступны они не для каждого.
Именно по этому, данная тема считается актуальной.
Цель исследование: разработать серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на освоение приемов Городецкой росписи посредством создания авторских работ младшими школьниками.
Объект исследования: процесс освоения приемов Городецкой росписи младшими школьниками.
Предмет исследования: создание авторских работ как способ освоения приемов Городецкой росписи младшими школьниками.
Гипотеза: освоение приемов Городецкой росписи младшими школьниками через создание авторских работ будет эффективным если:
• Использовать видео материалы, наглядные' пособий.
• Изучить особенности интерьера в Городецкой росписи с помощью авторских изделий и проектов. Применять наглядные схемы с пошаговым написанием городецкого элемента («розан», «ромашка»).
• Отдавать предпочтения практическими заданиям.
• Учитывать возрастные особенности младших школьников на уроках ИЗО.
• Использовать ИКТ (Информационно-Коммуникативные' Технологии).
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю Городецкой росписи.
2. Проанализировать особенности изучения Городецкой росписи в программах по ИЗО в общеобразовательных школах
3. Изучить особенности создания авторских работ с использованием мотивов городецкой росписи.
4. Определить актуальный уровень освоения приемов Городецкой росписи у младших школьников.
5. Провести серию занятий по созданию авторских работ, направленных на освоение приемов Городецкой росписи младшими школьниками.
Методы исследования:
• анализ специальной литературы;
• эксперимент;
• анализ продукта деятельности.
Опытно - экспериментальная работа проводилась в МАОУ университетской гимназии № 1 «Универс» (г. Красноярск). В эксперименте приняли участие младшие школьники 1 «м» класса, в возрасте 6-7 лет, общий состав класса 26 учащихся.
Данная работа была посвящена знакомству с Городецкой росписью через создание авторских работ младшими школьниками. В связи с данной темой были рассмотрены вопросы воспитания и творческого развития детей.
Младший школьный возраст - это важный этап в становлении личности, благоприятный для формирования художественно-эстетического вкуса. Именно в этом возрасте у учащихся повышен большой интерес к знаниям, повышенная творческая деятельность. Благодаря этим качествам, можно проявить интерес к декоративно-прикладному искусству. Тем самым развить патриотические чувства, любовь к традициям своего народа. Это очень важно для современных школьников, так как большинство не знают традиции своего народа.
Для того чтобы изучить данную проблему были решены следующие задачи:
• Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме;
• Раскрыта сущность таких понятий как: «орнамент», «композиция», «сюжет», «Городецкая роспись»;
После изучения специальной литературы выяснилось, что:
• Композиционные' навыки необходимы для грамотного построения авторских работ младшего школьника.
• Сюжет необходим для грамотного составления элементов Городецкой росписи в авторских работах.
• Городецкая роспись не ограничивает в цвете и сюжете, что способствует воображению учащегося.
Так же были изучены методические рекомендации Шпикаловой Т.Я. Кузина В.С. и Сокольниковой Н. М.. что поспособствовало созданию серии занятий для создания авторских работ.
При проведении констатирующего эксперимента были выдвинуты следующие критерии оценивания:
• Знание истории фактов связанных с возникновением и развитием Городецкой росписи;
• Умение использовать приемы растительных элементов Городецкой
росписи;
• Самостоятельное использование основных приемов Городецкой росписи в творческой работе учащихся;
Эксперимент показал, что ученики младшего школьного возраста не имеют достаточных знаний о данном виде росписи.
Опираясь на ранее изученные методики, был разработан блок занятий, которые могут применяться для создания авторских работ младшими школьниками.
1. Антонов В.П. Альбом "Народные художественные промыслы России" Антонов В.П. - М.: 1998,-258с.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. - М.: Просвещение, 1984,-160с.
3. Барадулин В.А. «Основы художественного ремесла» / Издательство - «Просвещение», 1987 г. - 272 с.
4. Бакушинский.А.В. Художественное творчество и воспитание, М. 1925,-153с
5. Богатырев.П.Г. Вопросы теории народного искусства. «Искусство», 1971,-511с.
6. Брыкина Е.К. Декоративно прикладное искусство - детям. / Е.К. Брыкина - М.: РПА, 2002. - 147 с.
7. Величко Н. К. «Русская роспись: Техника. Примеры. Изделия» / Издательство - «АСТ пресс», 199 г. - 173с.
8. Василенко В. М. «Русское народное искусство» / Издательство - «Искусство», 1977 г. - 460 с.
9. Волков И. П. Учим творчеству. / И.П.Волков - М.: Педагогика, 1988. - 98с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.
11. Гиновар М. «Роспись по дереву для начинающих» / Издательство - «Арт-Родник», 2008 г. - 176 с.
12. Дорожин Ю.Г. "Городецкая роспись". Серия "Искусство детям"/ Издательство - «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»
13. Емельянова Т.И. «Городецкая роспись на прялках. Мотивы и художественные приемы.»
14. Жегалова С.К. «Русская народная живопись. Книга для учащихся старших классов» - М.: «Просвещение», 1982. - 160 с., ил.
15. История городецкой росписи и ее художественный стиль.
[Электронный ресурс] /http: //www.artproj ekt.ru/l ibrary/rus 18/st019.html
16. Кузин В.С. «Изобразительное искусство. 1 класс».
17. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я.. Изобразительное искусство в I—4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя/ «Просвещение», Москва, 1988. - 235с.
18. Кузин.В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М. Просвещение, 1992 - 56 с.
19. Лабковская. Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М. 1983,300 с.
20. Логвиненко Г.М.Декоративная композиция. М: «Владос», 2008. -16с
21. Молотова В. Н. «Декоративно прикладное искусство» / М.: «Форум», 2010. — 288 с.
22. Махмутова Х. И. «Роспись по дереву» М,.: Издательство
«Просвещение», 1987. - 77 с.
23. Мальцева.Л.В.Эстетическое воспитание и декоративно-прикладное искусство. Образование и наука: вопросы теории и практики. - 2015 ,120 с.
24. Маврина Т. А. «Городецкая живопись» / Издательство - «Аврора», 1970 г. - 138
25. Максимов. Ю.А. У истоков мастерства. - М,1983,260 с.
26. Некрасова М.А.Народное искусство как часть культуры. «Изобразительное искусство», 1983 ,346 с.
27. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М, Просвещение, 2009 ,160 с.
28. «Русское народное искусство» краткая энциклопедия
29. Рогов А.П. "Кладовая радости"
30. Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву» / Издательство «ВЛАДОС», 2000 г. - 303 с.
31. Сокольникова Н. М. «Изобразительное искусство» [Электронный ресурс] /http s: //www.livelib .ru/author/ 153161/latest-n-m-sokolnikova
32. Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство в первом классе»
33. Шпикалова.Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей. - М. Просвещение, 1979, 250 с.
34. Толстухина Н.В. «Художественная роспись по дереву. Городец - альбом» М,.: Издательство «Интербук-бизнес», 2008 г. - 160 с.;цв.ил.
35. Чуянов С. П. «Городецкая роспись» / Издательство «Литера», 2009 г. - 232 с.
36. Словарь специальных терминов в живописи {Электронный ресурс}. - Режим доступа:cosmograph.ru/culture/libs-termin/
Коновалов А.Е {Электронный ресурс}. - Режим доступа:
http://radilov.ru/masterska/696-gorodetskaya-rospis-aristarkh-konovalov.html
38. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.vasnecov.ru/?item=6771ede3-a39e-4311-97dd-e580908ff528&termin=2bf64e8c-0d9d-4e6d-8dba-abd068f301b1
39. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://my-
gorodets.livejournal.com/39081.html
40. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.velaskes.ru/?item=10993d0d-9125-48bb-9d1f-310f46f57051&termin=2bf64e8c-0d9d-4e6d-8dba-abd068f301b1
41. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.cultworld.ru/culds-613-1.html
42. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://carving.ucoz.ru/publ/gorodeckaja rospis/1-1-0-2
43. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: //stud-baza.ru