Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декорирование изделий с применением мотивов городецкой росписи

Работа №111144

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Городецкая роспись. Традиции и особенности стиля 7
1.1 Городецкая роспись. История возникновения 7
1.2 Мотивы и стилевые элементы городецкой росписи 9
1.3 Городецкая роспись в современности 18
Глава 2 Выполнение художественно-творческой части бакалаврской работы 23
2.1 Выбор темы и разработка образа изделий 23
2.2 Технология декорирования изделий городецкой росписью 24
2.3 Этапы и последовательность выполнения практической части работы на деревянной основе изделия 26
2.4 Методические разработки по теме: «Декорирование изделий с применением мотивов городецкой росписи» 28
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение А Иллюстративный материал к теме «Декорирование изделий с применением мотивов городецкой росписи». Этап подготовки к росписи 50
Приложение Б Иллюстративный материал к теме «Декорирование изделий с применением мотивов городецкой росписи». Этапы нанесения росписи 54
Приложение В Иллюстративный материал к теме «Декорирование изделий с применением мотивов городецкой росписи». Работы учеников 63

Изменения в современном мире затрагивают множество сфер деятельности человека. Изменения социокультурных условий влияет на развитие образовательной среды. В настоящее время прослеживается упадок в нравственной культуре, в сохранении и развитии культурных традиций страны. На учебной и трудовой деятельности негативно сказываются последствия глобализации. Непосредственно, негативные изменения прослеживаются особенно в обучении и воспитании молодого поколения.
Все сферы взаимоотношений индивидуума в социуме неразрывно связаны с духовным ростом личности через усвоение достижений традиционной и современной культуры.
Сохранение традиций народных промыслов - одна из важнейших задач в педагогике, требующая пристального внимания и нового прочтения, как педагогического инструмента в соответствии с запросами современного общества. Сохранение и развитие традиций представляется одним из приоритетных направлений культурной политики [35].
Многие исследователи, среди которых Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.Б. Афанасьев, Т.И. Бакланова, Г.Н. Волков подчеркивают, что обучение и развитие ребенка основывается на воспитательных традициях предков. Это связанно с тем, что процесс обучения и воспитания имеет два уровня. Первый, из которых завязан с воспитанием ребенка в семье, то есть с формированием семейных традиций. И второй этап воспитания ребенка имеет общественно-социальный характер, с формированием знаний, имеющих важное общественно-историческое, языковое значение для страны, государства в целом. Именно традиции государства определяют этническую, культурную принадлежность человека, что выражается в определенном отношении к миру, религии, истории, искусству, как важнейшим аспектам гражданского, политического и патриотического сознания. Процессы глобализации еще больше обострили ситуацию, в которой человек растворился как частичка определенного этноса. Это усилило выражающиеся тенденции сохранить свои корни, политический суверенитет, свободу, передать имеющиеся традиции следующему поколению. С одной стороны, в образовательном секторе это выражается в том, что государство как политическая, общественная система, не имеющее определённой идеологической платформы, может утратить все свои положительные нарративы, ценности и идеалы [48]. Это может породить в среде молодежи определенную социальную апатию, бездуховность и нетерпимость к представителям другого этноса. С другой стороны, именно образовательная система ставит своей главной целью объединение народа общими ценностями, что возможно при воспитании духовно-нравственных ориентиров у молодежи [3723].
«Наряду с описательно-анализирующей функцией народных росписей мы выделяем эмотивно-побуждающую функцию, которая заключается в том, что ознакомление с народными росписями вызывает у детей эстетическое наслаждение и побуждает их к творческой деятельности по созданию своих композиций с использованием элементов росписей» высказывает в своей статье мысль А.Г. Корчагина-Мокеева [23].
«Народное искусство, являясь феноменом духовной культуры, формируясь под воздействием тематических, семантических связей, обнаружило содержательную общность в построении композиции, образа, мотивов и пространства творчества, вынесенного из древнерусской культуры. Произведения народного прикладного творчества составляют элементы окружающей среды человека и эстетически обогащают её» пишут в статье Галкина М.В. [11].
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости развития преемственности традиций и современного образования, позволяя сохранить и пополнить знания об этнокультурном развитии родного края, повысить культурную просвещенность, эстетическую восприимчивость у населения нашей страны. Что необходимо для повышения общего уровня нравственного и культурного развития подрастающего поколения [9]. Актуальность исследования подчеркивается и президентом РФ В.В. Путиным, поручившим Правительству разработать и утвердить план мероприятий, обеспечивающий сохранение, возрождение и развитие народных ремесел. В этой идее Президент РФ выражает основную мысль - только баланс между досуговой деятельностью и мировоззренческим потенциалом народной культуры обеспечит развитие и воспитание гражданственности патриотизма, толерантности у современной молодежи [36].
Объект исследования - процесс декорирования деревянных изделий с применением мотивов городецкой росписи.
Предмет исследования - воплощение образов традиционной городецкой росписи в изделиях.
Цель данной работы - воплотить один из традиционных сюжетов городецкой росписи в изделиях и сформулировать методическую систему последовательности этапов выполнения в росписи для обучения детей 5-го класса.
Задачи:
• познакомиться с традициями городецкой росписи;
• познакомиться с технологией исполнения;
• разработать эскизы и выполнить композицию в материале;
• произвести анализ выполненной работы;
• разработать методические рекомендации для проведения урока по кистевой росписи.
Структура работы соответствует логике исследования. Состоит из теоретической и практической (творческой) частей. Теоретическая записка состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложения. Творческая часть представляется ансамблем из деревянных изделий, декорированных в традициях городецкой росписи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Городецкая роспись - сокровище русской культуры. настоящее достояние нашей страны, она как символ русской души, несет в себе что-то волшебное, поскольку является сотворением человеческих рук. Именно в ней отражается творческая энергия русского народа. Народное творчество имеет востребованность и в настоящее время [22].
Мастерские и фабрики выпускающие изделия, декорированные элементами городецкой росписи, не устают восхищать новыми традиционными и уникальными образчиками декоративно-прикладного искусства.
В процессе подготовки и выполнения бакалаврской работы росписи по теме - декорирование изделий с применением элементов городецкой росписи, было изучено много литературы о традициях и технологиях городецкой росписи, изучались ее стилистические особенности.
Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что все цели и задачи были выполнены. Городецкая роспись требует умения сочетать традиционный подход и современный взгляд на выполнения декорирования. Немаловажно обладать терпением и навыками кистевой росписи. Кистевая роспись хорошо развивает моторику, особенно такие элементы, которые необходимо выполнять одним живым мазком. Все это требует высоко мастерства, но может и представлять увлекательный процесс для детей . В конце проделанной работы получилась качественно выполненная художественная роспись на деревянных изделиях.
Несмотря на то, что традиции народных промыслов не утрачены, мы встречаем довольно часто изделия, выполненные в «псевдонародном стиле». Такие образцы выглядят кричаще безвкусными, сделанными наспех, без использования уникальных традиционных приемов [44]. Грустно представить, сколько подобных изделий попадает на международный рынок, производя не самое благоприятное впечатление об уровне народного декоративно-прикладного творчества в России. Чем более фундаментальным будет представление наших современников о традиционном народном искусстве, тем меньше деятельность настоящих художников промыслов будет зависеть от моды. Путь к сохранению стойких традиций современного народного искусства в быту и культуре лежит в воспитании грамотного, способного оценить его по достоинству молодого поколения.
Задача педагога в частности и образования в целом - помочь подрастающему поколению сохранить связь с народным искусством, культурой родного края. Интерес к народным промыслам следует беречь и развивать, чтобы не утратились культурная преемственность, и сохранилась аутентичность русской культуры, уникальное звучание русской души.
Если мы говорит о народной педагогике, то этот аспект воспитания связываем с конкретной этнической группой. Этнопедагогика более обобщенное понятие предлагающая различные пути воздействия на ребенка в современных условиях, начиная от семейных ценностей, бытового уклада. Данные ценности проявляются в народной мудрости, в песнях (колыбельных), сказках, былинах, поговорках, загадках. Создается особая энопедагогическая среда где происходит развитие эмоционально-волевой сферы, становление эстетических, морально-нравственных идеалов и ориентировав. Народное, декоративно-прикладное искусство становится неиссякаемым, эмпирическим источником для вдохновения, творчества, опыта закрепленного в образе жизни.


1. Алимова Л. Б. Образ и символ в русской декоративно-прикладной роскоши XVIII первой половины XIX веков Электронный ресурс. / Л.Б. Алимова // Архитектон : известия вузов. - 2006. - № 16. - Режим доступа : http://archvuz.ru/20064/28.
2. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества Текст. : учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. Ростов н/Д : Феникс, 2006.-347 с.
3. Буткевич Л. М. История орнамента Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 267 с. : ил. - (Изобразительное искусство).
4. Вахитова Р. Р. Историческая проблематика обучения традиционному декоративно-прикладному искусству в XX в. Текст. / Р. Р. Вахитова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.- строит, ун-т. -Н. Новгород, 2012, -№ 1,- С. 209-213.
5. Вахитова Р.Р. // Труды молодых ученых и аспирантов / Волго- Вят. акад. гос. службы. Н. Новгород, 2010. - Вып. 9. - С. 199-200.
6. Вахитова. Р. Р. Традиционные формы обучения народному декоративно-прикладному искусству Электронный ресурс. / Р. Р. Вахитова // Бап-Ыаика. 2011. - Режим доступа : www.fan-nauka.narod.ru/201 l.html.
7. Вахитова Р. Р. Историко-педагогические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству в России: на примере росписи по дереву : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. Р. Вахитова // Электронная библиотека disserCat. 2012 - Режим доступа: www.dissercat.com/content/istoriko-pedagogicheskie-osnovy-obucheniya- narodnomu-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-v-ros
8. Величко Н. К. Русская роспись : Техника. Приемы. Изделия Текст. / Н. К. Величко. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с. : ил.
9. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения Текст. / А. А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. - №2. - С. 3-6. - (Теория инновационной деятельности).
10. Воспитание средствами декоративно-прикладной композиции в образовательной школе / МальцеваЛ.В. // Наука, образование, общество. 2015. № 2 (4). С. 50-57.
11. Галкина М.В., Чиркова Е.Ю. Эстетическая и эмоциональная отзывчивость учащихся системы дополнительного образования (резьба и росписьпо дереву) // вестник мгоу. Серия: Педагогика. 2021. №1. Url: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskaya-i-emotsionalnaya-otzyvchivost- uchaschihsya-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-rezba-i-rospispo-derevu (дата обращения: 30.09.2021).
12. Галочкин Н. М. Город древний, город славный Электронный ресурс. / Н. М. Галочкин. Режим доступа : www.radilov.ru. - (О Городце).
13. Емельянова Т. И. Хохломская роспись Текст. / Т. И. Емельянова. Н. Новгород : Литера, 2009. - 144 с. : ил. - (Библиотека им. И.П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»)
14. Жданова Л. У. Методика обучения младших школьников городецкой росписи / Л. У. Жданова, А. А. Абрарова, Л. Р. Кульгарина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6249/ (дата обращения: 07.10.2021).
15. Званцев М. П. Нижегородские мастера : Рассказы о народном искусстве Текст. / М. П. Званцев. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1978.- 159 с. : ил.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ