Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ТЕХНИК ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №156920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы особенностей освоения техник войлоковаляния младшими школьниками на внеклассных занятиях
1.1. Сущность понятия «техники войлоковаляния» 7
1.2. Особенности освоения техник войлоковаляния младшими
школьниками 16
1.3. Внеклассные занятия как средство освоения техник войлоковаляния
младшими школьниками 20
Выводы по главе 1 26
Глава II. Экспериментальная работа по освоению техник войлоковаляния младшими школьниками на внеклассных занятиях
2.1. Выявление актуального уровня освоения техник войлоковаляния
младшими школьниками 28
2.2. Разработка серии занятий по освоению техник войлоковаляния младшими школьниками на внеклассных занятиях и методические рекомендации 35
Описание творческой работы 41
Выводы по главе II 43
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения

Проблема освоения техник войлоковаляния младшими школьниками на внеклассных занятиях остается актуальной по сей день. Внеклассные занятия - это возможность освоить что-то новое во вне урочного времени. Зачастую педагоги используют лишь новые технологии для освоения войлоковаляния, упуская традиционные и не раскрывают исторический аспект этой техники. Занятия строятся только на повторении по образцу педагога. Техники войлоковоляния берут свое начало с далекого прошлого. Чтобы хорошо освоить техники войлоковаляния, необходимо систематизировать знания о этом виде творчества, начиная от традиционной техники войлоковаляния, завершая современной техникой художественного войлока [3,35].
В настоящее время в большинстве районов Сибири и дальнего востока семейная преемственность передачи мастерства прервана. Поэтому особое значение приобретает воспитание и обучение детей традиционным видам национального художественного ремесла в школах, в частности валяния в этой технике, приобщение местных национальных кадров к созданию традиционных художественных изделий [28,44-45].
Валяние - это создание тканей путем механического сваливания шерстяных волокон во влажной среде - более древний способ производства тканей, чем ткачество [7,7].
Существует легенда, что первый валяный ковер появился на ковчеге Ноя. Овцы, плывшие на нем, терлись друг о друга, шерсть падала на палубу, намокала от влаги окружающей среды и утаптывалась копытами, а когда животные покинули ковчег, на судне остался нетканый ковер [19,8].
Шерсть для изготовления различных изделий кочевые народы получали со стада овец и верблюдов. Так появился новый вид декоративно¬прикладного искусства - валяние. Сначала это было создание ковров в технике мокрого валяния. Затем появилась техника сухого валяния [19,8].
До наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в 5 веке до новой эры. Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались, как одеялами [23,89].
Особенно глубоки традиции валяния у народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Известны также войлоки Финляндии, Норвегии и Перу. Овечья шерсть была продуктом домашнего производства и традиционно обрабатывалась в семье женскими руками [23,90].
Способ современного валяния - применение иглопробивных машин. Благодаря этим машинам ткани создаются из непряденой шерсти или искусственного волокна при помощи уплотнения - пробивания доской с множеством специальных игл [12,54].
В современном мире техника мокрого валяния позволяет делать как плоские декоративные панно, шали, предметы интерьера, так и объемные изделия - шляпы, сумки, игрушки, рельефные и трехмерные детали интерьера. Сегодня очень популярно валяние шерстью по шелку - нововаляние, - в этой технике создают легкие шарфы и палантины [12,68].
Изучив большое количество литературы по данной теме, мы познакомились с историей, техниками, приемами, оборудованием войлоковаляния, особенностями освоения техник войлоковаляния младшими школьниками, информацией об эффективности внеклассных занятий.
Мы считаем, что учащиеся должны знать свое культурное наследие. Так как опыт, сложившийся на протяжении нескольких веков, является основой для появления новых более молодых видов искусств. Так, например, появились создание картин в технике живописного войлока, а также объемных вещей: игрушек, одежды, декоративных аксессуаров и т. д. [12,71].
Наша работа включает в себя теоретическое изучение особенностей освоения техник войлоковаляния младшими школьниками, терминологию, изучение различных техник войлоковаляния; констатирующий эксперимент, с помощью которого мы сможем выявить уровень освоения техник войлоковаляния младшими школьниками; разработку серии занятий по освоению техник войлоковаляния младшими школьниками и методические рекомендации к ним. В констатирующем эксперименте в ходе практических заданий нами выбрана техника мокрого валяния, так как работать с иглами для фильцевания младшему школьнику будет опасно. Но в теоретическом аспекте мы захватываем все техники художественного валяния.
Определив уровень освоения техник войлоковаляния младшими школьниками в ходе констатирующего эксперимента, мы получили информацию каким обучающимся стоит проделывать задания самостоятельно, а каким - давать поэтапное выполнение вместе с педагогом. Это будет зависеть от таких условий как: мотивация обучающихся, темп усвоения нового материала, настроенности на работу, настроения и самочувствия обучающихся, принятия новой личности педагога, доступная и легкая информация педагога.
Цель: разработать серию занятий по освоению техник войлоковаляния младшими школьниками на внеклассных занятиях и методические рекомендации к ним.
Объект исследования: процесс освоения техник войлоковаляния младшими школьниками.
Предмет исследования: внеклассные занятия как средство освоения техник войлоковаляния младшими школьниками.
Гипотеза исследования: организация внеклассных занятий будет способствовать освоению техник войлоковоляния младшими школьниками, если:
- изучить особенности освоения техник войлоковаляния младшими школьниками;
- определить и охарактеризовать критерии освоения техник войлоковаляния младшими школьниками;
- разработать серию занятий по освоению техник войлоковаляния младшими школьниками и методические рекомендации к ним.
Задачи:
1) изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
2) определить и охарактеризовать критерии освоения техник войлоковаляния младшими школьниками;
3) обосновать, разработать и реализовать серию занятий по освоению техник войлоковаляния младшими школьниками на внеклассных занятиях.
Методы:
1) теоретический (изучение литературы, формулирование гипотезы);
2) письменный опрос (тестирование);
3) практический (выполнение заданий с шерстью);
4) эмпирический(наблюдение).
База исследования: «Красноярская университетская гимназия №1, Универс», кружок «Очумелые ручки», младшие школьники от 9 до 10 лет (7 человек).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование содержит теоретические основы особенностей освоения техник войлоковаляния младшими школьниками, констатирующий и формирующий эксперимент. Для того чтобы провести их, мной было изучено множество научной литературы, рассмотрены особенности освоения техник войлоковаляния младшими школьниками, а также разработана и проведена серия уроков «Искусство художественного войлока в технике мокрого валяния».
В процессе исследования мы подробно изучили особенности освоения техник войлоковаляния младшими школьниками. Техника художественного валяния является сегодня важным и актуальным Организация внеклассных занятий является важным фактором освоения техник войлоковаляния младшими школьниками.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что на освоение техник войлоковаляния младшими школьниками оказывают влияние получаемая информация, компетентность педагога, умение работать с шерстью, неограниченность в выборе сюжетных композиций и цветовой гаммы. Техника валяния оказывает влияние на все психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, внимание, мышление, воображение, речь и память), эмоциональные (чувства и эмоции).
В ходе данного исследования нам удалось разработать и провести серию занятий по освоению техник войлоковаляния младшими школьниками. Они выполняли задания с шестью с особым интересом, каждый раз ждали с нетерпением наших занятий. В общем с заданиями справились все хорошо, но из-за недостаточного опыта в данной деятельности, работы получились немного неаккуратными, но в целом учащиеся работали самостоятельно, что говорит о том, что им удалось освоить технику мокрого валяния.



1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа. - 2011. - №11. - 68 - 71 с.
2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001. - 592с.
3. Байкова В.Г. Свободное время и всестороннее развитие личности. - М.: Мысль, 1965. - 167 с.
4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1975. - 208 с.
5. Болховитинов В.Н. Твое свободное время. - М., 1970. - 216 с.
6. Веселовский А. Избранное. Традиционная духовная культура. - М., 2009. - 624 с.
7. Газарян С. Прекрасное - своими руками. Народные художественные ремесла. - М., 1987. - 150 с.
8. Гаджимуратов С.М. Основы ковроделия. - Махачкала, 1989. - 66 с.
9. Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. - К.: Рад. школа, 1982. - 128 с.
10. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973. - 288с.
11. Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии. Сборник музея антропологии и этнографии. - Л., 1928. - 649 с.
12.Зайцева А. А. Войлок и фетр. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Экспо, 2010. - 102 с.
13.Зак А.З. Методы развития способностей у детей. - М., 1994. - 407 с.
14.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 384с.
15. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону, 2007. - 288 с.
16. Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 649 с.
17. Каиров И.А. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. - М.: Педагогика, 1979. - 461с.
18. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. М.: Просвещение, 1972. - 196 с.
19. Кокарева И. Живописный войлок: техника, приемы, изделия. - М.,2011. - 119 с.
20. Крутецкий В.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1986. -203 с.
21. Кулютин Ю. Н., Сухотская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. - Л.: Знание, 1967. - 268 с.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 210 с.
23. Лещенко Т.А. Техника ручного ковроделия. - Феникс, 2006. - 160 с.
24. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей. - ВЛАДОС, 2006. - 238 с.
25. Маккей М. Цветочные картины из шерсти и войлока. Пейзажи и натюрморты. - М.,2015. - 128 с.
26. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: очерки. - М.,1982. - 191 с.
27. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - 33-42 с.
28. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего востока. - М.,1983. - 256 с.
29. Мишанова О. Картины из шерсти. - Нижний Новгород,2014. - 64 с.
30. Мошкова В.Г. Ковры народов средней Азии конца XIX-начала XX вв.
- Ташкент,1970. - 256 с.
31. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224с.
32. Мухидинова П.М. Роль народно-художественных промыслов в воспитании эстетической культуры школьников. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Выпуск 2. - ВАК РФ,2010.
33. Немов Р.С. Психология. - М., - 2000. - 679 с.
34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М., 2006.
- 460 с.
35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М:Просвещение, 1995.- 478с.
36. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс].
http: //www.maystro .ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2 023:2015-03-17-07-44-03&catid=188:2015-03-17-05-51 - 32&Itemid=283.html
37. Павлов В., Сорокина Б.В. Народные умельцы. Твоя профессия. - 1983.
- №10 - С. 44-45.
38. Панфилов Т.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1964. - 268 с.
39. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. Колледжей. - М., - 2000. - 400 с.
40. Попова Н.Е., Петелина Е. Б. Организация занятий кружка
«Мастерица». Молодой ученый. №10. — 2015. — 125-129 с.
41. Прокофьева А.И. Внеклассная работа в школе. - Воронеж, - 1957. - 244 с.
42. Рапацевич Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь. - Минск: Современная школа, 2010. - 982 с.
43. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Спб., 2005. - 416 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - 488 с.
45. Руденко Сергей. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. - М., 1968. - 136 с.
46. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
47. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
48. Смирнова Е.В. Оригинальный войлок. Техника мокрого валяния. - М.,2013. - 128 с.
49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М., 1988. -171-174 с.
50. Толстой В.П. Советское декоративное искусство 1917-1945. Очерки истории. М.,1984. - 256 с.
51. Толстой В.П. Советское декоративное искусство 1945-1975. Очерки истории. М.,1989. - 256 с.
52. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н. - М., - 1935. - 657 с.
53. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159с.
54. Формы внеклассной работы. [Электронный ресурс]. http://ped- kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/formy-vneklasnoi-raboty.html
55. Шадриков В.Д. Развитие способностей. Начальная школа. - 2004. - № 5. - 6-12 с.
56. Шефов А. Народные мастера Дагестана. - Л.,1982. - 128 с.
57. Шинковская К.А. Войлок: все способы валяния. - М.,2012. - 175 с.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.,2007. - 384 с.
59.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., - 1979. - 98 с.
60.Эрендженов Константин. Золотой родник. О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте. - Элиста, 1990. - 126 с.
61.Яковлева Елена. Русские ковры. КИОЗ, 1959. - 147 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ