Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Работа №156918

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Развитие словаря существительных в онтогенезе 8
1.2. Особенности словаря существительных у старших дошкольников с легкой
умственной отсталостью 15
1.3. Методики диагностики сформированности словаря существительных и
проведение коррекционной работы по его развитию 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей развития словаря существительных у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей развития словаря существительных у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 30
2.3 Методические рекомендации для совместной работы логопеда и
дефектолога 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


На сегодняшний день, согласно статистическим данным, количество детей с нарушением интеллектуальной сферы неуклонно растет. Об этом свидетельствуют данные, представленные в федеральной службе государственной статистики.
Речевое развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями характеризуется задержкой и специфическими особенностями, вызванными наличием дефектов строения речевого аппарата, органическими поражениями центральной нервной системы и социальными факторами. Преодоление речевых нарушений у детей с умственной отсталостью является одной из наиболее актуальных проблем коррекционной педагогики.
Речевое развитие детей с умственной отсталостью следует рассматривать как одно из наиболее значительных коррекционных задач, так как речь представляет собой приспособление для взаимодействия людей, обмена опытом, сведениями, мнением, чувствами, но и необходимым средством, орудием человеческого мышления. Также речь играет существенное значение и в осуществлении восприятия предметов или явлений, облегчает их различение и узнавание, участие в процессах памяти привносит в нее опосредованный, закономерный, сознательный характер, немаловажное значение привносит в волевые процессы и т.д.
Данную тему регламентируют такие правовые акты, как закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Согласно пункту 2.6. ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении формирование и развитие словаря осуществляется в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие», которая согласно ФГОС ДО включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте.
Наиболее весомый вклад в изучение развития словаря детей данной категории внесли Л.С. Волкова, В.В. Лебединский, Л.А. Брюховских, Л.И. Белякова, В.Г. Петрова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, Т.А. Колосова, А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Т.Б. Филичева, Е.Ф. Соботович, В.И. Селиверстов, С.Я Рубинштейн, М.С. Певзнер, М.Ф. Гнездилов, В.В. Воронкова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.И. Лубовский, Н.А. Чевелева, Г.М. Дульнев.
В их работах отмечается, что нарушения в развитии словаря являются характерным симптомом нарушения интеллектуального развития. В исследованиях распространены данные, свидетельствующие о том, что у детей данной категории, без слухового дефекта и острых отклонений строения речевого аппарата, речь возникает намного позже чем у детей с нормой в развитии. У таких детей наблюдается скупость, несформированность словаря, различие объема активного и пассивного словаря, неправильное употребления слов, сложности актуализации словаря.
Проблема исследования.
Заключается в поиске методов, приемов и средств коррекционной работы, для реализации содержания коррекционной работы по формированию активного словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости на основе их индивидуальных особенностей.
Цель исследования.
Составление методических рекомендаций по совместной работе учителя- дефектолога и учителя-логопеда, подбор приемов коррекционной работы и разработка дидактического материала для реализации рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», а также разработка программы коррекционного курса «Развитие речи».
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что активный словарь существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости будет характеризоваться следующими особенностями: ограниченностью словарного запаса, неточностью употребления слов, трудностью актуализации словаря, что позволит составить рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи» по формированию словаря существительных у детей данной категории, а также разработать методические рекомендации по совместной работе учителя- дефектолога и учителя-логопеда.
Объект исследования.
Активный словарь существительных детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования.
Особенности активного словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования, нами решались следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую
литературу по проблеме исследования;
2. провести констатирующий эксперимент, выявляющий особенности активного словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости;
3. составить методические рекомендации по совместной работе учителя- дефектолога и учителя-логопеда и разработать рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи» по формированию словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Методологическая и теоретическая основа.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии:
- о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.
С. Выготский, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, Р. М. Власова, Е. М. Мастюкова и др.);
- о понимании речи, как сложной структурной системы, компоненты которой тесно взаимосвязаны (Р. Е. Левина, В. В. Виноградов, Г.В. Чиркина, О. Е. Грибова и др.);
- о теории поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин);
- о понимании импрессивной речи как базовой предпосылки для возникновения активной речи (Г.Л. Розенгарт-Пупко, К.Л. Якубовская и др.);
- о концепции системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речи (М. С. Певзнер, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.);
Методы исследования.
Теоретические методы исследования включают:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования,
- анализ документации на дошкольников экспериментальной группы;
Эмпирические методы исследования включают:
- наблюдение,
- беседу,
- констатирующий эксперимент,
- количественную и качественную обработку результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования.
Заключается в том, что результаты исследования уточняют и дополняют имеющиеся знания об особенностях активного словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость нашей работы.
Заключается в разработке рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи» по формированию активного словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, а также в составлении методических рекомендаций по совместной работе учителя- дефектолога и учителя-логопеда.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе одного из образовательных учреждений города Красноярска. В эксперименте приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап (сентябрь - октябрь 2019)
Теоретический анализ проблемы исследования, определение исходных теоретических позиций;
II этап (7 октября - 28 декабря 2019)
Разработка и реализация диагностического комплекса, направленного на изучение развития активного словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости;
III этап (январь - апрель 2020)
Обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций для совместной работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда, рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи» по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, заключения, списка литературы и приложения.
Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 53 страницы, список литературы содержит 63 источника, включая интернет ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ исследования показал, что для детей с легкой степенью умственной отсталости старшего дошкольного возраста обогащение словарного запаса, закрепление и активизация словаря занимают центральное место и являются ключевым звеном в работе учителя-дефектолога и учителя- логопеда. Причиной этому служит то, что слово - центральная единица языка и без расширения словарного запаса, в том числе и существительных, невозможно совершенствование речевого развития ребенка. Нарушения речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом и охватывают практически все уровни речевой деятельности.
В связи с особенностями данной категории детей, такими как: неустойчивость внимания, низкий темп переключаемости, трудности распределения внимания, необходимо было адаптировать задания, чтобы они были доступны их пониманию. Мы самостоятельно подобрали яркие, укрупненные картинки, а также разработали инструкции и объяснения задания, с учетом особенностей развития данной категории детей.
После проведения обследования выяснилось, что у всех низкий уровень развития активного словаря существительных по всем заданиям, он значительно отстает от возрастной нормы. Мы выявили следующие особенности: объем словарного запаса существительных по всем диагностируемым темам на низком уровне, наблюдается неточность в употреблении слов, замены названий, отсутствие многих слов. В активном словаре детей преобладают существительные, с которыми они сталкиваются ежедневно. У детей прослеживается ограниченность обобщающих понятий. Наблюдается неспособность пользоваться способами словообразования, что приводит к трудностям в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Данные особенности можно объяснить следующим: первичным дефектом у детей является нарушение познавательной сферы, речь, как следствие, идет вторичным нарушением. Очень важную роль в развитии речи ребенка играет социальная среда, а у ребенка с нарушением интеллекта это одна из главных составляющих его развития. Проводя обследование, мной были выделены следующие показатели, влияющие на речевое развитие детей:
• группа состоит из разновозрастных детей с разной степенью интеллектуального нарушения, больше половины группы являются безречевыми, у остальных детей прослеживаются грубые нарушения речи;
• дети растут без родителей, воспитателей на группу недостаточно для индивидуального подхода к каждому ребенку, а также один учитель-дефектолог и один учитель-логопед на весь интернат, где огромное количество детей, ребенку не уделяется должное внимание для успешного развития речи.
Из этого следует, что в интернате нет благоприятных условий для формирования и развития полноценной речевой сферы. Прослеживается необходимость проведения с данной категорией детей долгой специализированной вариативной коррекционно-развивающей работы по развитию речевой сферы, в том числе словаря существительных.
Основываясь на результатах обследования, нами были подобраны приемы коррекционной работы и разработан дидактический материал для реализации рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», разработана рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» по формированию словаря детей данной категории. Программа рассчитана на год, нами было разработано годовое тематическое планирование. Также мы разработали методические рекомендации по организации и совместной работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Успешная, продуктивная работа по обогащению словаря детей данной категории во многом определяется взаимосвязью и преемственностью в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи в полном объеме решены. Также, гипотеза нашла свое подтверждение тем, что выявлены у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости предполагаемые особенности.



1. Белякова, Л.И. Онтогенез речевой деятельности: норма и
патология/Л.И. Белякова. М.: «Прометей» МПГУ, 2005. - 500 с.
2. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 93 с.
3. Брюховских Л.А. Особенности понимания речи у детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009 (1). ПСИХОЛОГИЯ. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poninaniya-rechi-u-detey-s-um stwennoy-j tstalostu
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. Москва: Просвещение, 2009. - 528 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь: психика, сознание и
бессознательное / Л.С. Выготский. М., 2011. 366 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. /А.Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
7. Глухов В. П. Психолингвистика: учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2017. 419 с.
8. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. М.: АРКТИ, 2019. 67 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. М.: Национальный книжный центр, 2015. 176 с.
10. Жукова, Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 2007. 110 с.
11. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД ЛТД, 2012. 320 c.
12. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю.. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М.: В. Секачёв. 2007. 128 с.
13. Захарова А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у
детей дошкольного возраста: Овладение категорией падежа имени
существительного: Автореф. канд. дне. М., 1955. 16 с.
14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. 297 с.
15. Катаева A.A., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. /A.A. Катаева, Е.А. Стребелева. М.: Владос, 2004. 224 с.
16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. Учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 208 с.
17. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев; под общей редакцией Д. Н. Исаева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 151 с.
18. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. / М.М. Кольцова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 214 с.
19. Коробейников, И.А. О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» / И.А. Коробейников // Дефектология. 2012. №2. 14-21 с.
20. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева и др. СПб.: Академия, 2011. 224 с.
21. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольнков. Ж. Дефектология, №3, 2003, 29-34 с.
22. Лалаева Р.И. , Шаховская, С.Н. «Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов. М.: ВЛАДОС, 2011. 342 с.
23. Лалаева Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия.
2005. № 7. 5-6 с.
24. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2008. 76 с.
25. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. М.: Национальный книжный центр, 2013. 152 с.
26. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании / И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. М.: ИНФРА-М, 2019. 314 с.
27. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. /A.A. Леонтьев. 4-е изд., испр. М.: Смысл: Academia, 2005. 288 с.
28. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Либроком, 2014. 224 с.
29. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И.Лепская. М.: РГГУ, 2013. 320 с.
30. Логинова В.И. Формирование словаря, изд.: Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. Сохина. М., 1984 г. 223 с.
31. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. / Л. В. Лопатина. Спб.: Изд-во «союз», 2005. 192 с.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. 192 с.
33. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве дений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464 с.
34. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2019. 336 с.
35. Ляховская, Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М.: Академия 2008. 223 - 226 с.
36. Мамаева А.В. Деятельность учителя-логопеда по разработке
адаптированных образовательных программ: учебное пособие / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 123 с.
37. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный
возраст./Е.М. Мастюкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
38. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. М.: ЭКСМО, 2015. 320 с.
39. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия, 2002. 160 с.
40. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. 448 с.
41. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной . 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007.319 с.
42. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- М.,2018. 522с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2015. 720 с.
44. СанПиН № 2.4.1.3049-13. Устройство, содержание и организация режима работы дошкольных образовательных организаций: санитар.-эпидемиол. требования: утв. 15. 05. 13. - Новая ред. - Екатеринбург: Урал Юр, 2013. 44 с.
45. Селиверстов В.И. Детская логопсихология: учебное пособие для студентов вузов (O.A. Денисова и др.) / под ред. В.И.Селивёрстова. М.: Владос, 2008. 175 с.
46. Селивёрстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селивёрстова. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. 318 с.
47. Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н. Я. Семаго // Дефектология. 2000. № 1. 66-75 с.
48. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя связной речи. СПб.: Изд-во «Детство - Пресс», 2018. 48 с.
49. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. М.: Классикс стиль, 2003. 160 с.
50. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. 256 с.
51. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2019. 164 с.
52. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 161 с.
53. Ушакова О.С. Теория и практика- развития речи дошкольника / О.С.Ушакова; Рос. Акад. Образования, Ин-т развития дошк. образования РАО. М.: Сфера, 2008. 234, (1) с.
54. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М.: Изд- во Института Психотерапии, 2011. 173 с.
55. Ушакова Т.Н. Речь ребёнка. Проблемы и решения / под ред. Т.Н.Ушаковой; Рос. Акад. Наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 352 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы URL:http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart/dok.html(дата последнего посещения: 20.04.2020)
57. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Документы URL: http:// zakonobobrazovanii.ru/
58. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М., 2009. 223 с.
59. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 2000. 145 с.
60. Хватцев М.Е. Логопедия: кн. для преподавателей и студентов. Кн. 2. / М.Е. Хватцев. М.: Владос, 2010. 293 с.
61. Чиркина, Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки / Г.В. Чиркина // Дефектология. 2012. №1. 3 -9 с.
62. Штерн, А. Перцептивный аспект речевой деятельности / А. Штерн. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. 250 с.
63. Эльконин, Д. Б. Психология развития в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. М.: Воронеж НПО МОДЭК, 2001. 417 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ