Особенности вовлеченности младших школьников в социальные сети
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальных сетей как пространства отношений младших школьников 6
1.1. Понятие «социальной сети» в научной литературе. Роль социальных
сетей для современного человека 6
1.2. Значение социальных сетей для младшего школьника 15
1.3. Способы обучения младших школьников конструктивному
использованию социальных сетей 21
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению вовлеченности младших школьников в социальные сети 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Программа обучения младших школьников безопасному поведению в
социальных сетях 46
Выводы по Главе 2 52
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения социальных сетей как пространства отношений младших школьников 6
1.1. Понятие «социальной сети» в научной литературе. Роль социальных
сетей для современного человека 6
1.2. Значение социальных сетей для младшего школьника 15
1.3. Способы обучения младших школьников конструктивному
использованию социальных сетей 21
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению вовлеченности младших школьников в социальные сети 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Программа обучения младших школьников безопасному поведению в
социальных сетях 46
Выводы по Главе 2 52
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложения
В современном мире понятие «Социальные сети» - это не просто система, предоставляющая информацию, но и создающая виртуальный мир, киберпространство, которое предоставляет совсем иную реальность, имеющую свою культуру, свои ценности, свой язык.
Понятие социальной сети ассоциируется с сервисами для общения, которые являются средством виртуального общения. Социальные сети появились в одно время с человеческими сообществами и начали исследоваться с появления социологии.
Актуальность исследования обусловлена активным внедрением социальных сетей во все сферы жизни общества, затрагивающие не только взрослое поколение, но и несформировавшихся как личностей младших школьников. Социальная сеть становится той площадкой, которая оказывает прямое воздействие на культурное развитие, владение процессом собственного поведения, мировоззрение и формирование личности школьника.
Социальная сеть - это виртуальный мир, предоставляющий нам общение, информацию, возможность самовыражения, приобретения статуса и роли. Социальные сети охватывают всю планету, становятся одним из самых популярных увлечений молодых людей, влияя при этом на их психическое состояние.
Викторова А.С. и Свертков И.А. в статье «Социальные сети и молодежь» приводят данные распространённости социальных сетей: «Среди остального населения 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более. Простой первичный анализ аккаунтов показал, что дети уже с 10-ти лет являются частыми посетителями на подобных сайтах, а люди от 18 до 25 лет проводят там более 7-ми часов в сутки» [14].
Научный интерес представляет анализ изменений в поведении, мировосприятии, функционировании психических процессов в результате чрезмерного или умеренного времяпрепровождения в виртуальном пространстве. Особый интерес вызывает младший школьный возраст. В данном возрасте информация особенно быстро запоминается, непривычное и новое становится обыденным, а какие-либо полученные психологические травмы не уходят бесследно.
Цель работы - на основе изучения особенностей вовлеченности младшего школьника в социальные сети разработать программу по обучению безопасному поведению в социальных сетях.
Объектом исследования является использование младшими школьниками социальных сетей.
Предметом исследования являются особенности вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что:
1) в начальной школе использование социальных сетей младшими школьниками достаточно распространено, ведущей деятельностью в социальных сетях являются общение и развлечения;
2) младшие школьники в силу особенностей возраста не соблюдают правила безопасного поведения в сети;
3) групповые занятия могут быть результативным средством обучения младших школьников безопасному использованию социальных сетей.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования характера вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
5. Составить программу обучения младших школьников безопасному использованию социальных сетей в учебной и внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Методы математической обработки данных.
6. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярска с 11 февраля 2019 года по 17 марта 2020 года. Участие в эксперименте принимал 4 «А» класс в количестве 25 учеников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников
Понятие социальной сети ассоциируется с сервисами для общения, которые являются средством виртуального общения. Социальные сети появились в одно время с человеческими сообществами и начали исследоваться с появления социологии.
Актуальность исследования обусловлена активным внедрением социальных сетей во все сферы жизни общества, затрагивающие не только взрослое поколение, но и несформировавшихся как личностей младших школьников. Социальная сеть становится той площадкой, которая оказывает прямое воздействие на культурное развитие, владение процессом собственного поведения, мировоззрение и формирование личности школьника.
Социальная сеть - это виртуальный мир, предоставляющий нам общение, информацию, возможность самовыражения, приобретения статуса и роли. Социальные сети охватывают всю планету, становятся одним из самых популярных увлечений молодых людей, влияя при этом на их психическое состояние.
Викторова А.С. и Свертков И.А. в статье «Социальные сети и молодежь» приводят данные распространённости социальных сетей: «Среди остального населения 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более. Простой первичный анализ аккаунтов показал, что дети уже с 10-ти лет являются частыми посетителями на подобных сайтах, а люди от 18 до 25 лет проводят там более 7-ми часов в сутки» [14].
Научный интерес представляет анализ изменений в поведении, мировосприятии, функционировании психических процессов в результате чрезмерного или умеренного времяпрепровождения в виртуальном пространстве. Особый интерес вызывает младший школьный возраст. В данном возрасте информация особенно быстро запоминается, непривычное и новое становится обыденным, а какие-либо полученные психологические травмы не уходят бесследно.
Цель работы - на основе изучения особенностей вовлеченности младшего школьника в социальные сети разработать программу по обучению безопасному поведению в социальных сетях.
Объектом исследования является использование младшими школьниками социальных сетей.
Предметом исследования являются особенности вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что:
1) в начальной школе использование социальных сетей младшими школьниками достаточно распространено, ведущей деятельностью в социальных сетях являются общение и развлечения;
2) младшие школьники в силу особенностей возраста не соблюдают правила безопасного поведения в сети;
3) групповые занятия могут быть результативным средством обучения младших школьников безопасному использованию социальных сетей.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования характера вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
5. Составить программу обучения младших школьников безопасному использованию социальных сетей в учебной и внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Методы математической обработки данных.
6. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярска с 11 февраля 2019 года по 17 марта 2020 года. Участие в эксперименте принимал 4 «А» класс в количестве 25 учеников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников
Активное внедрение социальных сетей воздействует на культурное развитие, поведение, мировоззрение младшего школьника, что не может быть оставлено без внимания психологов, социологов и педагогов. Популярны социальные сети стали с 1995 года, а через 10 лет охватили большую часть человечества, чем и вызвали научный интерес.
В настоящее время учёные уделяют внимание тому, что информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные.
Так как социальные сети успешно используются в бизнесе, в политике, в сфере развлечений, тем самым формируя устойчивые сетевые сообщества, исследователи обращают внимание на характер деятельности пользователей в виртуальной сфере и уровень воздействия этой сферы.
В результате изучения влияния социальных сетей на личность младшего школьника исследователи в области образования пришли к положению, что использование социальных сетей для повышения качества образования является перспективным для современного общества. То есть, эти технологии владеют серьезным педагогическим потенциалом, который может быть включен в практическую деятельность.
В ходе исследования нами был осуществлён анализ научной литературы и данных, полученных в результате проведения диагностических методик (тест Кимберли Янг на интернет-зависимость, опросник социальной сети, анкета «Социальные сети»).
Мы убедились в том, что младший школьник в социальных сетях - это распространённое явление и что характер использования социальных сетей у учеников достаточно высок, чтобы с большей долей вероятности говорить об отрицательном влиянии социальных сетей на психическое и физическое здоровье школьников. Поэтому нами был сделан вывод, что социальные сети не адаптированы для младшего школьника и в некоторых случаях их использование может быть вредным и опасным.
Помимо опасности, социальные сети также занимают много времени в жизни большинства детей, не используясь при этом в качестве дополнительного источника обучения и развития.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой целью которой стало развитие навыков безопасного использования социальных сетей, формирование адекватного представления об их возможностях и опасностях у детей младшего школьного возраста.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
В настоящее время учёные уделяют внимание тому, что информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные.
Так как социальные сети успешно используются в бизнесе, в политике, в сфере развлечений, тем самым формируя устойчивые сетевые сообщества, исследователи обращают внимание на характер деятельности пользователей в виртуальной сфере и уровень воздействия этой сферы.
В результате изучения влияния социальных сетей на личность младшего школьника исследователи в области образования пришли к положению, что использование социальных сетей для повышения качества образования является перспективным для современного общества. То есть, эти технологии владеют серьезным педагогическим потенциалом, который может быть включен в практическую деятельность.
В ходе исследования нами был осуществлён анализ научной литературы и данных, полученных в результате проведения диагностических методик (тест Кимберли Янг на интернет-зависимость, опросник социальной сети, анкета «Социальные сети»).
Мы убедились в том, что младший школьник в социальных сетях - это распространённое явление и что характер использования социальных сетей у учеников достаточно высок, чтобы с большей долей вероятности говорить об отрицательном влиянии социальных сетей на психическое и физическое здоровье школьников. Поэтому нами был сделан вывод, что социальные сети не адаптированы для младшего школьника и в некоторых случаях их использование может быть вредным и опасным.
Помимо опасности, социальные сети также занимают много времени в жизни большинства детей, не используясь при этом в качестве дополнительного источника обучения и развития.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой целью которой стало развитие навыков безопасного использования социальных сетей, формирование адекватного представления об их возможностях и опасностях у детей младшего школьного возраста.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Подобные работы
- Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2021 - Возможности информационных технологий как средства формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



