Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности вовлеченности младших школьников в социальные сети

Работа №156902

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальных сетей как пространства отношений младших школьников 6
1.1. Понятие «социальной сети» в научной литературе. Роль социальных
сетей для современного человека 6
1.2. Значение социальных сетей для младшего школьника 15
1.3. Способы обучения младших школьников конструктивному
использованию социальных сетей 21
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению вовлеченности младших школьников в социальные сети 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Программа обучения младших школьников безопасному поведению в
социальных сетях 46
Выводы по Главе 2 52
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложения

В современном мире понятие «Социальные сети» - это не просто система, предоставляющая информацию, но и создающая виртуальный мир, киберпространство, которое предоставляет совсем иную реальность, имеющую свою культуру, свои ценности, свой язык.
Понятие социальной сети ассоциируется с сервисами для общения, которые являются средством виртуального общения. Социальные сети появились в одно время с человеческими сообществами и начали исследоваться с появления социологии.
Актуальность исследования обусловлена активным внедрением социальных сетей во все сферы жизни общества, затрагивающие не только взрослое поколение, но и несформировавшихся как личностей младших школьников. Социальная сеть становится той площадкой, которая оказывает прямое воздействие на культурное развитие, владение процессом собственного поведения, мировоззрение и формирование личности школьника.
Социальная сеть - это виртуальный мир, предоставляющий нам общение, информацию, возможность самовыражения, приобретения статуса и роли. Социальные сети охватывают всю планету, становятся одним из самых популярных увлечений молодых людей, влияя при этом на их психическое состояние.
Викторова А.С. и Свертков И.А. в статье «Социальные сети и молодежь» приводят данные распространённости социальных сетей: «Среди остального населения 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более. Простой первичный анализ аккаунтов показал, что дети уже с 10-ти лет являются частыми посетителями на подобных сайтах, а люди от 18 до 25 лет проводят там более 7-ми часов в сутки» [14].
Научный интерес представляет анализ изменений в поведении, мировосприятии, функционировании психических процессов в результате чрезмерного или умеренного времяпрепровождения в виртуальном пространстве. Особый интерес вызывает младший школьный возраст. В данном возрасте информация особенно быстро запоминается, непривычное и новое становится обыденным, а какие-либо полученные психологические травмы не уходят бесследно.
Цель работы - на основе изучения особенностей вовлеченности младшего школьника в социальные сети разработать программу по обучению безопасному поведению в социальных сетях.
Объектом исследования является использование младшими школьниками социальных сетей.
Предметом исследования являются особенности вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что:
1) в начальной школе использование социальных сетей младшими школьниками достаточно распространено, ведущей деятельностью в социальных сетях являются общение и развлечения;
2) младшие школьники в силу особенностей возраста не соблюдают правила безопасного поведения в сети;
3) групповые занятия могут быть результативным средством обучения младших школьников безопасному использованию социальных сетей.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования характера вовлеченности младшего школьника в социальные сети.
5. Составить программу обучения младших школьников безопасному использованию социальных сетей в учебной и внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Методы математической обработки данных.
6. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярска с 11 февраля 2019 года по 17 марта 2020 года. Участие в эксперименте принимал 4 «А» класс в количестве 25 учеников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Активное внедрение социальных сетей воздействует на культурное развитие, поведение, мировоззрение младшего школьника, что не может быть оставлено без внимания психологов, социологов и педагогов. Популярны социальные сети стали с 1995 года, а через 10 лет охватили большую часть человечества, чем и вызвали научный интерес.
В настоящее время учёные уделяют внимание тому, что информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные.
Так как социальные сети успешно используются в бизнесе, в политике, в сфере развлечений, тем самым формируя устойчивые сетевые сообщества, исследователи обращают внимание на характер деятельности пользователей в виртуальной сфере и уровень воздействия этой сферы.
В результате изучения влияния социальных сетей на личность младшего школьника исследователи в области образования пришли к положению, что использование социальных сетей для повышения качества образования является перспективным для современного общества. То есть, эти технологии владеют серьезным педагогическим потенциалом, который может быть включен в практическую деятельность.
В ходе исследования нами был осуществлён анализ научной литературы и данных, полученных в результате проведения диагностических методик (тест Кимберли Янг на интернет-зависимость, опросник социальной сети, анкета «Социальные сети»).
Мы убедились в том, что младший школьник в социальных сетях - это распространённое явление и что характер использования социальных сетей у учеников достаточно высок, чтобы с большей долей вероятности говорить об отрицательном влиянии социальных сетей на психическое и физическое здоровье школьников. Поэтому нами был сделан вывод, что социальные сети не адаптированы для младшего школьника и в некоторых случаях их использование может быть вредным и опасным.
Помимо опасности, социальные сети также занимают много времени в жизни большинства детей, не используясь при этом в качестве дополнительного источника обучения и развития.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой целью которой стало развитие навыков безопасного использования социальных сетей, формирование адекватного представления об их возможностях и опасностях у детей младшего школьного возраста.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1998. 672 с.
2. Авдеев А.Ю. Современный подросток в пространстве
информационных технологий: психологический аспект // Вестник
Костромского государственного университета. 2012. Т. 18. С. 65-72.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. -СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2016. - 379 с.
4. Антоненко А.А. Интернет-зависимое поведение. Клиника и диагностика / А.А. Антоненко, В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, Е.А. Смирнова // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011. № 8. С. 86-92.
5. Аракелян Л.К. Проблема зависимости молодёжи от социальных сетей // Вестник совета молодых учёных и специалистов челябинской области. 2014. № 1. С. 5-6.
6. Артюнина Г.П., Ливинская О.А., Влияние компьютера на здоровье школьника // Псковский регионологический журнал. 2011. С. 144-150.
7. Асеева О.В. Влияние сети интернет на развитие познавательной активности молодежи // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6. С. 1-10.
8. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность// Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2000.165 с.
9. Баранов А. Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. Т. 1. № 2. С. 74 -76.
10. Баранюк В.В., А.Д. Десяткова, О.С. Смирнова. Подходы к
определению психоэмоциональных особенностей информационного образа пользователя социальных сетей //
InternationalJournalofOpenlnformationTechnologies. 2016. Том 4. № 8. С. 61 - 65.
11. Батюта М.Б., Семенова Е.А. Изучение особенностей коммуникативных навыков у младших дошкольников// Современные научные исследования и инновации: электронный журнал. 2016. № 12. URL: http ://web. snauka.ru/ issues/2016/12/76421(дата обращения: 22.05.2018).
12. Бем Н.А. Использование социальных сетей в педагогическом образовании // Гаудеамус. 2010. Т 2. № 16. С. 1-3.
13. Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник Тамбовского университета. 2014. Т. 19. № 2. С. 634-636.
14. Викторова А.С., Свертков И.А. Социальные сети и молодежь // Территория науки. 2013. №3. С. 5-8.
15. Власова Е.М., Малютина Н.Н., Хорошавин В.А. Производственно - обусловленные заболевания работающих с компьютером // Пермский медицинский журнал. 2008. №2. С. 98-103.
16. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Этическая
направленность подростков и молодежи в социальных сетях // Психологические исследования. - 2014. - Том 7. - № 37 [Электронный ресурс]. - URL: http: //psystudy.ru/index.php/num/2014v7n37/1036-
voiskounsky3 7 .html
17. Войскунский, А.Е. Эффект присутствия в настоящем и ненастоящем // Prasens: сборник научных трудов / под общей редакцией Е.И. Пивовара; отв. ред. В.И. Заботкина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - С. 159-177.
18. Гвоздиков Д.С. Онлайн-сети и развитие сетевых взаимодействий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2015. 100-107.
19. Гвоздиков Д.С. Под влиянием сети: антропологический подход к анализу формирования online-связей// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2014. С. 152-158.
20. Горячев М.Д., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5. С. 220-227.
21. Гриффитс, М. Избыточное применение Интернета: онлайновое аддиктивное поведение // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. C. 253-256.
22. Грохол, Дж. Зависимость от Интернета - новое заболевание? // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского -М.: Акрополь, 2009. C. 264-266.
23. Гудси Ф.Б. Проблемы психологической зависимости от интернета в современный период // Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 100-103.
24. Гурин К.Е. Структурирование сетей дружбы в онлайн-сообществах СМИ// Дискуссия. 2016. С. 64-71.
25. Догуревич О.А., Сугробова Г.А. Влияние работы на ПЭВМ с разными видами информации на психофизиологическое состояние подростков // 2017. №4 (20). С. 65-73.
26. Доронина П.Д. О языке подростков в социальных сетях // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2017. № 3. С. 48-53.
27. Диков А.В. Интернет-сервисы мобильного обучения // Школьные технологии. 2018. №3. С. 39-44.
28. Диков А.В. Как учителям и ученикам не запутаться в сетях всемирной паутины // Школьные технологии. 2019. №6. С. 99-103.
29. Диков А.В. Онлайн-безопасность в сетях сторителлинга // Школьные технологии. 2018. №6. С. 51 -58.
30. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 120-129.
31. Зорина О.А. Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи // Образование Ямала: электронный журнал. 2012. № 2.
URL:http://yamal-obr.ru/articles/vliyanie-socialnykh-seteii-nadukhovnon/(дата обращения 25.04.18)
32. Иванов В.Д., Вахитов М.Г. Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях // Физическая культура. Спорт. Туризм. 2018. №1. С. 70-73.
33. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Антишкольная культура и социальные сети школьников // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 233 -251.
34. Инет-социальная сеть как средство современной коммуникации: технологии и методы исследования / Швецов Д. А., Кононов Д. А., Муромцев
B. В., Пономарев Н. О. // Вестник РГГУ. Серия «экономика. управление. право». 2015. № 1. С. 94-106.
35. Казьмина О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения // Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. - М., 1993. 80 с.
36. Камень М.Е. Информационно-коммуникационная культура младших школьников// Наука и школа. 2010. № 3. С. 123-124.
37. Коршунов А., Белобородов И., Бузун Н., Аванесов В., Пастухов Р., Чихрадзе К., Козлов И., Гомзин А., Андрианов И.,Сысоев А., Ипатов
C. ,Филоненко И., Чуприна К., Турдаков Д., Кузнецов С.Анализ социальных
сетей: методы и приложения// Труды Института системного
программирования РАН. 2014. С. 439-455.
38. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате
виртуальных взаимодействий. Социологические исследования. - 2010. № 6. С. 70-79.
39. Кравченко А.И. Социологический словарь, М.: проспект М., 2011. С. 377.
40. Кристакис Н, Фаулер Дж. Связанные одной сетью: Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. 371с.
41. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф.
Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2018. - 414 с.
42. Латышев В.Л. Как сохранить здоровье пользователю IT? Экология человека в век информационных технологий //Народное образование. 2013. №10. С. 141-147.
43. Лопатин Д.В., Заплатина Е.А., Калинина Ю.В. Анализ угроз информационного характера для детской возрастной группы // Вестник Тамбовского университета. 2012. Т. 17. № 1. С. 209-210.
44. Лоскутова, В. А. Тест на Интернет-зависимость К. Янг (перевод и адаптация — В. А. Лоскутова) [Электронный ресурс] URL: http: //user.lvs.ru/vita/test/Default.htm.
45. Магомедова Н.А. Перспективы использования технологий социальных сетей в образовательном процессе // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 4. С. 100-101.
46. Махмадов Ш.К. Санитарно-гигиеническая оценка условий пребывания школьников на уроках информатики и их влияние на орган зрения // Вестник Авиценны. 2012. №1. С. 134-137.
47. Морозова А. А. Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя / А. А. Морозова II Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск. 2017. № 3 (25). С. 201-205.
48. Морозова, А. А. Тематическая классификация сообществ в социальной сети «Вконтакте» как нового средства массовой информации / А. А. Морозова / Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 марта 2017 г. / ред-кол. С. В. Дубовик (отв. ред.) - Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 160-166.
49. Моховикова Е.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании - «связанные одной сетью» // Компьютерные инструменты в образовании. 2002. № 2. С. 86-91.
50. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты здоровьесберегающей
информационно-образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2016. С. 1-10.
51. Омельяненко Е. В. Арт-терапия в художественно-педагогическом
образовании// Вестник ГГУ: электронный журнал. 2017 № 1. URL:
http://vestnik-ggu.ru/doc/omelyanenko.pdf(дата обращения 25.04.18)
52. Пронина Н.А. Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // Новые технологии. 2011. № 1. С. 1-9.
53. Проскуряков А.В. Образование в условиях глобализации. использование социальных сетей в образовательном процессе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3. С. 1-4.
54. Путеводитель по социальным сетям интернета: под ред.Л. Скорченко// Электрон. дан. URL:http://www.social-networking.ru(дата обращения 25.04.2018)
55. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России / Чванова М.С., Храмова М.В., Лыскова В.Ю., Михайлова Д.И., Моргунова А.Ю., Молчанов А.А. // Образовательные технологии и общество. Т. 17. № 3. 2014. С. 472-493.
56. Рыков Ю.Г. Сетевое неравенство и структура онлайн-сообществ// Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. С. 144-155.
57. Самохина Н.В. Анализ взглядов на возможности и проблемы использования социальных сетей интернета в сфере образования // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1. С. 48-50.
58. Самсонова О.С. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся с помощью социальных сетей //
Инновационная наука. 2015. № 7. С. 123-126.
59. Сашенков С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на
несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. №3. С. 215-219.
60. Смирнова О.С., Петров А. И., Бабийчук Г.А., Основные методы анализа, используемые при исследовании социальных сетей//Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. С. 151-158.
61. Сынбулатова А.Р. Проблема позиционирования научно-популярного знания в социальных медиа (на примере контента сети «Вконтакте»)//Медиасреда. 2017. С. 255-265.
62. Шаповаленко, А. А. Активность пользователя социальной сети
(на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности// Педагогическое образование в России. Издательство: Уральский
государственный педагогический университет (Екатеринбург) №4, 2013 С. 133-138.
63. Шахмартова О.М., Недошивина И.В. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1348-1353.
64. Шестёркина, Л.П. Основные характеристики новых социальных медиа / Л. П Шестёркина, И. Д. Борченко II Учёные записки ЗабГУ. -Сер.: Филология, история, востоковедение. 2014. №2. С. 107-111.
65. Янг К.С., Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. №2. С.24-29.
66. Янг К.С., Пойманные в Сеть. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.netaddiction.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ