МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА МИРА В ЛИРИКЕ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
|
Введение 3
Глава I. Мир и его инвариантность в системе мифопоэтического сознания М. Волошина 6
§ 1. Мир - лик 7
§2. Мир - солнце 11
§3. Мир - земля 15
Глава II. Хронотоп мира в лирике М. Волошина 24
§ 1. Время в системе мифопоэтического мира поэта 24
§2. Пространство в системе мифопоэтического мира поэта 37
§3. Путь в системе пространственно-временного континуума 41
Заключение 48
Библиография 50
Глава I. Мир и его инвариантность в системе мифопоэтического сознания М. Волошина 6
§ 1. Мир - лик 7
§2. Мир - солнце 11
§3. Мир - земля 15
Глава II. Хронотоп мира в лирике М. Волошина 24
§ 1. Время в системе мифопоэтического мира поэта 24
§2. Пространство в системе мифопоэтического мира поэта 37
§3. Путь в системе пространственно-временного континуума 41
Заключение 48
Библиография 50
Максимилиан Волошин - космогонический поэт, который развернул в своем творчестве, в своей «религиозно-поэтической науке» [51, с. 11] новую, основанную на эзотерическом христианстве картину Космоса, его творения, эволюции, инволюции, становления человеческого самосознания. Он представил динамическую панораму всего мироздания с его иерархическими мирами сверхчувственных существ, их воздействие, влияние на духовные, душевные и физические планы (уровни) бытия, их деяния в природной и исторической реальности [Там же]. Он заново произвел переоценку всех ценностей, раскрыл место и творческую роль человека как микрокосма в Макрокосме, показал его трагический путь к Космосу Свободы и Любви как путь Каина.
М.А. Волошин причислен исследователями к поэтам-мудрецам, поэтам-гностикам, пророкам библейского масштаба. Он считается создателем своей Вселенной. Его предназначение в поэзии - это раскрытие своего символического, христологического Космоса, сотворение Космоса Свободы и Любви вокруг себя: «Творчество Волошина - плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той - мало насквозь прогретой, - сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил...» [30, с. 200-201].
Таким образом, актуальность исследования определяется общим интересом к космогоническому и символическому творчеству М. Волошина, как представителя культурной элиты русской лирики начала XX века. А также возросшим интересом современной филологической науки к мифопоэтическим аспектам художественного произведения.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку анализа мифопоэтической символики мира в лирике М. Волошина.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является образ мира в лирике М. Волошина. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужили сборники поэта, переизданные в 80-е годы XX века (Волошин М. Стихотворения. - Л., 1977.; Волошин М. Лики творчества. 2-е изд. - Л., 1989.; Волошин М. Пути России: Стихотворения и поэмы. - М., 1992).
Цель работы: рассмотреть образ мира и его символику в лирике М. Волошина. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
• выявить мифопоэтическую основу творчества поэта;
• определить роль образа Земли в общей космогонической системе мира;
• определить значение пространства и времени в системе мира;
• осмыслить роль мотива пути в этой системе.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной работе является осмысление мифопоэтической символики мира в лирике М. Волошина. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать метод филологического анализа текста. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный метод и прием мифопоэтического анализа текста.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды: И. Абрамова, М. Бахтина, О. Дашевской, С. Заяц, Г. Пархоменко, М. Эпштейна и многих других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава - «Мир и его инвариантность в системе мифопоэтического сознания М. Волошина» - посвящена выявлению мифопоэтических образов-инвариантов мира в лирике поэта, их анализу в общей космогонической картине мира М. Волошина. Во второй главе - «Хронотоп мира в лирике М. Волошина»-рассматриваются три важных составляющих мифопоэтического мира в произведениях: пространство, время, мотив пути.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы начала XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М. Волошина, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом и творчества самого автора.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на предзащите по окончании преддипломной практики на кафедре русского языка и литературы ТувГУ в 2017 году.
М.А. Волошин причислен исследователями к поэтам-мудрецам, поэтам-гностикам, пророкам библейского масштаба. Он считается создателем своей Вселенной. Его предназначение в поэзии - это раскрытие своего символического, христологического Космоса, сотворение Космоса Свободы и Любви вокруг себя: «Творчество Волошина - плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той - мало насквозь прогретой, - сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил...» [30, с. 200-201].
Таким образом, актуальность исследования определяется общим интересом к космогоническому и символическому творчеству М. Волошина, как представителя культурной элиты русской лирики начала XX века. А также возросшим интересом современной филологической науки к мифопоэтическим аспектам художественного произведения.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку анализа мифопоэтической символики мира в лирике М. Волошина.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является образ мира в лирике М. Волошина. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужили сборники поэта, переизданные в 80-е годы XX века (Волошин М. Стихотворения. - Л., 1977.; Волошин М. Лики творчества. 2-е изд. - Л., 1989.; Волошин М. Пути России: Стихотворения и поэмы. - М., 1992).
Цель работы: рассмотреть образ мира и его символику в лирике М. Волошина. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
• выявить мифопоэтическую основу творчества поэта;
• определить роль образа Земли в общей космогонической системе мира;
• определить значение пространства и времени в системе мира;
• осмыслить роль мотива пути в этой системе.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной работе является осмысление мифопоэтической символики мира в лирике М. Волошина. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать метод филологического анализа текста. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный метод и прием мифопоэтического анализа текста.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды: И. Абрамова, М. Бахтина, О. Дашевской, С. Заяц, Г. Пархоменко, М. Эпштейна и многих других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава - «Мир и его инвариантность в системе мифопоэтического сознания М. Волошина» - посвящена выявлению мифопоэтических образов-инвариантов мира в лирике поэта, их анализу в общей космогонической картине мира М. Волошина. Во второй главе - «Хронотоп мира в лирике М. Волошина»-рассматриваются три важных составляющих мифопоэтического мира в произведениях: пространство, время, мотив пути.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы начала XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М. Волошина, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом и творчества самого автора.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на предзащите по окончании преддипломной практики на кафедре русского языка и литературы ТувГУ в 2017 году.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых, в полной мере можно утверждать, что поэтическое творчество М. Волошина мифологично, поскольку пронизано огромным количеством мифопоэтических образов и мотивов. И это, естественным образом, приводит к выводу о символичности и мифопоэтичности изображенного им образа мира.
Во-вторых, мир, представленный в лирике М. Волошина, осмысливается через мифопоэтические инварианты образов: мир - лик, мир - солнце, мир - земля, каждый из которых сакрален.
Мир - лик вписан в систему персонификации мифологических и исторических личностей: Аполлон, Одиссей, Орфей, король Франции Генрих II, Диана де Пуатье, Елена Дмитриева и др. Мир - солнце напрямую связан с солярной мифологической системой знаний. Мир - земля определяется через мотивы земной жизни, судьбы, одиночества.
В-третьих, мифопоэтический символизм присущ и выражению хронотопа мира в лирике поэта. Философия времени Максимилиана Волошина очерчивается такими образами, как свиток, знак, рана, след, морщина, письмо. Мировая история мыслится поэтом как история вселенной, как история земной поверхности, - материя, испещренная знаками времени, которая ждет того, кто развернет этот свиток. Так формируется значимый компонент философского мировоззрения М. Волошина: представление о творческом акте, как о проникновении вглубь мирового свитка. Наиболее отчетливо проблема времени заявлена поэтом в цикле «Когда время останавливается», где осмыслено, что возможность увидеть вечность в потоке времени, уловить сам ход времени как становящуюся вечность выпадает человеку лишь в особые мгновения его бытия. А в стихах цикла «Киммерийские сумерки» поэт развивает тему земли и времени, где создает еще одну концепцию: концепцию внутреннего порыва становления человека и мира.
Пространство в поэзии М. Волошина делится на два пласта - земное, закрытое пространство («Тесен мой мир. Он замкнулся в кольцо»; «в этот мир замкнутых граней...») и космическое, необъятное («В безднах скрывается новое дно»). Земное пространство сопряжено с образом путника, странника, в котором воплощается экзистенциальное бытие человека и одиночество поэта, который вынужден блуждать «странником вечным / В пути бесконечном».
Образ путника тесно связан с мотивом пути, дороги жизни. Отсюда возникает в лирике Волошина и мотив странничества как мифа о вечном возвращении. М. Волошин создает историософскую концепцию пути, миф становится частью личности и истории в неразрывном их единстве. При этом путь поэта - личностный творческий процесс, а любое творение воспроизводит космогонический акт.
В-четвертых, поэт, осмысливая мифопоэтическую символику мира, трансформирует образы древневосточной, древнегреческой и христианской мифологии; создает собственные мифы: космологический, киммерийский, историософский миф о России; широко использует мифологемы мгновения, вечности, путника, космоса, поэта-странника, лика.
Во-первых, в полной мере можно утверждать, что поэтическое творчество М. Волошина мифологично, поскольку пронизано огромным количеством мифопоэтических образов и мотивов. И это, естественным образом, приводит к выводу о символичности и мифопоэтичности изображенного им образа мира.
Во-вторых, мир, представленный в лирике М. Волошина, осмысливается через мифопоэтические инварианты образов: мир - лик, мир - солнце, мир - земля, каждый из которых сакрален.
Мир - лик вписан в систему персонификации мифологических и исторических личностей: Аполлон, Одиссей, Орфей, король Франции Генрих II, Диана де Пуатье, Елена Дмитриева и др. Мир - солнце напрямую связан с солярной мифологической системой знаний. Мир - земля определяется через мотивы земной жизни, судьбы, одиночества.
В-третьих, мифопоэтический символизм присущ и выражению хронотопа мира в лирике поэта. Философия времени Максимилиана Волошина очерчивается такими образами, как свиток, знак, рана, след, морщина, письмо. Мировая история мыслится поэтом как история вселенной, как история земной поверхности, - материя, испещренная знаками времени, которая ждет того, кто развернет этот свиток. Так формируется значимый компонент философского мировоззрения М. Волошина: представление о творческом акте, как о проникновении вглубь мирового свитка. Наиболее отчетливо проблема времени заявлена поэтом в цикле «Когда время останавливается», где осмыслено, что возможность увидеть вечность в потоке времени, уловить сам ход времени как становящуюся вечность выпадает человеку лишь в особые мгновения его бытия. А в стихах цикла «Киммерийские сумерки» поэт развивает тему земли и времени, где создает еще одну концепцию: концепцию внутреннего порыва становления человека и мира.
Пространство в поэзии М. Волошина делится на два пласта - земное, закрытое пространство («Тесен мой мир. Он замкнулся в кольцо»; «в этот мир замкнутых граней...») и космическое, необъятное («В безднах скрывается новое дно»). Земное пространство сопряжено с образом путника, странника, в котором воплощается экзистенциальное бытие человека и одиночество поэта, который вынужден блуждать «странником вечным / В пути бесконечном».
Образ путника тесно связан с мотивом пути, дороги жизни. Отсюда возникает в лирике Волошина и мотив странничества как мифа о вечном возвращении. М. Волошин создает историософскую концепцию пути, миф становится частью личности и истории в неразрывном их единстве. При этом путь поэта - личностный творческий процесс, а любое творение воспроизводит космогонический акт.
В-четвертых, поэт, осмысливая мифопоэтическую символику мира, трансформирует образы древневосточной, древнегреческой и христианской мифологии; создает собственные мифы: космологический, киммерийский, историософский миф о России; широко использует мифологемы мгновения, вечности, путника, космоса, поэта-странника, лика.
Подобные работы
- МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА МИРА В ЛИРИКЕ
МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КИММЕРИЙСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2013 - ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (М. ВОЛОШИН, Н. ГУМИЛЕВ, М. КУЗМИН)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



