Введение 3
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.1 Становление коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста 6
1.2 Особенности коммуникативных навыков у детей с расстройством
аутистического спектра в онтогенезе 23
1.3 Анализ педагогических технологий по формированию
коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 31
2. Изучение сформированности коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 37
2.1. Организация и методы констатирующего исследования 37
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста 49
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложение А 69
Приложение Б 70
Приложение В 71
Приложение Г 74
Приложение Д 75
Приложение Е 76
Актуальность исследования. Коммуникативные навыки являются важной составляющей коммуникативной компетентности старшего дошкольника. Особенно в период подготовки к обучению в школе. Коммуникативная компетентность по своей структуре включает в себя: коммуникативные навыки, коммуникативные способности и коммуникативные знания. Именно коммуникативные навыки являются первоначальной ступенью, в становлении коммуникативной функции постепенно формирующейся у человека, начиная с раннего возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155 (рег. 14.11.2013 № 30384) отражено, что социально-коммуникативное развитие, является основной линией работы в дошкольном учреждении.
При разработке программы определяются особые условия, для получения образования отдельных категорий детей, в том числе, имеющими ограниченные возможности здоровья.
При рассмотрении различных адаптированных программ на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, было выделено, то, что и в них делается огромный акцент на формирование коммуникативных функции в период всего дошкольного детства. Педагогическому составу, необходимо, создать разнообразные и доступные условия для плодотворного развития ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном учреждении и для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности каждого ребенка.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что существующие на сегодняшний день методы и диагностики изучения коммуникативных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно апробированы и требуют более подробного рассмотрения. Также, актуальность нашей темы заключается в инновации способов коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, именно рассмотрение вопроса о включении альтернативных средств коммуникации, таких как карточки PECS в исследовательскую деятельность.
Мы считаем, что данный способ альтернативной коммуникации, будет интересен детям с расстройством аутистического спектра - при проведении исследовательской деятельности в г. Северобайкальск в центре кратковременного пребывания Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Северобайкальском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (ГБУСО ССРЦН), для подготовки к дальнейшему обучению в школе, в совокупности с классическими методиками работы, так как вышеуказанные технологии являются малоизученными и редко используемыми в практической работе.
Объект исследования: коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: на основе организованного эксперимента изучить особенности сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра и составить методические по формированию коммуникативных навыков посредством альтернативных средств общения в условиях центра кратковременного пребывания ГБУСО ССРЦН.
Гипотеза исследования: коммуникативные навыки старших дошкольников с расстройством аутистического спектра не достигают высокого уровня ни по одному из показателей. Наиболее низкие показатели будут характерны для диалогических навыков и навыков социального поведения. Связано это, с трудностями установления вербального контакта, что обосновывает необходимость использования в практике специалистов альтернативных средств общения на начальной стадии коррекционной работы.
Исходя из поставленной цели и приведенной гипотезы исследования, нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
3. Составить методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста, с использованием альтернативных средств общения.
Методы исследования: В ходе проведения исследования, по выявлению сформированности коммуникативных навыков, с помощью средств альтернативной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с РАС, нами были применены - диагностическая программа обследования и адаптация методического материала, для группы детей данной нозологической группы кратковременного пребывания г. Северобайкальск.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В дошкольном образовании развитие ребенка формируется с помощью разнообразных направлений. Однако, базовым направлением, без которого продуктивность остальных отраслей угасает, считается речевое развитие, так как ребенку для получения и воспроизведения информации, необходимо: овладеть речью, как средством общения и культуры; сформировать способность использовать различные виды коммуникации, для плодотворного сотрудничества с окружающим социумом, независимо от возрастного критерия, обмениваться полезной информацией. Данная способность может быть выражена не только в вербальном контакте (речевое общение), но и невербальном контакте (языке тела, мимике, жестикуляции, прикосновении и дистанции между объектами, осуществляющим контакт).
При анализе литературных источников мы выявили, что вопрос о содержании, методах и приемах работы с детьми с расстройствами аутистического спектра остается открытым, при этом данное направление является развивающимся. Вопрос и проблематика формирования коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра является важным и актуальным. Проведенный анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра, позволил нам обобщить теоретические сведения, выявить необходимость коррекционной работы.
Также, нами определено понятие коммуникативные навыки - это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т.д., использовать вербальные и невербальные средства общения при различных видах деятельности и в повседневной жизни.
В рамках решения второй задачи нами был подобран опросник для оценки уровня сформированности коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста, применив его, мы выявили особенности коммуникативных умений.
Опросник включает в себя перечень коммуникативных умений, которые должны быть сформированы у ребенка: навык выражать просьбы/требования; социальной ответной реакции; навык называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; навык привлекать внимание и задавать вопросы; навык выражать эмоции, чувства, сообщать о них; навык социального поведения; диалоговые навыки.
Полученные результаты указывают на то, что такие навыки у детей, как выражение просьбы или требования, навык ответной реакции, навык называния, описания и комментирования предметов, находящихся в ближайшем окружении, навык привлечения внимания и умение выражать чувства и эмоции сформированы у 5 детей (55,6%) на среднем уровне, а у 4 детей (44,4%) на низком уровне. Также, при наблюдении за такими навыками, как навык социального поведения и диалогические навыки, установлено, что у 3 детей (33,3%) выражен средний уровень сформированности, а у 6 детей (66,7%) низкий уровень.
Коммуникативные умение испытуемых с расстройством аутистического спектра второй группы аутизма имеют следующие особенности: неумение адекватно выражать просьбы/требования, не достаточно сформированном навыке называть различные предметы, персонажей мультфильмов и книг, неумении описывать прошедшие и будущие события, неумении привлекать внимание и задавать вопросы, несформированность социального поведения, диалогических умений, неумении выражать эмоции, чувства, сообщать о них.
С целью устранения данных особенностей и решая третью задачу, нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, состоящие из описания содержания, методов, работы по формированию коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что разработанные методические рекомендации по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического будут способствовать устранению, выявленных особенностей и дальнейшему формированию коммуникативных умений.
При составлении методических рекомендаций, нами были предложены альтернативные средства коммуникации, такие, как корточки PECS. Мы считаем, что выбор данных средств коммуникации, поможет педагогам сформировать коммуникативные навыки у детей с РАС, используя интересные и наглядные средства.
1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии/ КГПУ им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2010 - 240 с.
2. Агаева И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография; КГПУ им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2017 - 148 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/Г.М.Андреева - М.: АспектПресс, 2003 г., с.156.
4. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе/ Под ред. С.А.Морозова, М.: СигналЪ, 2002, 235 с.
5. Аутичный ребенок: проблемы в речевом развитие. / Под ред. С.А. Николенко, 2012 г.
6. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения ( статистика и динамика), М.: Медицина, 1988 г. 263 с.
7. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999 г., 240 с.
8. Белопольская Н.Л.. Рубан О.В. Хороводные игры, как развитие коммуникативного развития дошкольников с нарушенным психическим развитием // Социальная психология и общество, 2012 г., с. 120-134.
9. Богдашина О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие/ под науч. Ред. Е.А. Череневой; КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - 248 с.
10. Богдашина О.Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему (перевод Т.М. Сафронова, М.Шахтин). [Электронный ресурс] // www/sibsedu.kspu.ru/index.php?optionn=content.
11. Бориснев С.В. Социология и коммуникация. Учебное пособие для ВУЗов, М.: Юнти- Дана, 2003 г., с.270
12. Вдовина Н.А., Винокурова А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников// материалы Всероссийской с международным участием научно - практической конференции. 2016 г., с. 122-133.
13. Веденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования облегченной коммуникации с аутитичным пациентом// Дефектология, 2003.
14. Вилков С.Ю. Язык, как система знаков, 2002.
15. Вроно М.Ш., Башина В.М. Синдром Каннера и детская
шизофрения//Журнал невропатологии и психиатрии. 1975.Т. 75. Вып.9
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.:АПН РС, 1956 г. - 519с.
17. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитие ребенка// Вопросыпсихологии,1996 г., с.51-64
18. Галигузова Д.Н.; Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- Просвещение, 1992 - 154с
19. Гильберт К., Питерс Т..4 Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов - дефектологов - М.: Владос, 2002 - 144 с.
20. Глозман Ж.М. Личность и нарушения обшения, М.: Изд-во
Московского университета, 1997 г., 166 с.
21. Детский аутизм: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений: 2-е изд., / сост. Л.М.Шипицына - М.: Дидактика Плюс, 2001 - 354 с.
22. Жинкин Н.И. Проводник информации - речь, 1993 г., 160 с.
23. Каган Б.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981 г., 204 с.
24. Каган В.Е. Неконтактный ребенок - Л.:.Медицина,1989, 118 с.
25. Клюев Е.В. Речевая коммуникация, М.: Пиор, 1998 г., 214 с.
26. Красильников Г.Т. Аутизм и аутистический синдром//Журн. Неврологии и психиатрии, 2006, вып.2, с. 103-109.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной
разговорной речи у дошкольников. Феникс, 2004 г., 224 с.
28. Лебединская К.С., Лукашова И.Д. Клиническая характеристика синдрома раннего детского аутизма. Ранний детский аутизм/ под ред. Т.А.Власовой, В.В. Лебединского. М.:НИИД СССР, 1981. С.4-24
29. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма//Дефектология,1997 г., с.6-10
30. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.: Просвещение, 1969 г.,189 с.
31. Лепинская Д.В. Язык ребенка: Становление речевой коммуникации, М.: 2013 г., 143 с.
32. Лурия А. Р. Язык и сознание, М.:.МГУ, 1979 г., - 319 с.
33. Любинецкий Л.Н. Развитие словаря и его использовании у детей ( в норме и с патологией), М.: Педагогика, 2003 г., - 163 с.
34. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001
35. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и
нейропсихологические механизмы - М., 2011, с.18-21
36. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольного педагогического училища по спец-ти № 2 «Дошкольное воспитание», М.: Просвещение, 1984. - 240
37. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Олма - Пресс, 2003 г. - 672 с.
38. Морозова С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. М.: СигналЪ, 2002 г.
39. Морозова С.А. Методические указания по работе с детьми с
осложнёнными формами аутизма//Аутизм: Методические
рекомендации по психолого - педагогической коррекции/ Под ред. С.А.Морозова, М.: 2003 г., 58-132 с.
40. Морозова С.А. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии. Аутизм: Методические рекомендации по коррекционной работе/ Под ред. С.А.Морозова,2002 г., с. 120-143.
41. Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991 г.
42. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи/ М.:Теревинф, 2016, 288 с.
43. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей, М.: Теревинф, 2003.
44.Организация образования детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации/Н.А.Агеева, Л.В.Волкова, А.А.Василинич и др./ КГПУ им. Астафьева В.П. - Красноярск, 2018. - 90 с.
45. Питерс Т. Аутизм: от теоритического понимания к педагогическому воздействию - М.: Владос, 2013 - 240с.
46. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № « Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 2013 г.
47. Психолого- педагогические практики сопровождения детей с
расстройствами аутистического спектра: региональный опыт:
методические рекомендации/ Н.Д.Вощенко, С.С Иванчугова, Н.В. Баляндина и др.; КГПУ им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2015.- 138 с.
48. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с особыми
образовательными потребностями/учебное пособие/ сост. Л.А.
Рассудова/ изд-во ОМГУ, 2020.- 145 с.
49. Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации/ Г.Ю.Галочкина, С.Ю. Баранова, О.Л.Веретнова.- Красноярск; КГПУ им. В.П.Астафьева, 2017.-76 с.
50. Погорелов И.С. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1990 г., с.101.
51. Ранний детский аутизм/ Под ред. Т.А.Власовой, В.В.Лебединского - М.: НИИД СССР, 1981, с. 4-24.
52. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1994 г., 317 с.
53. Хаустов, А.В. Формирование коммуникативных умений у детей с детским аутизмом: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Хаустов Артур Валерьевич - Москва. - 2005 г. - 176с
54. Худолей Н.А., Горькая Ж.В. Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками // психология и образование, 2017 г., с. 34-53.
55. Шипицына Л.М. Детский аутизм: хрестоматия. Спб, 1997
56. Шоппер Э., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих детей в развитие
57. Шпицберг И.Л. Способ коррекции развития сенсорных систем у детей с нарушением аутистического спектра
58. https://medsi.ru/lands/tsentr-kompetentsii-rasstroystva-autisticheskogo-spektra.php
59. https: //mgppu.ru/proj ect/305