ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
|
Введение 3
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.1 Становление коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста 6
1.2 Особенности коммуникативных навыков у детей с расстройством
аутистического спектра в онтогенезе 23
1.3 Анализ педагогических технологий по формированию
коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 31
2. Изучение сформированности коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 37
2.1. Организация и методы констатирующего исследования 37
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста 49
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложение А 69
Приложение Б 70
Приложение В 71
Приложение Г 74
Приложение Д 75
Приложение Е 76
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.1 Становление коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста 6
1.2 Особенности коммуникативных навыков у детей с расстройством
аутистического спектра в онтогенезе 23
1.3 Анализ педагогических технологий по формированию
коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 31
2. Изучение сформированности коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 37
2.1. Организация и методы констатирующего исследования 37
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста 49
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложение А 69
Приложение Б 70
Приложение В 71
Приложение Г 74
Приложение Д 75
Приложение Е 76
Актуальность исследования. Коммуникативные навыки являются важной составляющей коммуникативной компетентности старшего дошкольника. Особенно в период подготовки к обучению в школе. Коммуникативная компетентность по своей структуре включает в себя: коммуникативные навыки, коммуникативные способности и коммуникативные знания. Именно коммуникативные навыки являются первоначальной ступенью, в становлении коммуникативной функции постепенно формирующейся у человека, начиная с раннего возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155 (рег. 14.11.2013 № 30384) отражено, что социально-коммуникативное развитие, является основной линией работы в дошкольном учреждении.
При разработке программы определяются особые условия, для получения образования отдельных категорий детей, в том числе, имеющими ограниченные возможности здоровья.
При рассмотрении различных адаптированных программ на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, было выделено, то, что и в них делается огромный акцент на формирование коммуникативных функции в период всего дошкольного детства. Педагогическому составу, необходимо, создать разнообразные и доступные условия для плодотворного развития ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном учреждении и для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности каждого ребенка.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что существующие на сегодняшний день методы и диагностики изучения коммуникативных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно апробированы и требуют более подробного рассмотрения. Также, актуальность нашей темы заключается в инновации способов коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, именно рассмотрение вопроса о включении альтернативных средств коммуникации, таких как карточки PECS в исследовательскую деятельность.
Мы считаем, что данный способ альтернативной коммуникации, будет интересен детям с расстройством аутистического спектра - при проведении исследовательской деятельности в г. Северобайкальск в центре кратковременного пребывания Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Северобайкальском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (ГБУСО ССРЦН), для подготовки к дальнейшему обучению в школе, в совокупности с классическими методиками работы, так как вышеуказанные технологии являются малоизученными и редко используемыми в практической работе.
Объект исследования: коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: на основе организованного эксперимента изучить особенности сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра и составить методические по формированию коммуникативных навыков посредством альтернативных средств общения в условиях центра кратковременного пребывания ГБУСО ССРЦН.
Гипотеза исследования: коммуникативные навыки старших дошкольников с расстройством аутистического спектра не достигают высокого уровня ни по одному из показателей. Наиболее низкие показатели будут характерны для диалогических навыков и навыков социального поведения. Связано это, с трудностями установления вербального контакта, что обосновывает необходимость использования в практике специалистов альтернативных средств общения на начальной стадии коррекционной работы.
Исходя из поставленной цели и приведенной гипотезы исследования, нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
3. Составить методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста, с использованием альтернативных средств общения.
Методы исследования: В ходе проведения исследования, по выявлению сформированности коммуникативных навыков, с помощью средств альтернативной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с РАС, нами были применены - диагностическая программа обследования и адаптация методического материала, для группы детей данной нозологической группы кратковременного пребывания г. Северобайкальск.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155 (рег. 14.11.2013 № 30384) отражено, что социально-коммуникативное развитие, является основной линией работы в дошкольном учреждении.
При разработке программы определяются особые условия, для получения образования отдельных категорий детей, в том числе, имеющими ограниченные возможности здоровья.
При рассмотрении различных адаптированных программ на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, было выделено, то, что и в них делается огромный акцент на формирование коммуникативных функции в период всего дошкольного детства. Педагогическому составу, необходимо, создать разнообразные и доступные условия для плодотворного развития ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном учреждении и для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности каждого ребенка.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что существующие на сегодняшний день методы и диагностики изучения коммуникативных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно апробированы и требуют более подробного рассмотрения. Также, актуальность нашей темы заключается в инновации способов коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, именно рассмотрение вопроса о включении альтернативных средств коммуникации, таких как карточки PECS в исследовательскую деятельность.
Мы считаем, что данный способ альтернативной коммуникации, будет интересен детям с расстройством аутистического спектра - при проведении исследовательской деятельности в г. Северобайкальск в центре кратковременного пребывания Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Северобайкальском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (ГБУСО ССРЦН), для подготовки к дальнейшему обучению в школе, в совокупности с классическими методиками работы, так как вышеуказанные технологии являются малоизученными и редко используемыми в практической работе.
Объект исследования: коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: на основе организованного эксперимента изучить особенности сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра и составить методические по формированию коммуникативных навыков посредством альтернативных средств общения в условиях центра кратковременного пребывания ГБУСО ССРЦН.
Гипотеза исследования: коммуникативные навыки старших дошкольников с расстройством аутистического спектра не достигают высокого уровня ни по одному из показателей. Наиболее низкие показатели будут характерны для диалогических навыков и навыков социального поведения. Связано это, с трудностями установления вербального контакта, что обосновывает необходимость использования в практике специалистов альтернативных средств общения на начальной стадии коррекционной работы.
Исходя из поставленной цели и приведенной гипотезы исследования, нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
3. Составить методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста, с использованием альтернативных средств общения.
Методы исследования: В ходе проведения исследования, по выявлению сформированности коммуникативных навыков, с помощью средств альтернативной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с РАС, нами были применены - диагностическая программа обследования и адаптация методического материала, для группы детей данной нозологической группы кратковременного пребывания г. Северобайкальск.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В дошкольном образовании развитие ребенка формируется с помощью разнообразных направлений. Однако, базовым направлением, без которого продуктивность остальных отраслей угасает, считается речевое развитие, так как ребенку для получения и воспроизведения информации, необходимо: овладеть речью, как средством общения и культуры; сформировать способность использовать различные виды коммуникации, для плодотворного сотрудничества с окружающим социумом, независимо от возрастного критерия, обмениваться полезной информацией. Данная способность может быть выражена не только в вербальном контакте (речевое общение), но и невербальном контакте (языке тела, мимике, жестикуляции, прикосновении и дистанции между объектами, осуществляющим контакт).
При анализе литературных источников мы выявили, что вопрос о содержании, методах и приемах работы с детьми с расстройствами аутистического спектра остается открытым, при этом данное направление является развивающимся. Вопрос и проблематика формирования коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра является важным и актуальным. Проведенный анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра, позволил нам обобщить теоретические сведения, выявить необходимость коррекционной работы.
Также, нами определено понятие коммуникативные навыки - это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т.д., использовать вербальные и невербальные средства общения при различных видах деятельности и в повседневной жизни.
В рамках решения второй задачи нами был подобран опросник для оценки уровня сформированности коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста, применив его, мы выявили особенности коммуникативных умений.
Опросник включает в себя перечень коммуникативных умений, которые должны быть сформированы у ребенка: навык выражать просьбы/требования; социальной ответной реакции; навык называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; навык привлекать внимание и задавать вопросы; навык выражать эмоции, чувства, сообщать о них; навык социального поведения; диалоговые навыки.
Полученные результаты указывают на то, что такие навыки у детей, как выражение просьбы или требования, навык ответной реакции, навык называния, описания и комментирования предметов, находящихся в ближайшем окружении, навык привлечения внимания и умение выражать чувства и эмоции сформированы у 5 детей (55,6%) на среднем уровне, а у 4 детей (44,4%) на низком уровне. Также, при наблюдении за такими навыками, как навык социального поведения и диалогические навыки, установлено, что у 3 детей (33,3%) выражен средний уровень сформированности, а у 6 детей (66,7%) низкий уровень.
Коммуникативные умение испытуемых с расстройством аутистического спектра второй группы аутизма имеют следующие особенности: неумение адекватно выражать просьбы/требования, не достаточно сформированном навыке называть различные предметы, персонажей мультфильмов и книг, неумении описывать прошедшие и будущие события, неумении привлекать внимание и задавать вопросы, несформированность социального поведения, диалогических умений, неумении выражать эмоции, чувства, сообщать о них.
С целью устранения данных особенностей и решая третью задачу, нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, состоящие из описания содержания, методов, работы по формированию коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что разработанные методические рекомендации по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического будут способствовать устранению, выявленных особенностей и дальнейшему формированию коммуникативных умений.
При составлении методических рекомендаций, нами были предложены альтернативные средства коммуникации, такие, как корточки PECS. Мы считаем, что выбор данных средств коммуникации, поможет педагогам сформировать коммуникативные навыки у детей с РАС, используя интересные и наглядные средства.
При анализе литературных источников мы выявили, что вопрос о содержании, методах и приемах работы с детьми с расстройствами аутистического спектра остается открытым, при этом данное направление является развивающимся. Вопрос и проблематика формирования коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра является важным и актуальным. Проведенный анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра, позволил нам обобщить теоретические сведения, выявить необходимость коррекционной работы.
Также, нами определено понятие коммуникативные навыки - это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т.д., использовать вербальные и невербальные средства общения при различных видах деятельности и в повседневной жизни.
В рамках решения второй задачи нами был подобран опросник для оценки уровня сформированности коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста, применив его, мы выявили особенности коммуникативных умений.
Опросник включает в себя перечень коммуникативных умений, которые должны быть сформированы у ребенка: навык выражать просьбы/требования; социальной ответной реакции; навык называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; навык привлекать внимание и задавать вопросы; навык выражать эмоции, чувства, сообщать о них; навык социального поведения; диалоговые навыки.
Полученные результаты указывают на то, что такие навыки у детей, как выражение просьбы или требования, навык ответной реакции, навык называния, описания и комментирования предметов, находящихся в ближайшем окружении, навык привлечения внимания и умение выражать чувства и эмоции сформированы у 5 детей (55,6%) на среднем уровне, а у 4 детей (44,4%) на низком уровне. Также, при наблюдении за такими навыками, как навык социального поведения и диалогические навыки, установлено, что у 3 детей (33,3%) выражен средний уровень сформированности, а у 6 детей (66,7%) низкий уровень.
Коммуникативные умение испытуемых с расстройством аутистического спектра второй группы аутизма имеют следующие особенности: неумение адекватно выражать просьбы/требования, не достаточно сформированном навыке называть различные предметы, персонажей мультфильмов и книг, неумении описывать прошедшие и будущие события, неумении привлекать внимание и задавать вопросы, несформированность социального поведения, диалогических умений, неумении выражать эмоции, чувства, сообщать о них.
С целью устранения данных особенностей и решая третью задачу, нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, состоящие из описания содержания, методов, работы по формированию коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что разработанные методические рекомендации по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического будут способствовать устранению, выявленных особенностей и дальнейшему формированию коммуникативных умений.
При составлении методических рекомендаций, нами были предложены альтернативные средства коммуникации, такие, как корточки PECS. Мы считаем, что выбор данных средств коммуникации, поможет педагогам сформировать коммуникативные навыки у детей с РАС, используя интересные и наглядные средства.
Подобные работы
- Особенности игровых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектр (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ИМЕЮЩИМИ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ, СРЕДСТВАМИ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования способности к коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Особенности невербальных коммуникаций детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019



