Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Работа №156876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы111
Год сдачи2021
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 7
1.1. Сформированность навыков звукового анализа как необходимая предпосылка к овладению грамотой 7
1.2 Нарушения формирования звукового анализа при общем недоразвитии речи 12
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме коррекции нарушений навыков звукового анализа 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ по изучению особенностей развития навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков звукового анализа у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 47
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения 70


Актуальность проблемы сформированности навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи очень важно для успешного овладения грамотой в начальной школе. Работа по формированию звукового анализа проводится, начиная ещё с дошкольного возраста, и основные подходы отражены в работах таких исследователей, как Т.Б Филичева, Р.И. Лалаева, Т.А. Ткаченко и многих других.
Отсутствие коррекционной логопедической работы у детей с общим недоразвитием речи по формированию навыков звукового анализа ведёт к нарушениям чтения и письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости.
Ребёнок со сформированным навыком звукового анализа даже при имеющемся дефекте звукопроизношения, то есть при ошибочном произнесении какого-нибудь звука, в речи другого человека, верно, его распознаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Различные упражнения в звуковом анализе, являются базой для подготовки к обучению грамоте. Такие упражнения опираются на кинестетические ощущения, которые способствуют осознанному звучанию речи. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению чтения и письма.
Особую актуальность приобретают изучения нарушений особенностей навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества, необходимые детям для развития звукового анализа. В современной логопедии проблема развития звукового анализа у детей изучена достаточно глубоко в психолого-педагогическом аспекте, и на сегодняшний день не теряет своей актуальности.
Объект исследования - фонематическое восприятие дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Цель - выявить особенности сформированности навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
Гипотеза - мы предполагаем, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи будет наблюдаться несформированность навыков звукового анализа, характеризующиеся в ошибках элементарных и сложных форм звукового анализа. На основе выявленных нарушений будут разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) определить современное состояние проблемы нарушений звукового анализа у детей психолого-педагогической и логопедической литературы;
2) выявить особенности уровней сформированности элементарного звукового анализа, сложного звукового анализ, звукопроизношения и фонематических представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
3) составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков звукового анализа на основе выявленных особенностей.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей в развитии детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- положения о закономерностях и последовательности процесса восприятия дошкольниками звуков речи (А.Н. Гвоздев, М.Е. Хватцев),
- исследования поэтапного развития детской речи в процессе онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной;
- при определении содержания работы по формированию навыков звукового анализа мы опирались на теорию обучения детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Н.В. Нищева).
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы применялись следующие методы:
1) теоретические: анализ теоретической литературы по теме исследования;
2) эмпирические: беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент;
3) интерпретационные: качественный и количественный анализ.
Исследование проводилось на базе одного из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.
На базе были сформированы две группы:
^экспериментальная, в состав которой вошли 10 воспитанников подготовительной группы.
2) контрольная группа, в состав которой вошли 10 воспитанников подготовительной группы.
При комплектовании групп учитывались следующие факторы:
1) возраст детей (6-7 лет);
2) Уровень речевого развития (экспериментальная группа - общее недоразвитие речи, контрольная группа - норма речевого развития);
Исследование проводилось в течение 2020-2021 учебного года и проходило три этапа:
Первый этап - изучение литературы по проблеме исследования, формирование цели, задачи, гипотезы. Разработка методики констатирующего эксперимента;
Второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Третий этап - составление дифференцированных методических рекомендаций для двух типологических групп.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы в работе учителей-логопедов при работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура исследования обусловлена её целью и задачами и состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив логопедическую и психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, на современном этапе отмечается большое количество речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Чаще всего у детей встречается общее недоразвитие речи (далее ОНР). Актуальной современной проблемой является несформированность навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.
Звуковой анализ - это разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Дети же с ОНР воспринимают слово глобально, опираясь только на его смысловую сторону, не воспринимая фонетическую сторону, то есть последовательность звуков его составляющих.
Звуковой анализ относится к когнитивно-речевым умениям, которые формируются только при специально организованной работе. Сложность такой работы заключается в том, что успешность овладения навыками звукового анализа и синтеза зависит от состояния фонематического слуха, фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, а также согласно данным последних исследований - от особенностей пространственных представлений, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации и мотивационной сферы ребёнка. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками для формирования навыков звукового анализа.
Работа по формированию навыков звукового анализа имеет общие правила: необходимо соблюдать последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука последнего звука, установление места звука, полный звуковой анализ. Работу необходимо проводить с опорой на материальные средства, так запоминание будет качественнее. Необходимо соблюдать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа. Правильно организованная работа по формированию навыков звукового анализа выступает предупреждением трудностей при обучении в школе.
Перед нами стояла задача выявить особенности и уровни сформированности навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. В ходе проведения констатирующего эксперимента мы выявили, что навыки звукового анализа недостаточно сформированы у детей 6-7 с общим недоразвитием речи. Затруднения вызывали, и элементарные, и сложные формы навыков звукового анализа.
В практической части работы нами было проведено диагностическое обследование. Его цель - выявить особенности и уровни сформированности навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Констатирующий эксперимент был проведён в декабре 2020 г. на базе одного из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.
При проведении констатирующего эксперимента нами использовались общепринятые в логопедии методы и приемы обследования. На этой основе нами были выделены следующие блоки:
1 блок - элементарный звуковой анализ.
Первый блок включает в себя четыре серии:
1 серия - определение первого звука в слове.
2 серия - определение звука в конце.
3 серия - определение наличия звука в слове.
4 серия - определение места звука в слове.
2 блок - сложный звуковой анализ.
Второй блок включает в себя две серии:
1 серия - определение количества звуков в слове.
2 серия - определение последовательности звуков в слове.
3 блок - звукопроизношение
Третий блок включает в себя одну серию:
1 серия - исследование состояния звукопроизношения
4 блок - фонематические представления.
Пятый блок включает в себя две серии:
1 серия - отбор картинок с заданным звуком с указанием его местоположения.
2 серия - подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове (начало, середина, конец).
Нами выявлены следующие уровни сформированности навыков звукового анализа:
1. Выше среднего уровень - 20% (2 человека)
2. Средний уровень - 10% (1 человек)
3. Ниже среднего уровень - 30% (3 человека)
4. Низкий уровень - 40% (4 человека).
Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы, что у дошкольников выявлен недостаточный уровень сформированности навыков звукового анализа, наблюдается недостаточный уровень сформированности звукопроизношения, а также недостаточно развит навык фонематических представлений.
Нами были сопоставлены уровни звукового анализа со звукопроизношением, и с фонематическим представлением и мы выявили уровневые различия между сформированностью навыков звукового анализа, звукопроизношения и фонематических представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
По полученным результатам звукового анализа мы выделили 2 типологические группы для дальнейшей логопедической работы:
Первая группа - дошкольники с благоприятной перспективой. В эту группу вошли 20% детей с уровнем выше среднего, 10% детей со средним уровнем.
Вторая группа - дошкольники с менее благоприятной перспективой. В данную группу вошли 30% детей с уровнем ниже среднего и 40% детей с низким уровнем..
На основе результатов констатирующего эксперимента нами были определены основные принципы и дифференцированное содержание в логопедической работе по развитию навыков звукового анализа. Была составлена картотека игр в зависимости от уровневых особенностей детей по двум группам, для занятий с учителем-логопедом и для закрепления воспитателем полученных в процессе логопедических занятий знаний и умений.



1. Абрамова А.Ю. Нейропсихологическая диагностика высших психический функций детей с 3 до 18 лет. СПб.: ПИТЕР. 2015 С.10-25.
2. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 157 с.
3. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Воронеж: МОДЭК, 2001. С.174-192.
4. Белова Ю.А. Подготовительный период обучения грамоте. [Электронный
ресурс] URL: Нйр://пзрог1а1.ги/изег/70163/раде/ройдо1оуйе1пуу-регюй-
оВисНешуа-дгашо1е (дата обращения 07.11.2020)
5. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. М.: А О.П., 1995. 30 с.
5. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221 с.
6. Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме: дис. Кандидата психол. Наук. М., 2015. 22 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М.: Владос, 2017. 345 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб.заведений. М.: Владос, 2009. 703 с.
9. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2016. 104 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 2009. 415 с.
11. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. Избранные работы по орфографии и фонетике. М.: Просвещение, 2007. 251 с.
12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2018. 144 с.
13. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Самара: СГПУ, 2019. С. 70-83.
14. Горшкова, Л.В. Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] иКЕ:Нйр://’№№№.шааш.ги/ йе18ку8ай/когексуа-оВ8сНедо-пейогагуйуа-гесН1-и-йе1е1-йо8Нко1подо- то/иЫа.1 Itml (дата обращения: 15.11.2020).
15. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М.: АРКТИ, 2017. 80 с.
16. Гриншпун Б.М. Дислалия: Хрестоматия по логопедии. Т.1. М.: ВЛАДОС, 2017. С. 108-120.
17. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с
недоразвитием речи. [Электронный ресурс] URL:
Нttр://www.studfiles.ru/рreview/1668252/раge:34/ (дата обращения 07.11.2020)
18. Дельфин Е.В. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи // Альманах лучших научных работ студентов-членов студенческих учебно-исследовательских групп. Выпуск 2. М.: МОСУ, 2015. С.18-24.
19. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 112 с.
20. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.: Владос, 2018. 226 с.
21. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 486 с.
22. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. М.: Владос, 2011. С. 9-31.
23. Жукова Н. С. Преодоление ОНР у детей. М.: Союз, 2018. 142 с.
24. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М.: Эксмо, 2015. 114 с.
25. Жураковская Я.В. Звуковой анализ и синтез. [Электронный ресурс] URL: Http://logoportal.ru/zvukovoy-analiz-i-sintez/.Html(дата обращения 01.11.2020)
26. Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2018. 227 с.
27. Захарова Ю.А. Анализ фонематических процессов у детей с общим
недоразвитием речи. [Электронный ресурс] URL: Http://nsportal.ru/detskiy- sad/logopediya/2014/05/27/osoВennosti-fonematiсHeskogo-analiza-i-sinteza-u- detey-s-onr(дата обращения 20.11.2020)
28. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
29. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1971. 192 с.
30. Лалаева Р.И Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М.: ПАРАДИГМА. 2004. 24 с.
31. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. 136 с.
32. Левина Р.Е. Основы логопедии и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967. 366 с.
33. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Речевая карта для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ / Е.В. Мазанова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. - 51 с.: ил.
34. Мурзаева А.М. Звуко-буквенный анализ и синтез. [Электронный ресурс] URL: Https://infourok.ru/zvukoВukvenniy-analiz-i-sintez-867408.Html (дата обращения 17.11.2020)
35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. М.: Академия, 2012. 200 с.
36. Основная образовательная программа дошкольного образования. [Электронный ресурс] URL: Https://firo.ranepa.ш/osnovnaya-oВrazovatelnaya- programma-dosHkolnogo-oВrazovaniya(дата обращения 07.12.2020)
37. Правдина О.В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1973. 272 с.
38. Примерная адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] URL: Нйрз://йго.гапера.ги/оВга7оуап1е/1доз/98-
кошр1екзшуе-ргодгашшу/467-ргоу1ъ-1уаj -пагизН-гесНi (дата обращения
15.12.2020)
39. Романова Н.С. Пособия по развитию речи // Логопед. 2018. №2. С. 62-66.
40. Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. 464 с.
41. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. В 2-х т. М.: Владос, 2012.
42. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1957. 55 с.
43. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб.: Детство - Пресс, 1999. 112 с.
44. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-ти лет. М.: ГНОМ и Д, 2001. 54 с.
45. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-ти лет. М.: ГНОМ и Д, 2001. 142 с.
46. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2005. 48 с.
47. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Детство-пресс, 2013. 204 с.
48. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 158 с.
49. Ушинский К. Д. Родное слово: Хрестоматия по теории и методике
развития речи детей дошкольного возраста; авт.-сост.
М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2014. С. 69-74.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. М.: Просвещение, 2016. 34 с.
51. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Исправление нарушений у дошкольников. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей. - М.: В. Секачев, 2020. - 198 с.
52. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. 2004. №1. С. 6-12.
53. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Развиваем речь и мышление дошкольника. Программно-методические указания и вариативные конспекты занятий. - М.: В. Секачев, 2018. - 228 с.
54. Шапошников И.Н. Живые звуки: методическое руководство для букварного обучения детей грамоте. 7-е изд. ., 1972. 30 с.
55. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для студ. Высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 240 с.
56. Швачкин Н.Х., Седова К.Ф. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. М.: Лабиринт, 2004. 330 с.
57. Шевцова И.В. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 2007. №5. С. 71-77.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. 384.
59. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ