Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛЫШАЩИХ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Работа №156870

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития общения слышащих родителей и их детей с нарушением слуха 7
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста с нарушением слуха 12
1.3. Анализ особенностей общения учащихся младшего школьного
возраста в норме развития с родителями 21
1.4. Особенности общения родителей с детьми младшего школьного
возраста, имеющих нарушения слуха 29
Выводы 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию
особенностей общения слышащих родителей и их детей с нарушением слуха 38
2.1. Методическая организация констатирующего эксперимента 38
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 42
2.3. «Азбука жестов», как помощник построения общения между
слышащими родителями и их детьми с нарушением слуха 48
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение

По данным статистики всероссийского общества глухих (ВОГ) в 2016 году на 13 млн. населения приходится 11% с нарушенным слухом. Примерно один из тысячи новорожденных уже имеет нарушения слуха, остальной процент новорожденных имеет приобретенный характер. Наследственный фактор проявляется у 30 % из всех детей с нарушенным слухом, что говорит о том, что 70% семей слышащие [44].
Данными исследованиями впервые занимались такие зарубежные авторы как испанский монах-бенедиктинец П. Понседе Леон (1508-1584), итальянский ученый-энциклопедист Д. Кардано (1501-1576). В России данными исследованиями начали заниматься в начале Х1Х века такие сурдопедагоги как Г. А. Гурцов, А. Ф. Остроградский, В. И. Флери, И. А. Васильев, И. Я. Селезнев, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау.
Согласно их исследованиям, семьи можно разделить на две группы: 1 группа - родители с нормальным слухом и 2 группа - родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Такие родители, не испытывают особых переживаний в силу идентичности нарушений ребенка с их собственными.
Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является негативным психическим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей. Такие дети лишены полноценного общения и понимания со стороны родителей.
Для родителя, чей ребенок имеет приобретенные нарушение слуха настоящей преградой является установление контакта, поэтому, как правило, они используют элементарные жестовые обозначения только самых необходимых слов.
При поступлении такого ребенка в детский сад для детей с нарушением слуха появляются трудности в построении межличностных контактов с другими детьми. В связи с тем, что те жесты, которым научил их родитель никак не связаны с общепринятыми, появляется необходимость переучивать ребенка из элементарных жестов к русскому жестовому языку (РЖЯ). Ребенок, возвращаясь из сада к родителям уже начинает использовать те жесты, которым его научили в детском саду. Вот здесь-то и происходит разрыв в общении, так как родитель престает понимать своего ребенка.
Выявленная проблема привела к выбору темы: «Особенности общения слышащих родителей и их детей младшего школьного возраста с нарушением слуха». Таким образом:
Цель: выявить особенности общения слышащих родителей и их детей с нарушением слуха и разработать азбуку жестов, как методическое пособие для родителей.
Объект исследования: обучающиеся с нарушениями слуха и их слышащие родители
Предмет: особенности общения учащихся младшего школьного возраста имеющих нарушения слуха с их слышащими родителями.
Гипотеза: слышащие родители имеют особенности в процессе общения с детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха. К ним относятся:
1. Содержание общения - общение между ребенком и его родителем по сферам, таким как быт, познание, социальный мир и внутренний мир находится на разных уровнях, что свидетельствует о некачественном общении.
2. Способ общения - большинство родителей не знает жесты русского жестового языка, и общается с ребенком при помощи «домашних» жестов или слухо-зрительно.
3. Качество взаимодействия - родители мало проводят совместных мероприятий, выездов, общего времяпрепровождения дома со своим ребенком, поскольку не могут выстроить правильного общения с ребенком.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме исследования;
- изучить особенности развития учащихся младшего
школьного возраста в норме развития;
- изучить особенности развития учащихся младшего
школьного возраста имеющих нарушения слуха;
- проанализировать особенности общения и
взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста в норме развития с родителями;
- проанализировать особенности взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха;
- подобрать диагностический инструментарий для выявления особенностей общения слышащих родителей и их детей младшего школьного возраста с нарушением слуха;
- провести диагностирования для выявления особенностей общения слышащих родителей и их детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и проанализировать результаты методик;
- создать методическое пособие «Азбука жестов» для слышащих родителей детей с нарушениями слуха.
Методы:
- анализ литературы;
- методика Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми»;
- анкетирование для родителей «Способ и качество
взаимодействия в семье, имеющей ребенка с нарушением слуха»;
- диагностика «Методика развития слухового восприятия» Кузьмичевой Е. П.;
- диагностика «Фразы» Мироновой Э. В., Мошина П. Б.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В период начального образования в жизни у ребенка не только становятся произвольными такие процессы как произвольность, продуктивность и усидчивость, но и происходит дальнейшее физическое развитие организма. Кроме физиологического развития и появления навыков к трудовой деятельности и самоконтроля, так же продолжает свое совершенствование работа головного мозга и нервной системы.
В данный период жизни устанавливается новая социальная ситуация развития, учебная деятельность становится ведущей, мышление переходит из наглядно-образного к словесно-логическому, которое позволяет ученику работать не только над задачами, но и оперировать научными понятиями.
У детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение слуха, так же при поступлении в школу, происходит смена ведущей деятельности и значительное развитие как устной, так и письменной речи. В период обучения в начальной школе происходит значительное обогащение словаря, однако сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического мышления. Самостоятельная речь младших школьников с нарушением слуха оказывается заметно беднее по содержанию и способам высказывания.
Кроме образовательного процесса, отличительные признаки в формировании у детей с нарушенным слухом, в отличие от детей в норме развития, имеет самооценка. Она очень неустойчива и чаще всего ситуативна и продолжает свое формирование в течение всего периода школьного обучения. Чаще всего она зависит от оценки взрослых, и от становления связи себя как личности другими сверстниками.
Так же важными в жизни младшего школьника становятся социальные связи. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Семья, в отношении к ребенку, проявляет сильную центрированность к учебной деятельности, появляются новые нюансы в стиле общения между родителями и ребенком.
Родители с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушение слуха, так же переживают изменения в стиле общения, что может привести к серьезному кризису в семейной жизни. На развитие личности ребенка и формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатного типа. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы и средства, которые могли бы потом помочь ребенку войти в жизнь.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что взаимоотношения родителей с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха, имеют особенности.
Для исследования особенностей общения родителей и их детей с нарушением слуха нами был подобран следующий диагностический комплекс: методика Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми», анкетирование для родителей «Способ и качество взаимодействия в семье, имеющей ребенка с нарушением слуха», логопедические диагностики «Фразы» Мироновой Э. В., Мошина П. Б. и «Методика развития слухового восприятия» Кузьмичевой Е. П.
В результате диагностирования по методике Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» было выявлено, что уровни коммуникативного развития с таких сферах общения как «Быт», «Познание», «Социальный мир» и «Внутренний мир ребенка» для родителей и их детей не одинаковы. Со стороны анализа диагностики родителей видно, что, по их мнению, общение происходит более качественно, чем со стороны анализа диагностики детей.
Анализ анкетирования для родителей Способ и качество взаимодействия в семье» показал, что только 50% семей способны к полному взаимодействию, вторая же половина семей не способны качественно выстроить коммуникацию со своим ребенок, в силу не знания жестов и дактильной азбуки.
При проведении диагностики «Методика развития слухового восприятия» Кузьмичевой Е. П. было выявлено, что на слух обращенную речь могут воспринимать 39% учащихся, слухо-зрительно - 68% учащихся и зрительно - 45% учащихся. Это говорит о том, что если родитель не знает жестов и дактильной азбуки, ребенку будет сложно правильно понять всю обращенную к нему речь, в том числе и отдельные слова.
Анализ диагностики «Фразы» (Миронова Э. В., Мошина П. Б.) показал, что ребенок не качественно воспринимает обращенную к нему речь, даже если это знакомы слова или фразы.
Резюмируя результаты методик, можно сделать вывод о том, что построение общения между ребенком, имеющим нарушение слуха, и его слышащим родителем имеет особенности. Так же на основе полученных данных можно предположить, что родитель имеет необходимость в помощи для наиболее точного понимания речи и жестов своего ребенка, которая будет обращена к нему.
В связи с этим, было принято решение о создании методического пособия для слышащих родителей, имеющих детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Пособие включает в себя тематические разделы, в которых содержатся обучающие видеоролики, а так же рекомендации, которые помогут выучить жесты с помощью разных видов работ.
Гипотеза исследования подтвердилась. Цель нашей работы достигнута.



1. Боскис Р. М. Глухие и Слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004.
2. Богданова Т. Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. №3. С. 40-43.
3. Вардянян А. У., Варданян Г. А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
4. Вийтар Э. А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. 1981. №4.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
6. Выготский Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых, и умственно отсталых детей: Сборник статей и материалов. Под.ред. Л. С. Выготского .М.,1924.
7. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
8. Герасименко, Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова. Урал, 2004.
9. Гиппенрейтер Ю. Г. Продолжаем общаться с ребенком так? АСТ, Астрель; М., 2008.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
11. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1956.
12. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
13. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М., «Просвещение», 1977.
14. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.
15. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999.
16. Карпова Г. А. Комплексная диагностика коррекционно-педагогического потенциала семьи, воспитывающей ребенка-инвалида // Вопросы специальной психологии и педагогики. 2007. № 1.
17. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., “Педагогика”, 1970.
18. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
19. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 классы. М.: Просвещение, 1991.
20. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.
21. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Под редакцией Рузской А. Г. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
22. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности // Национальный психологический журнал. 2016. № 01(21). С.70-77.
23. Морозова, Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми младшего школьного возраста // Дефектология. 1995. № 3. С.28-33.
24. Мосина Н. А. Деятельность педагога-психолога дошкольной образовательной организации по коррекции нарушений самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник. 2015. №3(71) С. 36-38.
25. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: 10-е изд., перераб. и доп. М.: 2006.
26. Пенин Г. Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Под ред. Г. Н. Пенин, Л. В. Кораблева, З. А. Пономарева, О. А. Красильникова. СПб., КАРО, 2006.
27. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
28. Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / Коллектив авторов: В. Петшак, Т. Г.Богданова, Н. В. Мазурова. СПб, 2007. 400 с.
29. Психология глухих детей/ под ред. И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М.:Просвещение, 1991.
30. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я. Л. Коломинского. СПб., Речь, 2007.
31. Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. М.: АПН РСФСР, 1960.
32. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
34. Синяк В. А. Особенности психического развития глухого ребенка/ В. А. Синяк, М. М. Нудельман.- М.: Вита Пресс, 1995.
35. Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М.: Просвещение, 1984.
36. Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка/ И. М. Соловьев.- М.:Наука, 1990.
37. Степанова Л. А. Проблема влияния семейного воспитания на становление личности подростка // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. № 01-1. С.220-221.
38. Таварткиладзе Г. А. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. Метод. Пособие / Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко, М. Е. Загорянская, Т. В. Пелымская, М. Г. Румянцева. М.: Экзамен, 2004.
39. Хватцев М. Е. Особенности психологии глухого школьника/ М.Е. Хватцев, С. Н. Шабалин.- М.: Гардарики, 1991.
40. Шаповал И. А. Специальная психология. М.: ТЦ Сфера, 2005.
41. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
42. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
43. Янн П. А. Королева И. В. Книга для родителей и педагогов. М.: СПб; Каро, 2011.
44. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское
общество глухих» (ВОГ) [Электронный ресурс]:
http://www.voginfo.ru/about.html(дата обращения: 28.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ