Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Современное состояние проблемы изучения оптической дисграфии у
младших школьников с задержкой психического развития 8
1.2. Особенности формирования оптико-пространственных представлений у
учащихся с задержкой психического развития 14
1.3. Подходы и методы, направленные на коррекцию оптической дисграфии у
младших школьников с задержкой психического развития 18
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей письменной речи и уровня развития оптико-пространственных представлений у младших
школьников, имеющих оптическую дисграфию 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Интерпретация результатов констатирующего эксперимента 35
Выводы по 2 главе 44
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и анализ эффективности коррекционной работы 45
3.1. Описание рабочей программы коррекционного курса и ее структурных
компонентов, методов и приемов 45
3.2. Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция оптической
дисграфии» (для обучающихся 2-х. классов с ЗПР, вариант 7.1, 7.2) 51
3.3. Анализ эффективности коррекционной работы 73
Выводы по 3 главе 81
Библиография 84
Приложения 92
С каждым годом в общеобразовательных школах наблюдается увеличение учащихся, не усваивающих общеобразовательную программу начального образования, в частности программу русского языка, а также ряда других учебных дисциплин. [31] Что же может являться причиной данного роста? По мнению многих авторов научных исследований в области образования, причиной является специфическое нарушение письменной речи - дисграфия.
На трудности чтения и письма как на нарушение речевой деятельности указал А. Куссмаль в 1877 году. Это было первое упоминание о нарушении письма как самостоятельной патологии. Также в 20 веке о нарушениях письменной речи говорили такие ученые, как В. Морган, О. Беркан, Ф.Варбург и другие [64]. В настоящее же время термин «дисграфия» трактуется авторами по-разному. Так, например, Р.И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [33]. И.Н.Садовникова о дисграфии: «частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие специфических стойких ошибок, что не связано с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта» [52]. Также разработкой проблемы дисграфии занимались такие отечественные ученые как А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова, А.Р. Лурия.
Научным сообществом выделены разные виды дисграфии, но мы в своей работе рассматриваем только оптическую дисграфию, так как считаем, что она является наиболее часто встречающейся у младших школьников. Оптическую дисграфию в своих классификациях выделяют О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева. На письме оптическая дисграфия обнаруживается в заменах, искажениях, в зеркальном написании букв (а также цифр), в не удержании строки. Нейропсихологи данные нарушения связывают с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а также с недоразвитием пространственных представлений [38, 52].
В настоящее время оптическая дисграфия в письменной речи школьников имеет тенденцию к значительному росту, особенно у школьников с ЗПР. Л.Г. Парамонова, проведя исследование, отмечает, что у 1,8 % младших школьников встречается оптическая дисграфия в чистом виде [47]. Т. Аристова отмечает, что по данным статистики в 1960 году дисграфия отмечалась не более чем у 10 % учащихся младших классов российских общеобразовательных школ, а в 2017 году дисграфию выявляют уже у 50% учащихся младших классов. По статистике Российской Академии Образования за последние пять лет трудности в освоении программы начальной школы испытывают 70 - 80% младших школьников, 40 %
школьников имеют предпосылки возникновения оптической дисграфии [54]. Несмотря на то, что большое количество ученых, профессоров, педагогов занимается проблемой дисграфии, количество детей с данным синдромом не уменьшается, а даже становится все больше. Следовательно, в настоящее время необходим поиск новых эффективных подходов к коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР...
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами было проанализировано современное состояние проблемы преодоления оптической дисграфии у младших школьников с ЗПР; определена связь между наличием у детей оптической дисграфии и уровнем развития оптико - пространственных представлений; выявлены особенности развития оптико - пространственных представлений у учащихся младших классов, а также рассмотрены уже существующие методики и подходы к преодолению оптической дисграфии.
После анализа литературы мы выявили теоретическую связь между нарушением письма и развитием оптик-пространственных представлений и приступили к исследованию состояния письма у младших школьников и уровня развития оптико-пространственных представлений. Нами были поставлены задачи, описана методика обследования младших школьников с системой оценки результатов и их интерпретацией, также был разработан протокол фиксирования данных по предложенной нами методики констатирующего эксперимента.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность проблемы оптической дисграфии у младших школьников с ЗПР и отразили общепринятые особенности развития, о том, что данные о наличии у учащихся оптических и кинетических ошибок на письме связаны с низким уровнем развития у них оптико-пространственных представлений, а также в ходе исследования мы статистически подтвердили данную взаимосвязь.
Опираясь на результаты констатирующего эксперимента,
индивидуальные особенности младших школьников с задержкой психического развития и на основе междисциплинарного подхода была составлена рабочая программа коррекционного курса «Коррекция оптической дисграфии». Эффективность программы подтверждает контрольный срез (после проведения занятий), который показал положительную динамику, а именно повышение уровня развития оптико-пространственных представлений и как следствие уменьшение оптических ошибок на письме у младших школьников вторых классов, имеющих задержку психического развития...
1. Агеева, С.В. Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников / С. В. Агеева // Педагогика: традиции и инновации. - 2013. - С. 122 - 125.
2. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
3. Астахова, Т.В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств. Методическое пособие с электронным приложением / Т. В. Астахова. - М.: Владос. - 2018. - 31 с.
4. Ахутина, Т.В., Величенкова О. А., Иншакова О. Б. Дисграфия: нейропсихологический и психолого-педагогический анализ // Человек пишущий и читающий: Материалы международной конференции (14-16 марта 2002 г. С.-Петербург). - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. C. 82-97.
5. Ахутина, Т.В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, 1997, № 3, С. 38 - 42.
6. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т. В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд - во С. - ПБ Университета, 2011.
7. Багрий, К.Р. Развитие оптико-пространственных представлений у младших школьников с оптической дисграфией / К. Р. Багрий, С. Г. Лещенко // Наука, образование и культура. - 2018. - С. 71 - 73.
8. Баранок, О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией / О. А. Баранок // Логопед. - 2009.- №8. - с. 108-116.
9. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5— 7,5 лет / М. М. Безруких, Л. Морозова. - 2 - е изд., исп.
- Москва: Академия, 2009. - 127 с.
10. Борисова, Ю.В. Современные инновационные технологии коррекции оптической дисграфии младших школьников / Ю. В. Борисова, Е. В. Жулина // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №40 (82). - С. 88 - 91.
11. Борисова, Ю.В. Симптоматика и механизмы нарушения речи у детей с оптической дисграфией и дислексией / Ю. В. Борисова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - С. 71 - 79.
12. Бродило, Е.Б. Использование песочной терапии при коррекции оптической дисграфии / Е. Б. Бродило // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. - 2016. - С. 14 - 17.
13. Букова, Т.В. Проявления оптической дисграфии / Т. В. Букова, Е. В. Резникова // В мире науки и инноваций (сборник статей). - 2017. - С. 29 - 31.
14. Бурина, Е.Д. Такие похожие разные буквы: тренинг по
дифференциации сходных по начертанию букв: пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО. - 2006. - 96 с.
15. Воронова, Т.В. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с родителями / Т. В. Воронова, Е.М. Воронова // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. - 2018. - С. 218 - 220...71