Реферат 2
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме
исследования 9
1.1. Развитие коммуникативных умений в младшем школьном
возрасте 9
1.2. Особенности коммуникативных умений младших школьников с
тяжелой умственной отсталостью 19
1.3. Подходы и способы формирования коммуникативных умений у
детей с тяжелой степенью умственной отсталостью 27
Глава 2. Изучение особенностей коммуникативных умений
младших школьников с тяжелой умственной отсталостью в условиях констатирующего эксперимента 38
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Методические рекомендации по формированию
коммуникативных умений у детей с тяжелой степенью умственной отсталости посредством альтернативной коммуникации 61
Заключение 99
Библиографический список 104
Приложения 114
Актуальность исследования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гарантирует право на образование для обучающихся всех категорий, вне зависимости от их возможностей. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями могут обучаться, как в общеобразовательных организациях на основе адаптированной основной общеобразовательной программы, так и в специальных образовательных организациях.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вступивший в силу в сентябре 2016 года. Стандарт представляет собой совокупность требований по обучению и воспитанию детей с лёгкой умственной отсталостью и детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется высокой значимостью овладения любым доступным средством коммуникации для успешной социализации и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений у школьников с тяжелой умственной отсталостью и недостаточностью теоретических разработок в этом направлении.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью повышения уровня коммуникативных умений детей с тяжелой умственной отсталостью и отсутствием коррекционно-педагогической технологии доступного формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью.
Анализ литературных данных по проблеме исследования выявил несоответствия и противоречия между:
1. указаниями на недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных умений у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью;
2. недостаточной разработанностью вопросов о формировании коммуникативных умений младших школьников с тяжелой умственной отсталостью в отечественной науке и практике и их практической востребованности в коррекционно-педагогической работе с детьми
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в ограниченном количестве работ направленных на изучение особенностей коммуникативных умений и их формирование у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью, поэтому вопрос об особенностях коммуникативных умений младших школьников с тяжелой умственной отсталостью остается актуальным и открытым.
Объектом исследования выступают коммуникативные умения младшего школьника.
Предмет исследования - особенности сформированности коммуникативных умений у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью...
Изучение коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью встречается в работах А.Р. Маллера, А.В. Мамаевой, О.А. Синицыной, И.Б. Агаевой, К.А. Андреевой, Л.Б. Баряевой, П.О. Омаровой, Л.М. Шипициной и других ученых.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами сделан вывод о том, что коммуникативные умения целесообразно рассматривать как систему действий, которые обеспечивает готовность и способность ебенка устанавливать и поддерживать контакт, проявлять инициативу, передавать и получать информацию. Под коммуникативными умениями так же можно понимать умение ребенка организовать и поддержать общение (владение вербальными и альтернативными средствами коммуникации); умение понимать и передавать информацию адекватно ситуации общения, отвечать на воздействия другого человека и самому проявлять инициативу.
Дети с тяжёлой умственной отсталостью, не владеющие вербальной речью, зависят от окружающих людей. Чаще всего им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие дети имеют специфические особенности в коммуникативном развитии, такие как невозможность, овладеть вербальными средствами коммуникации, ограниченный пассивный словарный запас, отсутствие или недостаточность мотивации к совместной деятельности. Дети с тяжелой умственной отсталостью ограничивают процесс общения с другими людьми, недопонимают требований взрослого, неспособны донести информацию или свои желания, что может привести к проявлениям нежелательного поведения.
Главными проблемами, препятствующими овладению школьникам с тяжелой умственной отсталостью коммуникативными умениями, являются нарушение понимания обращенной речи, низкий уровень речевого развития, несформированность потребности в общении, ограниченность мотивов к общению, а так же не всегда адекватные реакции на окружение.
В настоящее время существуют разные подходы коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Но при всём многообразии методов и приёмов коррекционной работы, рассчитаны они на детей с более сохранной функцией речи и интеллекта. Имеющиеся разработки ориентированы в основном на развитие вербальных средств общения детей с умственной отсталостью, в то время как школьники с тяжелой умственной отсталостью часто демонстрируют полное отсутствие общеупотребительной речи. Это говорит о необходимости создания системы коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталости средствами альтернативной коммуникации...
1. Аверин, В.А. О взаимосвязи невербального и эмоционального
интеллекта детей в возрасте от 8 до 11 лет / В.А. Аверин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология Выпуск № 42 (259), 2011.1
2. Агаева, И.Б. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью/ И.Б. Агаева, М.В. Вечер// Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2016. -№1. - С. 95-98.
3. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Е.И. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2014. - №3. C. 41 - 46
4. Аникушина, Е.А. Рабочая программа коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация» / Е.А. Аникушина // Лаборатория инклюзивного образования, 2016. - №8. С. 83-91.
5. Аникушина, Е.А. Проблемы использования альтернативной
коммуникации в социализации детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями / Е.А. Аникушина // Коррекционная педагогика: теория и практика, 2014. - № 2. - С. 48-50.
6. Аникушина, Е.А. Технология обучения детей с тяжелыми и
множественными нарушениями альтернативной коммуникации / Е.А. Аникушина. - М.: ПРИОР, 2016.- 214 с.
7. Аухадеева, Л. А. Коммуникативный фактор в воспитании детей с ограниченными возможностями [Текст] / Л. А. Аухадеева // Развитие региональной системы мед.-соц. экспертизы и реабилитации инвалидов: Матер. науч.-прак. конф. - Москва-Казань, 2004. - С. 186-193.
8. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Я - ребенок. Упражнения с пиктограммами / Л.Б. Баяева. - М.: Дрофа, 2007. - 245 с.
9. Бадарханова, Т.А. Использование приёмов альтернативной
коммуникации в работе с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Т.А. Бадарханова // Практическая дефектология, 2016. - № 2. - С. 26-30.
10. Битова, А.Л. Методы и приемы стимуляции речи у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития / А.Л. Битова // Логопедия, 2013. - № 2. - С. 40-41.
11. Бодалев, А.А. Личность в общении / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
12. Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Э. Бонди. — М.: Теревинф, 2011. - 189 с.
13. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987.
14. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
15. Гришина, Е.А. Иллюстрированный словарь иностранных слов / Е.А. Гришина. - АСТ, 2008...88