Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Личностные учебные действия в структуре базовых учебных
действий 9
1.2. Особенности сформированности личностных учебных действий у
младших школьников 16
1.3. Проблема изучения личностных учебных действий у младших
школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 34
2.1. Организация и описание методик констатирующего
эксперимента 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3 Методические рекомендации по формированию личностных учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом 59
Выводы по 2 главе 89
Заключение 91
Библиографический список 96
Приложения 108
Актуальность проблемы и темы исследования.
На современном этапе образования, с целью повышения эффективности обучения, необходим поиск новых методов и подходов, способствующих формированию у школьника положительной мотивации к обучению, умения учиться, получать и использовать знания в процессе самостоятельной жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, которая оказывает влияние на успешность обучения школьника. Для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе Федерального
Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), принятой в сентябре 2016 года, создана примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа (АООП) протокол от 22.12.2015 г. №4/15, в которой содержится раздел по формированию у обучающихся базовых учебных действий. Их сформированность обеспечивает успешное обучение ребенка в школе, овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Среди базовых учебных действий для детей с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом отдельное место занимают личностные учебные действия. Они обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение ребенка в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. В результате развития личностных учебных действий у обучающегося формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на этические нормы и их выполнение.
Также, актуальность данной темы обусловлена тем, что нами не было найдено работ по изучению личностных учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом, однако современная система образования предъявляет требования к изучению и формированию учебных действий у всех детей, обучающихся в образовательном учреждении. Все это подтверждает актуальность выбранной нами темы и обуславливает ее изучение с целью дальнейшего составления методических рекомендаций и коррекционных программ по формированию личностных учебных действий у младших школьников.
Проблема исследования, в соответствии с актуальностью изучаемого вопроса, заключается в отсутствии данных об особенностях сформированности личностных учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом и в отсутствии способов и методов их формирования у данной категории детей.
Цель исследования — изучение особенностей сформированности личностных учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом, и разработка дифференцированных методических рекомендаций по их формированию у данной категории детей, с учетом выявленных особенностей...
Изучение особенностей сформированное™ личностных учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом, проведенное нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность определяется, прежде всего, новой нормативно-правовой базой начального школьного образования детей с ограниченными возможностями (ФГОС НОО), во-вторых - недостаточной изученностью детей с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом. Недостаточность научно-практических исследований по данной категории детей не позволяет педагогам грамотно дифференцированно планировать содержание коррекционно-развивающей работы с этими детьми.
Поэтому своё исследование мы посвятили теоретическому и экспериментальному поиску оптимальных путей и средств формирования личностных учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - изучить особенности сформированности личностных учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью с детским церебральным параличом, и разработать методические рекомендации для педагогов и психологов образовательных учреждений по формированию личностных учебных действий у данной категории детей, с учетом выявленных особенностей.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
1) Анализ литературных источников по проблеме исследования;
2) Подбор диагностических методик для оценки особенностей сформированности личностных учебных действий у младших школьников;..
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Акатов. - М.: Владос, 2003. - 197 с.
2. Аксёнова, А. К. Русский язык. 4 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 271 с.
3. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В Алехина., М.А. Алексеева, Е.Л., Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - №1. - С. 32-36.
4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] / С.В. Алехина // Материалы проекта Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки. URL: http://psyj ournals.ru/edu economy wellbeing/issue/36287. shtml
5. Алехина, С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Р.Ф» / С.В. Алехина // Бюллетень Учебнометодического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. - 2013. - №1. - С. 4-7.
6. Алябьева, Е.А._Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.
7. Андреева, С. В. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г.Пскова: Программно-методическое пособие / Под ред. С. В. Андреевой. - Псков.: ПОИПКРО, 2000.- 140 с.
8. Асмолов, А. Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская и др.; под. Ред. А.Г. Асмолова. - 3е изд. - М.:
Просвещение, 2011. - 152 с.: ил.
9. Басилова, Т.А., Александрова, Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. - М.: Просвещение, 2008. - 111 с.
10. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно- методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 239 с.
11. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М.
Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007 - 181с.
12. Бгажнокова, И. М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл. / под ред. И. М. Бгажноковой - СПб.: Просвещение, 2011. - 239 с.
13. Беляева, О.Л. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт (монография) / О. Л. Беляева, Л. А. Брюховских, О. А. Козырева, Л. А. Сырвачева, О. А. Дмитриева // Издательство «Литера-принт». Краснояр. гос. пед.ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 148 с.
14. Берцфаи, Л. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач / Л. В. Берцфаи, А. В. Захарова. - Вопросы психологии. - 1975. - №6. - С. 59-67.
15. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 390 с...101