Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты в организации социокультурных 7
проектов в образовании
1.1. Социокультурный аспект современного образования 7
1.2. Формирование социокультурных ценностей в процессе 10 изучения информатики в основной школе
1.3. Организация проектной деятельности учащихся 12
Глава 2. Организация социокультурного проекта по теме 20 «Информационные технологии в обществе»
2.1. Цели и содержание обучения по теме «Информационные 20 технологии и общество»
2.2. Проект «Готов ли ты к ГТО?» 26
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 40
Список литературы 43
Приложение
A. Сводная таблица содержания обучения информатике в 49
основной школе
Б. Технологическая карта урока информатики 52
B. Итоговые работы обучающихся по созданию мини-проектов 58 в виде электронных презентаций
Г. Web-сайт «Готов ли ты к ГТО?» 61
Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, является обращение к личности обучаемых, а также требования информационного общества к подготовке специалиста, которые связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих требований и было принятие новых стандартов образования, которые направлены на создание условий для подготовки человека, способного к работе в изменяющихся социально-экономических условиях [35.С.36].
Школа, являясь социальным институтом, создает условия для того, чтобы обучающийся мог усваивать духовные ценности, проявлять природные способности и склонности, приобрести опыт взаимодействия и общения с реальным социальным окружением. Кроме этого образовательная среда школы является особой областью культуры, где происходит передача накопленного обществом социально значимого опыта, закладывается фундамент профессионального, гражданского, социального становления современного человека. Вместе с этим меняются и требования к образованию человека, призванного управлять сложной информационной системой жизнеобеспечения человечества, человеку, реализующему себя в информационном социуме [27.С.221].
Так как, современный период развития общества характеризуется все более набирающим силу процессом информатизации, одним из критериев социализации школьников следует считать умение использовать компьютерную технику и средства ИКТ для решения широкого спектра прикладных задач и переработки огромного количества информации. В связи с этим возникает необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе и развития у обучающихся разнообразных форм мышления, формирования умений организации собственной учебной деятельности, ориентации на деятельностную жизненную позицию, так как психологическая готовность к жизни в информационном обществе, компьютерная грамотность, культура пользования персональным компьютером как средством решения различных задач необходимы каждому человеку независимо от профессии. Реализация этих задач может осуществляться в рамках изучения любого предмета школьного курса, воспитательной деятельности педагогов, в том числе и в процессе изучения предметной области «Информатика»...
Раскрывая суть социокультурного аспекта современного образования, пришли к выводу, что включение социокультурных компонентов в содержание образования обусловлено необходимостью формирования системы ценностей, ответственного отношения человека к окружающему миру, освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в различных группах и сообществах, организацией такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в связи с общечеловеческой культуры и с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека.
Проанализировав социокультурные ценности в процессе изучения информатики в основной школе пришли к выводу, что влияние информационных технологий на все сферы деятельности человека связано с процессом информатизации образования.
Рассмотрев деятельность учащихся в технологии проектного обучения информатике мы пришли к выводу, что технологии проектного обучения информатике ориентированы не столько на присвоение новых знаний и формирование умений в пределах стандартов содержания образования, сколько на формирование социально-значимых качеств, таких как коммуникативная компетентность, умение принимать ответственные решения, навыки информационно-поисковой деятельности, развитие креативности и др. За счет объединения с другими общеобразовательными предметами, содержание проектов включает информацию из различных областей знания, что делает работу над проектом более практикоориентированным, чем выполнение заданий из учебников.
Проанализировав содержание обучения по теме «Информационные технологии и общество» пришли к выводу, что характерной чертой нового стандарта является его деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Поставленная цель может быть достигнута путем ориентации подростков на социально значимые для него ценности, на развитие духовного мира школьника, его нравственно-эстетической культуры. В связи с этим, чтобы добиться указанных задач на этапе реализации стандартов второго поколения, в школьном курсе информатики уделяется внимание основам социальной информатики, формированию у школьников умений осуществлять информационную деятельность, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы, протекающие в обществе.
В авторских концепциях изучение социальной информатики в системе основного общего образования представлено темой «Информационные технологии и общество». Тема изучается в 9 классе общеобразовательной средней школы. Ее содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Материалы работы были апробированы в процессе прохождения преддипломной практики в 9 классе. В процессе практики были организованны и проведены уроки информатики по темам:
— Информационные общество, информационное культура. Запуск проекта «Готов ли ты к ГТО?».
— Информационные ресурсы современного общества.
Подготовительный этап проекта «Готов ли ты к ГТО?».
— Этические и правовые нормы в информационной сфере. Основной этап проекта «Готов ли ты к ГТО?».
— Локальные и глобальные компьютерные сети. Заключительный этап проекта «Готов ли ты к ГТО?».
Работа над проектом показала, что обучающиеся познакомились с понятием информация, исследовали различные виды информации, нашли ответы на вопросы: как преобразовывать, как лучше представить информацию, какие технологии используются для сбора, обработки, хранения и передачи информации. Кроме этого, научились работать в команде, поддерживать друг друга, искать и находить, использовать различные способы поиска информации, отбирать среди огромного потока информации только нужные сведения, грамотно оформлять и защищать свой проект.
Организация и проведение уроков с проектной направленностью позволило обеспечить достижения у обучающихся как предметных, так и метапредметныех результатов, в частности: умение самостоятельно
планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Практическая часть работы представлена итоговыми работами обучающихся в виде мини-проектов, созданных в программе Power Point, созданным web-сайтом «Готов ли ты к ГТО?». Приложение к работе содержит сводную таблицу содержания обучения информатике в основной школе, анализ учебников школьного курса информатики и технологическую карту к уроку информатики по теме «Информационное общество. Информационная культура. Запуск проекта «Готов ли ты к ГТО? ».
В перспективе данная тема исследования может быть продолжена в рамках методической темы на следующий учебный год. Материалы работы могут быть использованы на уроках информатики в основной школе при организации социальных межпредметных проектов. Результаты работы могут найти применение в педагогической деятельности учителей информатики.
1. Адольф В.А. Степанова И.Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности // Информатика и образование. - 2013. - № 5. - С. 27-30.
2. Аствацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 176 с.
3. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.:
Просвещение, 2013. - 175 с.
4. Бейсенова Г.А. Проблемы образовательного знания в диапозитиве культуры. — Алматы: Искандер, 2005. - 311с.
5. Битянова Х.А., Школьная психологическая служба / М.Р. Битянова, ILIO. Пахомова // ИНФО: Информатика и образование. 2004. - № 2. -С. 95-96.
6. Бородин М.Н. О месте предмета «Информатика» в ФГОС // Информатика и образование. - 2013. - № 6. - С. 3-5.
7. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы, 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-88 с.
8. Будунов Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». - М.: АРКТИ, 2005. - 192 с.
9. Вамош Т. Приоритет человеческого фактора / Т. Вамош // Перспективы: вопросы образования. 2005. -№ 3. - С. 39-45.
10. Власенко В.А. Принципы организации информационной среды учебного проекта по информатике // Информатика и образование, 2013.
- №4.- С. 47-51.
11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
12. Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - М.: «Интеллект-Центр», 2013. - 196 с.
13. Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009.-304 с.
14. Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы / сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 576с.
15. Информология, информатика и образование: Справочное пособие / Под общ. Ред В.А. Извозчикова и И.В. Симоновой. - СПб.: КАРО, - 2004.304 с...49