ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 11
1.1. Подготовительно-организационный этап проектной деятельности 11
1.2. Методика выявления одаренных детей 15
1.3. Психолого-педагогические особенности учащихся основной и старшей школ 22
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 35
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 36
2.1. Особенности подготовки учителя физики к работе с одаренными детьми 36
2.2. Методика развития одаренности школьников на занятиях по физике 41
2.3. Система развивающих заданий по физике для одаренных детей 48
2.4 Педагогический эксперимент по применению разработанного метода для выявления одаренных учащихся в основной школе 59
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Приложения 69
Приложение 1 69
Приложение 2 69
Приложение 3 69
Актуальность исследования. Данное исследование в магистерской диссертации выполнено по разработке методики подготовки будущего учителя физике к проектированию системы работы с одаренными учащимися. Актуальность данного исследования подтверждается тем, что оно направлено на проектирование работы учителя с одаренными детьми. Одной из приоритетных государственных задач, выполнение которой реализуется в основном в школе, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей. Учитель должен планировать свою работу с одаренными учащимися в определенной логике, поэтапно, поставить для себя конкретную, действительно значимую цель, то есть создать проект своей деятельности с такими детьми, следовательно учитель должен быть способен и готов к проектной деятельности. Выделенная проектная компетенция предполагает наличие у учителя определенных знаний о проектной деятельности, сформированных умений организовывать проектную деятельность учащихся для разных возрастных групп и иметь опыт по организации такой деятельности с учащимися.
Данная магистерская диссертация посвящена проблеме подготовки будущего учителя физики к проектированию системы работы с одаренными учащимися.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность — тип деятельности, имеющий конкретную цель, определенные методы, способы, направленные на достижение результата деятельности [2].
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, человек оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора [1].
Проектная деятельность отличается рядом признаков от учебно - исследовательской[2].
• Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта.
• Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата.
• Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде...
В данной магистерской диссертации разработана методика подготовки будущего учителя физики к проектированию работы с одаренными детьми по физике. При изучении проблемы исследования были рассмотрены различные подходы к проектированию работы учителей и основные подходы к процессу установления одаренности, психолого - педагогические особенности учащихся основной и старшей школы; выделены некоторые особенности подготовки учителя физики к работе с одаренными детьми; разработана методика развития одаренности школьников на занятиях по физике, составлена система развивающих заданий для учеников средней и старшей школы, так же был проведен и проанализирован педагогический эксперимент и сделаны выводы по проделанной работе.
Задачи, поставленные в данной магистерской работе, были полностью выполнены и подтверждена гипотеза исследования.
По материалам выполненной работы были опубликованы 6 статьей, принималось участие в научных конференция и конкурсах научных докладов. В 2011 году исследовательский проект "Методика работы с одаренными детьми по физике" занял III место в номинации «Научное исследование» на Всероссийской студенческой олимпиаде по теории и методике обучения физике (г. Челябинск).
Проблема, рассматриваемая в выпускной квалификационной работе, является сложной и интересной, требует дальнейшего исследования в практике обучения физики в средних учебных заведениях.
1. Акишина Л.В. Работа со способными учащимися в процессе обучения физике./Автореферат кандидатской диссертации/Челябинск, 1994.- 17с,
2. Актуальные проблемы психологии и педагогики: Сборник научных трудов. - Красноярск: СибГ ТУ, 2009.- Выпуск 2.- 108с.
3. Анофрикова СВ., Стефанова Г.П. Обучение учащихся методу поиска ре-шения задач.//Физика в школе.- 1984.-№6.
4. Бабанский Ю.К. Развитие мышления учащихся в процессе изучения физики.//Физика в школе.-1966.-№4.
5. Ганезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: «Просвещение», 1984.-150с.
6. Гафурова Н.О., Чурилова Б.Ю. Один из принципов построения содержа¬ния образования для одаренных.//Современное образование.-2000.-№2.
7. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М.: «Просвещение», 1965.-295с.
8. Долгунов B.C. Некоторые вопросы развития творческого мышления учащихся на уроках физики.//Физика в школе.-1973 .-№4.
9. Ефимов В.В. В поле зрения учителя способные к физике ученики .//Физика в школе.-1988.-№2.
10. Золотов В.А. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: «Просвещение», 1981.-23 8с.
11. Купер Л. Физика для всех. 4.1. Классическая физика. - М.: Мир, 1973. - Предисловие автора.
12. Малофеев Р.Д. Творческие задания по физике. - М.: «Просвещение», 1979.-86с.
13. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология обр-ия. - 2-е изд. - М.: «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995.-496с.
14. Одаренные дети: Пер. с англ,/Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: «Прогресс», 1991. - 376с.
15. Педагогические условия развития творческих способностей уч-ся: Лек-ция. Челябинский гос-ый пед-ий институт.— 1995. - 12...30