ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 14
1.1 Проблема формирования познавательной мотивации в психолого-педагогической литературе 14
1.2 Особенности сформированности познавательной мотивации у детей
старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным зрением 23
1.3 Педагогические подходы к формированию познавательной мотивации у
детей с функциональными расстройствами зрения 33
Выводы по 1 главе 41
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
ЗРЕНИЯ 43
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрением 43
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 59
2.3 Методические рекомендации по развитию познавательной мотивации с
у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения 71
Выводы по 2 главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Дошкольное детство - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы маленького человека, когда ребёнок познает себя и окружающий его мир. Характерной чертой детей данного возраста является любознательность и переход от неё к устойчивой познавательной направленности ребёнка. Развиваясь, любознательность обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве. Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу.
Современные дети начинают учиться довольно рано, в возрасте шести лет они уже умеют читать и писать, а соответственно, сама подготовка начинается ещё раньше. Целевые ориентиры дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) направлены на всестороннее развитие личности, познавательной мотивации и подготовку ребенка к школе.
Среди разнообразных мотивов у дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе, но в возрасте шести-семи лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуативности может быть недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации у дошкольников, которая не является следствием возраста, но должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу.
Таким образом, при сформированной у дошкольника познавательной мотивации процесс дальнейшего обучения будет протекать наиболее эффективно, так как именно мотивация является побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Она содействует накоплению жизненного опыта, обогащению интеллекта.
Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблеме познавательной мотивации посвящено значительное количество исследований. Такие ученые, как Л.И. Божович, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин рассматривают познавательную мотивацию в аспекте активной умственной деятельности. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и Л.В. Занков - как условие развития самостоятельности и повышения познавательной активности. А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн считали познавательную мотивацию структурой, состоящей из потребностей индивида. Вопросам её формирования и развития у детей занимались Р.С. Буре, М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Н.Н. Поддъяков, Л.И. Солнцева, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина В.С. Юркевич и другие.
Однако многие работы касаются школьного возраста, хотя именно дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.
Проблема настоящего исследования заключается в развитии у дошкольника познавательной мотивации, как критерия успешной подготовки к школе и дальнейшего обучения . В связи с недостаточной методической разработанностью проблемы развития познавательной мотивации у детей с функциональными расстройствами зрения в образовательном процессе ДОО, так же остаются не исследованными вопросы о закономерностях развития познавательной мотивации у таких детей, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о роли взрослого и сверстника в ее становлении. Таким образом, проблема исследования предполагает поиск новых форм, методов и приемов, направленных на развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения, посещающих комбинированные группы дошкольных организаций.
Цель исследования - составление методических рекомендаций, направленных на развитие познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения в комбинированной группе дошкольной организации.
Объект исследования - познавательная мотивация у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения.
Гипотеза исследования: под познавательной мотивацией нами понимается внутренняя направленность человека на приобретение новых знаний об окружающем мире. Исходя из этого, мы предполагаем, что:
1) дети с сохранным и с нарушенным зрением имеют различную познавательную мотивацию;
2) на развитие познавательной мотивации у детей с функциональными расстройствами зрения будут влиять внутренние и внешние факторы, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Цель, объект, предмет, гипотеза исследования определили выдвижение следующих задач.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу научного и методического характера по проблеме исследования;
2) выделить экспериментальным путем уровни развития познавательной мотивации у детей с функциональными расстройствами зрения и детей без зрительной патологии и подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение особенностей сформированности познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения;
3) составить методические рекомендации, направленные на развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
• концептуальные подходы к определению понятий «мотив» и «мотивация» в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Р.С. Буре, Е.Л. Виноградова, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Э. Торндайк и другие);
• идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития;
• положение о ведущей роли деятельности в развитии личности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина;
• потребностно-мотивационная концепция Л.И. Божович;
• психолого-педагогические концепции о роли познавательной мотивации в воспитании и обучении детей А.И. Сорокиной, Г.И. Щукиной, Н.Н. Поддъякова, и других;
• педагогические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения В.З. Денискиной, Л.А. Дружининой, А.Т. Литвак, Г.В.Никулиной, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.В. Рудаковой, Л.И.Солнцевой, Б.К. Тупоногова, В.А. Феоктистовой и других.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы научного и методического характера по проблеме исследования .
2. Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент, сбор и анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к развитию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость заключается в методических рекомендациях, направленных на развитие познавательной мотивации старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения в условиях инклюзивного образования. Данные рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам, специалистам дошкольных образовательных организаций, а так же родителям, воспитывающих детей с нарушениями зрения.
Новизна исследования определяется тем, что:
• адаптированы диагностические методики по изучению познавательной мотивации у детей с функциональными расстройствами зрения;
• подобраны задания, направленные на развитие познавательной мотивации;
• определены условия предъявления наглядного материала детям с функциональными расстройствами зрения.
Базой для проведения экспериментального исследования стали МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 72» для детей с нарушениями зрения и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37» г. Братска Иркутской области.
Участниками исследования стали дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения и с сохранным зрением.
Апробация результатов представлена:
1. На научно- практических мероприятиях:
• Представление доклада по теме «Особенности познавательной мотивации детей с функциональными расстройствами зрения» в рамках XX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», КГПУ, г. Красноярск, 13 мая 2019 г.
2. Публикации:
• публикация статьи на тему «Особенности формирования пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» в сборнике материалов XI Международной научно-практической конференции «Современная наука: теоретический и практический взгляд», г. Таганрог, 20 августа 2018 г.
• публикация статьи на тему «Особенности познавательной мотивации детей с функциональными расстройствами зрения» в сборнике Молодёжь и наука XXI века «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», г. Красноярск, 13 мая 2019 г.
3. Представление педагогического опыта по проблемам организации образовательной, воспитательной и развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на стажировочной площадке с преподавателями Братского педагогического колледжа в 2018 г., г. Братск Иркутская область.
Структура работы: содержание исследовательской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 133 страницы текста и 13 страниц иллюстраций.
По итогам проделанной работы можно заключить, что тема формирования познавательной мотивации у дошкольников довольно актуальна на сегодняшний день в условиях новой нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: ФГОС ДО, Примерные АООП ДО для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие, слабовидящие, слепые), а также недостаточного количества методических материалов, позволяющих педагогам грамотно выстроить коррекционно-развивающую и образовательную деятельности с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп дошкольных образовательных организаций.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить понятие познавательной мотивации, как внутренней направленности человека на познание нового и связанной с другими смежными понятиями, такими как: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная деятельность, познавательная активность, познавательная потребность, которые напрямую с ней взаимодействуют.
Далее мы изучили возрастные особенности сформированности познавательной мотивации старших дошкольников с нормальным зрением и с функциональными расстройствами зрения, придя к выводу, что возраст 6-7 лет является сензитивным периодом для ее формирования и выявили, что сформированность мотивации в познании у этих групп детей отличается. Дошкольники с косоглазием и амблиопией имеют менее выраженную познавательную мотивацию в отличии от своих видящих сверстников.
Для практического обоснования проблемы в рамках эмпирического исследования нами был подобран диагностический комплекс и разработаны критерии оценки результатов для определения уровня сформированности познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения. Комплекс включает в себя диагностические задания на выявление уровня сформированности таких компонентов познавательной мотивации как: любознательность, познавательный интерес, познавательная активность и познавательная деятельность.
В результате качественной оценки экспериментальных данных исследования нами отмечено, что на уровень развития познавательной мотивации детей со зрительными нарушениями влияют следующие особенности:
- снижены любознательность и познавательный интерес на фоне суженного сенсорного опыта;
- снижена познавательная активность в условиях зрительной депривации;
- снижена познавательная деятельность в связи с трудностями пространственной ориентировки и проблемами зрительно-моторной координации;
- испытывают трудности в общении со взрослыми и другими детьми.
Сниженная мотивации в познании у детей со зрительными нарушениями является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития такого ребенка, а также одной из причин, порождающих трудности в образовательной деятельности, поскольку определяет степень школьной адаптации ребёнка в будущем, его учебную успеваемость и личностный рост.
С целью коррекции данных особенностей нами разработаны методические рекомендации для педагогов по повышению мотивации детей в процессе образовательной деятельности посредством квест-занятий в группах комбинированной направленности ДОО.
Мы полагаем, что данные методические рекомендации будут способствовать развитию познавательной мотивации и снижению, выявленных в ходе эмпирического исследования, особенностей сформированности этой мотивации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла своё подтверждение в данной работе.
1. Агаева, И.Б. Теория и практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: коллективная монография // И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.- 290 с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: 1984. - 187 с.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 128с.
4. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей / М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6. В помощь тифлопедагогу ДОУ: Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов // Авторы-сост. Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цецеро, 2010. - 187 с.
7. Васильева, Е.М. Логические задачи как дидактическое средство развития зрительного восприятия старших дошкольников с амблиопией и косоглазием / Е.М. Васильева, Е.Н. Фидрикова // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. - СПб.: 1999. - С. 32-38.
8. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование - 2004. - № 2. - С 43- 46.
9. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников: автореферат дис.канд. психол. наук: 19.00.13 /Моск. гор. психол. - пед. ин-т. - М.: 2004. - 20 с.
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 261 с.
11. Гусева, М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И., Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М.Р. Гусева, В.Г. Дмитриев, Л.И. Плаксина. - М.: «Просвещение», 1978г.
12. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Гуткина. - М.: МГППУ, 2002. - 68 с.
13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн./ Н.И. Гуткина.- СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
14. Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения/ В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С. 4-14.
15. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
16. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Дружинина Лилия Александровна. - Ин-т коррекц. педагогики РАО. - М.: 2000. - 21 с.
17. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л. А. Дружинина. - М.: Экзамен, 2006. - 159 с.
18. Дубровина, И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан// Академия, 2003. - 368 с.
19. Жохов, В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: метод.пособие / В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина// Всерос. об-во слепых. - М.: ВОС, 1989. - 52 с.
20. Замашнюк, Е.В. Организационно-педагогическое обеспечение зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Замашнюк Елена Вадимовна. - СПб. - 2005. - 24 с.
21. Земцова, М.И. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях. Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» / Сост. М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. -М.: МП СССР, 1978. - 21с.
22. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
23. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - СПб.: Питер, 2006 - 205 с.
24. Козлова, С.А. Хочу быть.. .дворником! Нет, лучше изобретателем! / С.А. Козлова, С. Кожокарь // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 10 - С. 103 - 109.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова// - М.: Издательский центр «Академия». - 2000. - 416 с.
26. Круглова, Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка / Н.Ф. Круглова. - М.: Эксмо, 2010. - 124 с.
27. Крыжановская, Н.В. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7 - С.121-125 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2016/56102.htm
28. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. Учебное пособие для ВУЗов / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Басилова и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 стр.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., Смысл, 2005. - 297 с.
30. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - М., 2001. - 218 с.
31. Мишин, М.А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией/ М. А. Мишин, И. А. Смирнова, З. Н. Тюбекина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк.: ежегод. науч. - метод. жур. - 2003. - № 4. - С. 12-24.
32. Никулина, Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием: (Психол.-пед. основы работы по развитию зрител. восприятия в условиях образоват. учреждения общ. назначения): учеб.пособие / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Артюкевич// Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. - 86 с.
33. Никулина, Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с.
34. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003 - 320 с.
35. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей. Книга для учителя / Р.М. Миронова. - Минск. -1989. - 176 с.
36. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
37. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
38. Плаксина, Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико¬педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян // Ин-т коррекц. педагогики РАО. - М.: ГороД, - 1998. - 230 с.
39. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.: Город, 1998. - 262 с.
40. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.10 / Плаксина Любовь Ивановна // Ин-т коррекц. педагогики Рос.акад. образования. - М., 1998. - 49 с.
41. Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология: Науч.-метод. журн. № 4 / Рос. акад. образование, Ин-т коррекционной педагогики РАО,- М.: Изд-во «ШКОЛА-ПРЕСС», 2008. - С.64 - 68.
42. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет)/ сост. Т.В. Хабарова. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 96 с.
43. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы
и новые технологии: сборник статей/ авт. -сост. Т.В. Волосовец,
И.Л.Кириллов, Л.М.Кларина; под.ред. Т.В. Волосовец, И.Л.Кириллова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 128 с.- (Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный ПАРК»).
44. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/
45. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://inclusive-center.ru/proekty-primen-adap-prog/
46. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов / Под ред. С.Д. Ермакова. — СПб.: Питер, 1996. - 211с.
47. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. — М., 1958.
48. Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения/ Л.С. Сековец. - Н.Новгород, Изд. Ю.А. Николаев, 2001. - 168 с.
49. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: "Полиграф сервис", 2000. - 250 с.
50. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1998. - № 4
51. Солнцева, Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. - М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 с.
52. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
53. Фомичева, Л.В. Дошкольное воспитание детей с нарушениями зрения/ Л.В. Фомичева // Профессионально-образовательные программы подготовки бакалавров педагогики-тифлопедагогов / РГПУ.- СПб., 1996.- С.57-61.
54. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и
воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и
гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Ф. Фомичева. - Санкт- Петербург: КАРО, 2007. - 249 с.
55. Фомичева, Л.В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением / Л.В. Фомичева // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: методич. пособие / Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга.- СПб., 1995. - С. 75-92.
56. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
57. Чевычелова, Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. ФГОС ДО / Е.А. Чевычелова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 124 с.
58. Шумакова, Н.Б. Возраст вопросов / Н.Б. Шумакова. - М.: Знание, 1990. - 78 с.
59. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Речь, 1988.- 189 с.
60. Alexander J.M. The development of conceptual interests in young children /J.M. Alexander, K.E. Johnson, M.E. Leibham, K. Kelley // Cognitive Development, 2008. - Vol. 23, № 2 P. 324—334.
61. Harris R.S. Motivation and School Readiness: What Is Missing From Current Asses7 sments of Preschooler's Readiness for Kindergarten? // NHSA Dia¬log: A Research7to7 Practice Journal for the Early Childhood Field, 2007. - Vol. 10, № 3—4. P. 151—163.
62. Viljaranta J. Cross7lagged relations between task motivation and per-formance in arith7 metic and literacy in kindergarten / J. Viljaranta, M.7K. Lerk- kanen, A.7M. Poikkeus, K. Aunola, J.7E Nurmi // Learning and Instruction, 2009.- Vol. 19, № 4 P. 335—344.