МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛАБОРАТОРНЫХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 8
§1. Теоретические основы применения лабораторных работ при обучении математике 8
§2. Возможности интерактивных геометрических систем как виртуальных лабораторий с точки зрения их использования на занятиях лабораторного типа при изучении школьной математики. ..17 §3. Основные требования к организации лабораторных работ с использованием среды «Живая математика» 21
§4. Об основных видах лабораторных работ по геометрии для 7-9 классов и уровнях организации лабораторно-исследовательского обучения на базе системы динамической геометрии Живая математика
27
ГЛАВА 2. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» 33
§5. Содержание компьютерного лабораторного практикума по геометрии в 7 классе 33
§6. Содержание компьютерного лабораторного практикума по геометрии в 8 классе 45
§7. Содержание компьютерного лабораторного практикума по геометрии в 9 классе 58
§8. Эффективность применения компьютерного лабораторного практикума при обучении геометрии в основной школе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛАБОРАТОРНЫХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 8
§1. Теоретические основы применения лабораторных работ при обучении математике 8
§2. Возможности интерактивных геометрических систем как виртуальных лабораторий с точки зрения их использования на занятиях лабораторного типа при изучении школьной математики. ..17 §3. Основные требования к организации лабораторных работ с использованием среды «Живая математика» 21
§4. Об основных видах лабораторных работ по геометрии для 7-9 классов и уровнях организации лабораторно-исследовательского обучения на базе системы динамической геометрии Живая математика
27
ГЛАВА 2. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» 33
§5. Содержание компьютерного лабораторного практикума по геометрии в 7 классе 33
§6. Содержание компьютерного лабораторного практикума по геометрии в 8 классе 45
§7. Содержание компьютерного лабораторного практикума по геометрии в 9 классе 58
§8. Эффективность применения компьютерного лабораторного практикума при обучении геометрии в основной школе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Вопросу использования на уроках математики лабораторных работ всегда уделялось достаточно много внимания. Однако средства, которые были в распоряжении учителя математики в докомпьютерное время, не позволяли им эффективно использовать эту форму обучения. Современные школы, находясь в условиях ИКТ насыщенной среды, имеют возможность качественно обучать математике, используя для этого среду «Живая математика» как виртуальную лабораторию. Для этого необходимо подготовить для учителей и учащихся соответствующие методические рекомендации и программные разработки.
Актуальностью данного вопроса является то, что современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества - информатизация образования. В современных условиях главная задача образования - формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, ее анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности. Но существует проблема: повышения эффективности образовательной деятельности, поэтому можно предположить, что применение ИКТ при обучении математики способствует формированию у учащихся положительных мотивов учения и активизирует познавательные интересы в ходе учебной деятельности.
Информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень образованности человека.
На сегодняшний день складывается противоречие между огромными возможностями компьютерной техники, в том числе использование мультимедиа информации и существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно - урочную систему. И если изменить стандарты образования не в компетенции учителя, то вписать в традиционную классно - урочную систему компьютерный урок может и должен каждый учитель и каждый учитель преследует цель: повышение эффективности обучение математике в условиях общеобразовательной школы через использование в учебном процессе информационно - коммуникационных технологий.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Необходимо разнообразить формы и виды уроков с помощью следующих приемов и средств: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; обеспечение положительной мотивации обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; усовершенствование контроля знаний; рациональной организации учебного процесса.
Применение информационных технологий позволяет изменить способы организации учебного процесса с помощью специально разработанных мультимедиа ресурсов. При этом качественное усвоения теоретического материала может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе.
Целью данной работы является изучение методических возможностей системы динамической геометрии (СДГ) «Живая математика» как средства обучения геометрии с использованием лабораторных работ в основной школе...
Актуальностью данного вопроса является то, что современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества - информатизация образования. В современных условиях главная задача образования - формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, ее анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности. Но существует проблема: повышения эффективности образовательной деятельности, поэтому можно предположить, что применение ИКТ при обучении математики способствует формированию у учащихся положительных мотивов учения и активизирует познавательные интересы в ходе учебной деятельности.
Информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень образованности человека.
На сегодняшний день складывается противоречие между огромными возможностями компьютерной техники, в том числе использование мультимедиа информации и существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно - урочную систему. И если изменить стандарты образования не в компетенции учителя, то вписать в традиционную классно - урочную систему компьютерный урок может и должен каждый учитель и каждый учитель преследует цель: повышение эффективности обучение математике в условиях общеобразовательной школы через использование в учебном процессе информационно - коммуникационных технологий.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Необходимо разнообразить формы и виды уроков с помощью следующих приемов и средств: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; обеспечение положительной мотивации обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; усовершенствование контроля знаний; рациональной организации учебного процесса.
Применение информационных технологий позволяет изменить способы организации учебного процесса с помощью специально разработанных мультимедиа ресурсов. При этом качественное усвоения теоретического материала может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе.
Целью данной работы является изучение методических возможностей системы динамической геометрии (СДГ) «Живая математика» как средства обучения геометрии с использованием лабораторных работ в основной школе...
При написании диссертационной работы был проанализирован большой объем математической, психолого-педагогической и методической литературы с целью рассмотрения вопросов, связанных с возможностями и целесообразностью использования лабораторных работ с использованием СДГ при обучении математики. Был проведен анализ учебных пособий по алгебре и геометрии средней школы, а также мы изучили нормативные документы по математике.
В данной работе рассмотрены понятие лабораторной работы, цели использования их в курсе математики, требования к их организации.
Итак, лабораторная работа способствует достижению таких целей обучения математике, как:
- образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования ИКТ инструментов, совершенствование знаний учащихся и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико-ориентированных задач;
- воспитательные: формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;
- развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположения, опровергать ошибочные обобщения и суждения, развитие способности учащихся работать в коллективе, а также интереса к изучаемому предмету.
При этом лабораторная работа выступает в роли метода, формы и средства обучения. Авторы различных методических пособий определяют лабораторную работу по-разному. Некоторые говорят, что лабораторная работа - это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания. Другие рассматривают лабораторную работу как форму или средство обучения математики. Мы сделали вывод, что лабораторная работа - это не только форма проведения занятия, но и средство, оказывающее сильное воздействие на весь процесс обучения математике, и метод, позволяющий достичь поставленных целей.
Были выделены лабораторные работы различных типов и рассмотрена возможность применения таких работ на уроках математики. Это такие работы как:
- лабораторно-исследовательские работы, направленные на проведение учащимися компьютерных экспериментов с целью выдвижения гипотез;
- лабораторно-иллюстративные работы, направленные на проведение учащимися экспериментов с целью подтверждения математических положений;
- лабораторно-практические работы, направленные на проведение учащимися экспериментов с целью овладения практическими навыками;
- обобщающие лабораторные работы, направленные на проведение учащимися экспериментов с целью систематизации и обобщения изученного материала.
А также выделены требования к организации и проведению лабораторных работ.
Для того, чтобы работа была эффективной, необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Поэтому мы рассмотрели особенности подросткового периода. И сделали вывод, что лабораторная работа соответствует возрастным особенностям учеников 7 - 9 классов.
Также мы провели анализ лабораторных работ по математике, предлагаемых в литературе для учителей и учащихся, с целью выявления такого факта: соответствуют ли лабораторные работы, предлагаемые в методических пособиях, требованиям к их организации. Результатом этого анализа является вывод, что предлагаемые работы грамотно составлены, но в них не указываются ни оборудование к работе, ни деление учеников на группы, ни способ подготовки к этим работам, ни время, которое следует отвести на ее выполнение.
После этого мы составили двадцать четыре лабораторных работы по геометрии и методические рекомендации к ним.
Итак, в результате была достигнута поставленная цель: мы изучили и показали методические особенности использования СДГ «Живая математика» как средства обучения геометрии с использованием лабораторных работ на уроках математики 7-9 классов средней общеобразовательной школы.
При достижении этой цели были решены задачи: изучение и исследование учебно-методической литературы по теме; выявление сущности и содержания метода лабораторных работ при обучении математике; проведение классификации лабораторных работ; анализ лабораторных работ, предложенных в различной математической и методической литературе; изучение динамических, конструктивных и вычислительных возможностей СДГ «Живая математика»; разработка лабораторных работ с использованием системы динамической геометрии «Живая математика»; составление методических рекомендаций по организации и проведению лабораторных работ; осуществление экспериментальной апробации системы лабораторных работ и опытной проверки эффективности её сопровождения в СДГ «Живая математика».
В данной работе рассмотрены понятие лабораторной работы, цели использования их в курсе математики, требования к их организации.
Итак, лабораторная работа способствует достижению таких целей обучения математике, как:
- образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования ИКТ инструментов, совершенствование знаний учащихся и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико-ориентированных задач;
- воспитательные: формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;
- развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположения, опровергать ошибочные обобщения и суждения, развитие способности учащихся работать в коллективе, а также интереса к изучаемому предмету.
При этом лабораторная работа выступает в роли метода, формы и средства обучения. Авторы различных методических пособий определяют лабораторную работу по-разному. Некоторые говорят, что лабораторная работа - это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания. Другие рассматривают лабораторную работу как форму или средство обучения математики. Мы сделали вывод, что лабораторная работа - это не только форма проведения занятия, но и средство, оказывающее сильное воздействие на весь процесс обучения математике, и метод, позволяющий достичь поставленных целей.
Были выделены лабораторные работы различных типов и рассмотрена возможность применения таких работ на уроках математики. Это такие работы как:
- лабораторно-исследовательские работы, направленные на проведение учащимися компьютерных экспериментов с целью выдвижения гипотез;
- лабораторно-иллюстративные работы, направленные на проведение учащимися экспериментов с целью подтверждения математических положений;
- лабораторно-практические работы, направленные на проведение учащимися экспериментов с целью овладения практическими навыками;
- обобщающие лабораторные работы, направленные на проведение учащимися экспериментов с целью систематизации и обобщения изученного материала.
А также выделены требования к организации и проведению лабораторных работ.
Для того, чтобы работа была эффективной, необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Поэтому мы рассмотрели особенности подросткового периода. И сделали вывод, что лабораторная работа соответствует возрастным особенностям учеников 7 - 9 классов.
Также мы провели анализ лабораторных работ по математике, предлагаемых в литературе для учителей и учащихся, с целью выявления такого факта: соответствуют ли лабораторные работы, предлагаемые в методических пособиях, требованиям к их организации. Результатом этого анализа является вывод, что предлагаемые работы грамотно составлены, но в них не указываются ни оборудование к работе, ни деление учеников на группы, ни способ подготовки к этим работам, ни время, которое следует отвести на ее выполнение.
После этого мы составили двадцать четыре лабораторных работы по геометрии и методические рекомендации к ним.
Итак, в результате была достигнута поставленная цель: мы изучили и показали методические особенности использования СДГ «Живая математика» как средства обучения геометрии с использованием лабораторных работ на уроках математики 7-9 классов средней общеобразовательной школы.
При достижении этой цели были решены задачи: изучение и исследование учебно-методической литературы по теме; выявление сущности и содержания метода лабораторных работ при обучении математике; проведение классификации лабораторных работ; анализ лабораторных работ, предложенных в различной математической и методической литературе; изучение динамических, конструктивных и вычислительных возможностей СДГ «Живая математика»; разработка лабораторных работ с использованием системы динамической геометрии «Живая математика»; составление методических рекомендаций по организации и проведению лабораторных работ; осуществление экспериментальной апробации системы лабораторных работ и опытной проверки эффективности её сопровождения в СДГ «Живая математика».



