Введение 9
Глава 1. Теоретические основы управления образовательной средой
школы искусств 16
1.1. Методы и подходы управления образовательной средой 16
1.2. Особенности образовательной среды школы искусств 26
1.3. Специфика управления образовательной средой в школе искусств 36
Глава 2. Анализ управления образовательной средой школы искусств..49
2.1. Анализ существующего процесса управления в школе искусств 49
2.2. Методы выявления творческих способностей субъектов образовательной
среды 62
2.3. Механизмы совершенствования процесса управления образовательной
средой в школе искусств 76
Глава 3. Апробация модели управления образовательной средой школы
искусств 87
3.1. Модель управления образовательной средой школы искусств 87
3.2. Педагогический эксперимент по апробации модели управления (на
примере МБУДО "ДШИ №15") 98
3.3. Анализ результатов апробации модели 110
Заключение 119
Список использованных источников и литературы 122
Приложения 128
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса управления школой искусств. Современные значительные социальные и экономические перемены, происходящие в Российском обществе, непосредственно затрагивают всю систему образования, и дополнительное образование, как неотъемлемую частью образовательного и культурного пространства России, в том числе. В связи с необходимостью быстрой адаптации к новым условиям и требованиям, обучающиеся должны обладать потенциалом творческого саморазвития. Задачей современной школы искусств является формирование творчески активной личности выпускника. Одной из наиболее актуальных проблем становится необходимость построения модели такой образовательной среды, в которой бы эффективно стимулировался творческий потенциал обучающихся.
Школа искусств - уникальное педагогическое явление отечественной системы непрерывного образования в области искусства, участвующее в решении таких глобальных задач, как - развитие человеческого капитала страны, укрепления культурной среды, подготовки граждан с активным творческим потенциалом, готовых к созидательному труду во всех сферах деятельности современного общества. Сохранение и развитие сети детских школ искусств поставлено в ряд первоочередных задач федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Конкурентные преимущества дополнительного образования отражены в Концепции развития дополнительного образования детей и проявляются в: свободном личностном выборе деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативности содержания и форм организации образовательного процесса; доступности для каждого; адаптивности к возникающим изменениям. А так же в Концепции подчеркивается, что система дополнительного образования детей в наилучшей степени способствует созданию той самой атмосферы комфортности и "ситуации успеха" (по JI.C. Выготскому), партнерских отношений, которые способствуют воспитанию и социальному становлению личности . Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей, как система влияний и условий формирования личности, возможности для ее развития, является важнейшим фактором развития- креативности как условия творческой самореализации детей.
Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования занимались И.В. Бестужев-Лада, П.П. Блонский, A.A. Бодалев, В.П. Голованов, Д.Н. Грибов, О.И. Донина, В.А. Караковский, М.Б. Коваль, А.В. Кузнецов, Л.Г. Логинова, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, И.И. Фришман и др.
Образовательную среду учреждений дополнительного образования исследовали JI.A. Баренбойм, Ф.М. Блуменфельд, В.Г. Воронцова, Г.А. Ковалев, с. Т. Шацкий, В.А. Ясвин и др.
Наиболее продуктивно осуществлены исследования феномена творчества и разработка методов развития творческих способностей в рамках гуманистического направления в психологии (Г. Айзенк, Г.С. Альтшуллер, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.И Дружинин, А. Маслоу, H.H. Никитина, Я.А. Пономарев, С. Роджерс, Б.М. Теплов, Э. Фромм и др.).
Отдельные аспекты проблемы творческого развития в системе дополнительного образования детей рассматривали В. А. Березина, A.B. Волохов, В.П. Голованов, Д.Л. Джонсон, А.Г Заховаева, В.В. Покунаров, Е.В. Серединцева, О.В. Ташлыкова, М.И. Рожков и др.
...
Учреждения дополнительного образования детей, которые являют собой одну из самых эффективных форм педагогической деятельности, которая направлена на развитие способностей, склонностей и интересов, социального становления и профессионального самоопределения подрастающего поколения, играют значительную роль в решении задач, поставленных в Концепции модернизации современного российского образования.[20] В соответствии с основными мировыми тенденциями происходит перенос акцента на то, чтобы обучающиеся усвоили не только определенные знания, но и развивали свою личность, познавательные и созидательные способности с целью формирования единой системы универсальных знаний, умений, навыков. Ключевыми компетенциями становятся - опыт личной ответственности и самостоятельной деятельности обучающихся.
Актуальность выбранной темы и разработки модели управления обусловлена необходимостью совершенствования процесса управления образовательной средой школы искусств. Под управлением мы понимаем процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
Цель экспериментальной работы была определена следующим образом: определить влияние образовательной среды на раскрытие творческого потенциала субъектов образовательной среды школы искусств.
Поставленные задачи были выполнены: раскрыто содержание понятия "образовательная среда" и выявлена ее роль в эффективной творческой самореализации детей; изучены и описаны методы выявления творческих способностей субъектов образовательной среды в школе искусств; разработана структурно-функциональную модель процесса управления образовательной средой школы искусств; предложена программа мероприятий, реализация которой будет способствовать развитию творческих способностей и креативности субъектов образовательной среды.
Использованные методы исследования: теоретические (изучения нормативно-правовых актов, анализ психологической, педагогической литературы, обобщение, систематизация, моделирование процесса управления образовательной средой); эмпирические (наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности - задания по композиции, выполненные обучающимися, индивидуальный учебный план, внутришкольные творческие мероприятия, изучение и обобщение опыта деятельности ДШИ); теоретические конкретно-научные методы - метод стратегического анализа (SWOT-анализ); диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, самооценки).
Базой исследования стала МБУДО "ДШИ №15" г. Красноярска и в нём приняли участие преподаватели школы, обучающиеся и родители.
В работе рассмотрены теоретические основы управления образовательной средой школы искусств. Раскрыты теоретические основы, методы и подходы управления в сфере дополнительного образования, особенности образовательной среды школы искусств, а также специфика управления образовательной средой в школе искусств. Проведен анализ существующей системы управления образовательной средой на примере муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "ДШИ №15" и рассмотрены методы выявления творческих способностей субъектов образовательной среды. Предложены механизмы совершенствования процесса управления образовательной средой в школе искусств, а так же ряд мероприятий, направленных на повышение качества образовательного процесса. Была описана модель управления, приведены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы по апробации предложенной модели управления.
...
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273/РФ "Об образовании Российской Федерации" // Собрание законодательств РФ. -2012.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №1244р О концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 20082015 годы (с изменениями и дополнениями).
3. Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г.
4. Гурова В.Я. // Управление развитием образовательной среды школы в социокультурном территориальном пространстве: дис. канд. пед. наук.- Москва, 2003 г.
5. Ларина В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Самара, 2008 г.
6. Лебеденко И.М. // Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: Дис. к.п.н. (13.00.08). - М., 2011. - 261 с.
7. Петлина Т.П. // Формирование инженерно-графических умений у студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2007. - 188 с.
8. Умярова Е. Ю. // Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в образовательной среде детской школы искусств: дисс. канд. псих. наук. - Самара, 2010 г.
9. Андреев В.И. / Педагогика высшей школы. Инновационнопрогностический курс: учеб. пособие.// Андреев В.И. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.
10. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофес
сиональных общеобразовательных программ в области искусств: монография: сборник материалов для детских школ искусств //Аракелова А.О. - Москва : Минкультуры России, 2012. - 118 с.
11. Алисов Е. А. / Проектирование образовательной среды на основе сенсорно- экологического подхода // Алисов Е. А. Педагогическое образование и наука - 2008. -№11. -С.92-97
12. Борытко Н.М., И.А. Соловцова / Управление образовательными системами. Учебник для студентов педагогических вузов // Борытко Н.М., И.А. Соловцова Волгоград 2006 г.
13. Брижатова, С. Б. Современное состояние региональной культурной политики в регионе / С. Б. Брижанова // Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и региона : материалы Второй Омской региональной научнопрактической конференции ; отв. ред. Г. Г. Волощенко, Н. М. Генова.-Омск : Издатель Полиграфист, 2009.-186 с.
14. Буданова, Г.П., Буйлова, Л.Н. // Вопросы дополнительного образования детей в национальной образовательной политике Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - URL:http://dopedu.ru/stati/voprosi- dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-natsionalnoy-obrazovatelnoy-politike- rossiyskoy-federatsii (Дата обращения 11.09.2014).
15. Буйлова, Л.Н. Становление и развитие дополнительного образования в России: исторический контекст / [Электронный ресурс]. - URL: http://dopedu.ru/stati/stanovlenie-i-razvitie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v- rossii-istoricheskiy-kontekst (Дата обращения 11.09.2014).
... всего 44 источников