Введение 3
Глава I. Туран — первое русское поселение в Туве 5
1.1. Что обозначает топоним «Туран»? 5
1.2. Первые русские поселенцы 7
1.3. Первые культурные учреждения Турана 10
1.4. Туранская средняя школа №1 — первая в республике II
1.5. Лев Иванович Ефименко 13
1.6. Илья Афанасьевич Уланов 14
1.7. Юрий Михайлович Некрасов 15
Выводы по первой главе 16
Глава И. О первых учителях русского языка в тувинской школе Лыскове И
2.1.1. «Учительница первая моя» воспоминания О. М. Дамчай 21
2.2. Статья Татьяны Кызыл-оол об учителе русского языка Л, М.
Татубулиной и учителе физической культуры Клименкова Тимофея Сергеевича 2'
2.3. Воспоминания Голиковой Л. А. об учителях русского языка Сидоренковой Т.М. Шатохиной 24
2.4. Жизнь по завету Учителя В.М. Лыскова 2(
2.5. Династия учителей русского языка 2'
Выводы по второй главе 3.
Глава III. Изучение русского языка в настоящее время 3?
3.1. Методическое объединение учителей русского языка МБОУ СОШ №2 Турана: цели и задачи 3.
3.2. Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (из
опыта работы учителя русского языка Е. В. Монгуш) 5
Выводы по третьей главе 6.
Заключение 61
Список использованной литературы 7
В 2010 году в столице Тувы — г. Кызыле был открыт памятник первым русским учителям, воздвигнутый в Год учителя. Памятник стал данью тем Учителям, которые вначале XX века несли свет знаний в далекую и незнакомую Туву.
2014 год объявлен годом русского языка. Для россиян имеет огромное значение знание русского языка. С. Я. Маршак справедливо заметил: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Русский язык - мост к познанию всего того, что выработало человечество. В год столетия единения с Россией актуально вспомнить и о тех гражданах России, которые жили в Русской самоуправляющейся колонии в Туве. Одними из тех многих были первый школьный учитель школы № 1 г. Турана Лев Иванович Ефименко, первый директор школы № 1 Илья Афанасьевич Уланов, учитель русского языка школы № 2 г. Турана Василий Мартемьянович Лысков.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения русского языка в прошлом и настоящем.
Гипотеза: знание истории изучения русского языка в Пий-Хемском кожууне способствует формированию у школьников прочных знаний об истории изучения русского языка в Туве, пропаганде и распространению русского языка среди тувинской молодежи.
Цель исследования: обратиться к истокам, акцентировать внимание на становление, развитие и достижения в преподавании русского языка в Пий- Хемском кожууне. Систематизировать материал о первых учителях русского языка.
Задачи:
— собрать материал о первых гоДах функционирования школ № 1 и № 2 города Турана;
— обрать материал о первых учителях русского языка;
— собрать материал о династии учителей;
— систематизировать собранный материал;
— обобщить опыт работы учителей русского языка и литературы.
Новизна исследования: собран и систематизирован материал о первых учителях русского языка в Пий-Хемском кожууне; обобщен опыт учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Турана.
Основные методы исследования: исследование биографических связей между фазами жизненного пути и осмысление влияния основных событий на судьбы человека. Диагностика личных изменений в результате жизненных событий.
Объект исследования — изучение русского языка в Пий-Хемском кожууне.
Предмет исследования — история изучения русского языка в г. Туране и достижения учителей русского языка и литературы в МБОУ СОШ №2 г. Турана.
Практическая значимость: материал о первом учителе русского языка № 2 г. Турана школы является частью нашей истории. Наш долг - сохранить историческую память и передать потомкам. В работе представлен ценный материал о первом учителе русского языка Туранской средней школы № 2, о первых годах функционирования школы, первых учителях и учениках. Работа богато иллюстрирована редкими фотодокументами, отражающими период с 1939 по 2005 годы. Это результат огромной поисково-исследовательской работы. Данный труд будет актуален и востребован всеми, кто интересуется историей, краеведением.
Материалом исследования явились газетные публикации О. М. Дамчай Первый учитель русского языка. «Центр Азии» - Кызыл. 2010.- № 7, С. 4
Кызыл-оол Т. Школьные подруги и педагоги-небожители. «Центр Азии» - Кызыл. 2009. - № 51, С.4., материалы НПК «Шаг в будущее»
Апробация ВКР осуществлялась на заседании ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Турана в 2015 г., на НПК студентов ТывГУ в 2015 году.
Структура ВКР состоит из введения, трех глав, библиографии, заключения и приложения.
«Развитие русского языка должно быть поставлено в один ряд с экономическими приоритетами республики», - эти слова прозвучали на состоявшемся 26 июня 2016 года заседании Совета гражданских инициатив при
Главе Республики Тува, которое полностью было посвящено проблеме владения русским языком жителями Тувы.
Создано Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в Республике Тыва. Главная задача ассоциации — привлечь внимание широкой общественности к проблемам преподавания русского языка и литературы, объединить усилия учителей в повышении качества преподавания русского языка и литературы, принять активное участие в реализации разработанной Правительством республики государственной программы по сохранению, развитию и популяризации русского языка.
Постановлением республики Тыва от 18 октября 2013 года № 608 утверждена государственная программа Республики Тыва «Развитие русского языка на 2014-2018 годы», направленная на развитие, поддержку, сохранение и функционирование русского языка с целью консолидации российского общества, гармоничного развития человека, его интеграции в социально¬экономическое и культурное пространство страны.
Основной языковой политики в Республике Тыва является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного тувинско-русского и русско-тувинского двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного и языка межнационального общения всем населением республики, создание условий для гармоничного взаимодействия русского языка с тувинским и другими языками Республики Тыва.
Главная задача М/О учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Турана - повышение качества образования и воспитания учащихся. Учителя внедряют в практику работы учителей современные образовательные технологии. Формируют культуру качественного использования информационных технологий на уроке. Повышают теоретическое, методическое, профессиональное мастерство учителя. Изучают достижения передового педагогического опыта
В работу ШМО внедряют взаимопосещаемость уроков, которые анализируются коллегами для выработки рекомендаций, направленных на повышение качества успеваемости. А также работа МО учителей русского языка и литературы совершенствуется на личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, который умеет разрабатывать и реализовывать проекты в сфере профессиональной деятельности.
1. Быстрова Е. А. Коммуникативная компетенция методика и преподавание родного языка// Русский язык в школе.1996. № 1. С. 20-23.
2. Верещагина Т. Е. Туран. Абакан 2005.
3. Ветвитский В. Г. «Занимательное языкознание». - М, Л., 1996.
4. Гершунский Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. 2001. № 10. С. 3-12.
5. Дюжева О. А. Развитие речи. 5-9 инновационная технология обучения - Волгоград: Учитель, 2012, - 167 с. 12. Вартаням Э. Из жизни слов. - М., 1975.
6. Государственная программа Республики Тыва «Развитие русского языка на 2014-2018 гг.» Кызыл, 2013.
7. Иргит О. О. Материалы республиканской научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных специалистов как одно из условий реализации губернаторских проектов». - Кызыл: Издательско — полиграфический отдел «Билиг» Института развития национальной школы. 2015. С. 19.
8. Крамаренко И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащимися средствами мониторинга.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 1 С. 37-42.
9. Некрасов Н.Ю. Вот солдаты идут...
10. Некрасов Ю. М. Первая в республике. Кызыл 2007.
11. Панасюк В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса.СПб.; М., 1997.
12. Поташник М.М. Управление качеством образованиея. Монография и методическое пособие. М., 2000.
13. Приступа Г.Н. Русский язык — инструмент познания и средство воспитания. М.: Наука, 2010.139 с.
14. Сегленмей С. Ф. Что делать с русским языком в Туве? // Русский язык в Туве. 2013. № 5 . С. 2-4
15. Стрелкова Л. Ф. Литература 5-11 кл.: технологии проблемного и развивающего обучения. - Волгоград: Учитель, 2012, - 189 с.
16. Успенский М. Б. «Когда закончились уроки». С-Пб. «ПРОСВЕЩЕНИЕ».1992.
17. Бурхинов Д. М., Халудорова Л. Е., Цыреторов Б. Ш. «Спасибо за урок». II часть. 11.Дюжева О. А. Развитие речи. 5-9 инновационная технология обучения - Волгоград: Учитель, 2012,-167с. 12. Вартаням Э. Из жизни слов. - М., 1975.
18. Русский язык. 5-11 кл: технология педагогических мастерских.- Волгоград: Учитель, 2012,-191с.
19. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.
20. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий УУД.- Волгоград: Учитель, 2013, - 99 с.
21. Салчак К. Б., Салчак Л. П. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Кызыл 2003.
22. Дамчай О. М. Первый учитель русского языка. «Центр Азии» - Кызыл.2010.- №7, С.4
23. Кызыл-оол Т. Школьные подруги и педагоги-небожители. «Центр Азии» - Кызыл. 2009. - № 51, С. 4.