Особенности преподавания химических дисциплин в медицинском университете
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Образовательный процесс в медицинском университете в рамках ФГОС ВПО III и ФГОС ВО.
1.1. Проблемы преподавания дисциплины «Химия»
студентам первого курса медицинского вуза 9
1.2. Задачи преподавания дисциплины «Химия»
студентам первого курса медицинского вуза 13
1.3. Требования к освоению химических дисциплин
согласно ФГОС ВО 19
1.4. Организация внеаудиторной работы студентов 20
1.5. Преподавание химических дисциплин
студентам фармацевтического факультета 21
ГЛАВА 2. Преподавание химических дисциплин студентам медицинских и околомедицинских специальностей ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.
2.1. Химические дисциплины в ООП медицинских
и околомедицинских специальностей. Формируемые компетенции 24
2.2. Разработка студенческих олимпиад по химии 41
2.2.1. Олимпиада «Химия в стоматологии» 41
2.2.2. Олимпиада по органической химии 45
2.3. Конкурсы плакатов в рамках УИРС 47
2.4. Методическое обеспечение учебного процесса 52
2.5. Оценка сформированности общепрофессиональных компетенций
2.5.1. Оценка исходного уровня химической грамотности и
формирование ОПК при изучении дисциплины «Химия» студентами специальности «Стоматология» 53
2.5.2. Оценка исходного уровня химической грамотности и формирование ОПК при изучении дисциплины «Органическая химия» студентами специальности «Фармация» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. Образовательный процесс в медицинском университете в рамках ФГОС ВПО III и ФГОС ВО.
1.1. Проблемы преподавания дисциплины «Химия»
студентам первого курса медицинского вуза 9
1.2. Задачи преподавания дисциплины «Химия»
студентам первого курса медицинского вуза 13
1.3. Требования к освоению химических дисциплин
согласно ФГОС ВО 19
1.4. Организация внеаудиторной работы студентов 20
1.5. Преподавание химических дисциплин
студентам фармацевтического факультета 21
ГЛАВА 2. Преподавание химических дисциплин студентам медицинских и околомедицинских специальностей ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.
2.1. Химические дисциплины в ООП медицинских
и околомедицинских специальностей. Формируемые компетенции 24
2.2. Разработка студенческих олимпиад по химии 41
2.2.1. Олимпиада «Химия в стоматологии» 41
2.2.2. Олимпиада по органической химии 45
2.3. Конкурсы плакатов в рамках УИРС 47
2.4. Методическое обеспечение учебного процесса 52
2.5. Оценка сформированности общепрофессиональных компетенций
2.5.1. Оценка исходного уровня химической грамотности и
формирование ОПК при изучении дисциплины «Химия» студентами специальности «Стоматология» 53
2.5.2. Оценка исходного уровня химической грамотности и формирование ОПК при изучении дисциплины «Органическая химия» студентами специальности «Фармация» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Современной педагогической наукой осознана необходимость перехода от механического запоминания учебной информации, накопления простой суммы знаний - к развитию разных форм мышления, прежде всего понятийного мышления, связанного с пониманием сущности учебной информации. Перед высшей школой стоит задача научить студентов самостоятельно мыслить, анализировать и усваивать информацию, и на этой основе формировать у них целостное миропонимание и научное мировоззрение. Эта задача во многом определяет направление совершенствования учебно-воспитательного процесса, результаты которого обусловлены требованиями ФГОС ВО [1].
Одной из важнейших проблем качества профессионального образования является проблема проектирования содержания образования как системы профессионально значимых компетенций, овладение которыми в образовательном процессе предполагает готовность выпускников учебных заведений к будущей профессиональной деятельности [2]. Компетентностный подход, на основе которого в соответствии с ФГОС ВО осуществляется подготовка специалиста медицинского профиля, выдвигает на первое место не информированность студентов, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной деятельности, в личностном самоопределении.
Общепрофессиональные компетенции предполагают сформированность первоначального уровня способности и готовности к конкретной профессиональной деятельности. Общепрофессиональные компетенции можно приобрести при овладении методами конкретной работы, принятии участия в обсуждении и решении профессиональных проблем разнообразного характера.
Под формированием общепрофессиональных компетенций студентов вуза понимается процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности, приобретение обучающимися опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях. Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно- образовательного процесса в вузе. На основе сформированности общепрофессиональных компетенций закладывается формирование у студентов специальных профессиональных компетенций [3].
Химические дисциплины являются неотъемлемой частью естественнонаучного образования врача и провизора. Организм человека - сложная высокоорганизованная, высокоупорядоченная система, постоянно обменивающаяся с внешней средой веществом и энергией. Все биохимические процессы в организме подчиняются общим законам и закономерностям химии, однако, имеют особенности, связанные с их протеканием в открытой системе, наличием биологических катализаторов - ферментов, которые обладают особыми свойствами благодаря их белковой природе. Поэтому особенностью изучения химии в медицинском вузе является приложение фундаментальных химических законов, закономерностей к пониманию функционирования живого организма как сложной биохимической системы. Химия как учебная дисциплина - основа для освоения теоретических и клинических дисциплин. Курс химии необходим для формирования экологической культуры, здорового образа жизни, как у студентов, так и у населения, с которым будет связана их профессиональная деятельность.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке условий, необходимых для формирования общепрофессиональных компетенций (ОПК) у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин.
Объектом исследования является процесс обучения химическим дисциплинам студентов медицинских и околомедицинских специальностей.
Предметом исследования является методика формирования профессионально значимых компетенций у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин.
Гипотеза исследования содержит предположение о том, что процесс формирования общепрофессиональных компетенций у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин будет эффективным, если:
- рабочие программы химических дисциплин будут адаптированы для медицинских и околомедицинских специальностей.
- будет произведен тщательный отбор изучаемого материала для аудиторной работы в рамках дефицита учебного времени.
- теоретический материал будет закрепляться лабораторным практикумом в соответствии со специальностью (направлением подготовки).
- будет грамотно организована самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
Для достижения цели исследования и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть опыт преподавания химических дисциплин в медицинских вузах страны.
2. Разработать тематические планы лекций и лабораторных занятий по химии для студентов медицинского университета.
3. Разработать задания тематических олимпиад для студентов медицинских и околомедицинских специальностей.
4. Разработать и внедрить в учебный процесс наглядные учебные пособия по химии для студентов.
5. Проверить экспериментальным путем уровень сформированности общепрофессиональных компетенций студентов в результате изучения химических дисциплин.
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ научной литературы;
2. Эмпирический - педагогический эксперимент;
3. Анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в том, что будут выявлены особенности преподавания химических дисциплин в медицинском университете, важные для формирования общепрофессиональных компетенций будущих врачей и провизоров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рабочие программы дисциплин «Химия» (факультет фундаментального медицинского образования, специальность «Стоматология»), «Органическая химия» (фармацевтический факультет); методические рекомендации для преподавателя к лабораторным занятиям по дисциплинам «Химия» (факультет фундаментального медицинского образования, специальность «Стоматология»), «Органическая химия» (фармацевтический факультет); наглядные учебные пособия для студентов, задания для проведения тематических олимпиад «Химия в стоматологии» и «Органическая химия».
В реализации педагогического исследования принимали участие студенты 1 курса факультета фундаментального медицинского образования (специальность 31.05.03 - «Стоматология», 11 человек, 2016-2017 учебный год) и студенты 2 курса фармацевтического (медико-психолого-
фармацевтического факультета) (специальность 33.05.01 - «Фармация», 12 человек, 2016-2017 учебный год) КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно- Ясенецкого.
Одной из важнейших проблем качества профессионального образования является проблема проектирования содержания образования как системы профессионально значимых компетенций, овладение которыми в образовательном процессе предполагает готовность выпускников учебных заведений к будущей профессиональной деятельности [2]. Компетентностный подход, на основе которого в соответствии с ФГОС ВО осуществляется подготовка специалиста медицинского профиля, выдвигает на первое место не информированность студентов, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной деятельности, в личностном самоопределении.
Общепрофессиональные компетенции предполагают сформированность первоначального уровня способности и готовности к конкретной профессиональной деятельности. Общепрофессиональные компетенции можно приобрести при овладении методами конкретной работы, принятии участия в обсуждении и решении профессиональных проблем разнообразного характера.
Под формированием общепрофессиональных компетенций студентов вуза понимается процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности, приобретение обучающимися опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях. Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно- образовательного процесса в вузе. На основе сформированности общепрофессиональных компетенций закладывается формирование у студентов специальных профессиональных компетенций [3].
Химические дисциплины являются неотъемлемой частью естественнонаучного образования врача и провизора. Организм человека - сложная высокоорганизованная, высокоупорядоченная система, постоянно обменивающаяся с внешней средой веществом и энергией. Все биохимические процессы в организме подчиняются общим законам и закономерностям химии, однако, имеют особенности, связанные с их протеканием в открытой системе, наличием биологических катализаторов - ферментов, которые обладают особыми свойствами благодаря их белковой природе. Поэтому особенностью изучения химии в медицинском вузе является приложение фундаментальных химических законов, закономерностей к пониманию функционирования живого организма как сложной биохимической системы. Химия как учебная дисциплина - основа для освоения теоретических и клинических дисциплин. Курс химии необходим для формирования экологической культуры, здорового образа жизни, как у студентов, так и у населения, с которым будет связана их профессиональная деятельность.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке условий, необходимых для формирования общепрофессиональных компетенций (ОПК) у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин.
Объектом исследования является процесс обучения химическим дисциплинам студентов медицинских и околомедицинских специальностей.
Предметом исследования является методика формирования профессионально значимых компетенций у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин.
Гипотеза исследования содержит предположение о том, что процесс формирования общепрофессиональных компетенций у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин будет эффективным, если:
- рабочие программы химических дисциплин будут адаптированы для медицинских и околомедицинских специальностей.
- будет произведен тщательный отбор изучаемого материала для аудиторной работы в рамках дефицита учебного времени.
- теоретический материал будет закрепляться лабораторным практикумом в соответствии со специальностью (направлением подготовки).
- будет грамотно организована самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
Для достижения цели исследования и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть опыт преподавания химических дисциплин в медицинских вузах страны.
2. Разработать тематические планы лекций и лабораторных занятий по химии для студентов медицинского университета.
3. Разработать задания тематических олимпиад для студентов медицинских и околомедицинских специальностей.
4. Разработать и внедрить в учебный процесс наглядные учебные пособия по химии для студентов.
5. Проверить экспериментальным путем уровень сформированности общепрофессиональных компетенций студентов в результате изучения химических дисциплин.
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ научной литературы;
2. Эмпирический - педагогический эксперимент;
3. Анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в том, что будут выявлены особенности преподавания химических дисциплин в медицинском университете, важные для формирования общепрофессиональных компетенций будущих врачей и провизоров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рабочие программы дисциплин «Химия» (факультет фундаментального медицинского образования, специальность «Стоматология»), «Органическая химия» (фармацевтический факультет); методические рекомендации для преподавателя к лабораторным занятиям по дисциплинам «Химия» (факультет фундаментального медицинского образования, специальность «Стоматология»), «Органическая химия» (фармацевтический факультет); наглядные учебные пособия для студентов, задания для проведения тематических олимпиад «Химия в стоматологии» и «Органическая химия».
В реализации педагогического исследования принимали участие студенты 1 курса факультета фундаментального медицинского образования (специальность 31.05.03 - «Стоматология», 11 человек, 2016-2017 учебный год) и студенты 2 курса фармацевтического (медико-психолого-
фармацевтического факультета) (специальность 33.05.01 - «Фармация», 12 человек, 2016-2017 учебный год) КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно- Ясенецкого.
Одной из актуальных проблем современного медицинского и фармацевтического образования является его качество и конкурентоспособность выпускаемых специалистов, успешность которых зависит от уровня сформированности компетенций, в том числе общепрофессиональных. Организация учебного процесса - это один из главных факторов, влияющих на эффективность и качество подготовки врачей и провизоров.
В соответствии с целью и задачами исследования были получены следующие результаты:
1) Проведен анализ и выявлены особенности преподавания химических дисциплин в медицинском университете студентам медицинских и околомедицинских специальностей;
2) Для рабочих программ по дисциплинам «Химия» (специальность «Стоматология» и «Органическая химия» (специальность «Фармация») составлены тематические планы лекций и лабораторных занятий согласно ФГОС ВО, разработаны и внедрены в учебный процесс наглядные пособия по химии, разработаны задания тематических олимпиад по химическим дисциплинам.
3) Опытным путем апробированы условия, необходимые для формирования общепрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза, проведен качественный анализ уровня сформированности компетенций с использованием оценочных средств, обозначенных в рабочих программах дисциплин.
Гипотеза исследования, содержавшая предположение о том, что процесс формирования общепрофессиональных компетенций у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин будет эффективным, если преподавание химических дисциплин будет адаптировано для студентов медицинских и околомедицинских специальностей, подтвердилась.
Использование модульного подхода при разработке рабочих программ дисциплин, компетентностно-ориентированные ситуационные задачи и лабораторный практикум согласно специальности, реализация наглядного подхода и активных методов в обучении способствуют эффективному формированию общепрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза.
В соответствии с целью и задачами исследования были получены следующие результаты:
1) Проведен анализ и выявлены особенности преподавания химических дисциплин в медицинском университете студентам медицинских и околомедицинских специальностей;
2) Для рабочих программ по дисциплинам «Химия» (специальность «Стоматология» и «Органическая химия» (специальность «Фармация») составлены тематические планы лекций и лабораторных занятий согласно ФГОС ВО, разработаны и внедрены в учебный процесс наглядные пособия по химии, разработаны задания тематических олимпиад по химическим дисциплинам.
3) Опытным путем апробированы условия, необходимые для формирования общепрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза, проведен качественный анализ уровня сформированности компетенций с использованием оценочных средств, обозначенных в рабочих программах дисциплин.
Гипотеза исследования, содержавшая предположение о том, что процесс формирования общепрофессиональных компетенций у студентов медицинского университета при изучении химических дисциплин будет эффективным, если преподавание химических дисциплин будет адаптировано для студентов медицинских и околомедицинских специальностей, подтвердилась.
Использование модульного подхода при разработке рабочих программ дисциплин, компетентностно-ориентированные ситуационные задачи и лабораторный практикум согласно специальности, реализация наглядного подхода и активных методов в обучении способствуют эффективному формированию общепрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТЕРМИНОЛОГИЯ КАРДИОЛОГИИ В НЕМЕЦКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Модели экономического анализа предприятия как инструмент выявления рисков и yгроз для его стратегического планирования на современном этапе
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Актуальные проблемы квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПРАКТИКИ ЗОЖ НА ПРИМЕРЕ ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Наглядные пособия как средство развития познавательного интереса у студентов профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



