Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности преподавания школьного курса физики в новой образовательной практике

Работа №156757

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. МЕТОДОЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Основные документы содержания общего школьного физического образования
1.2. Анализ содержания школьного курса физики основной школы
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методика организации образовательного процесса на
примере курса физики в 7 классе
2.2. Методика формирования естественнонаучных понятий 42
2.3. Результаты педагогического эксперимента 64
Заключение 67
Литература 68
Приложения 70

Актуальность темы исследования. Внедрение в образовательную практику российских школ стандартов нового поколения стало закономерным результатом многолетних реформ, которые осуществлялись в системе среднего образования. Пересмотр самой образовательной парадигмы не мог не сопровождаться коренными изменениями.
Подведя черту под целым пластом концептуальных, организационно-методических и содержательных преобразований, ФГОС нового поколения одновременно стали отправной точкой новой волны реформ, теперь уже разворачивающихся на уровне отдельных школ, педагогических коллективов, отдельно взятых учителей. И это тоже закономерность, ведь школьные учителя оказались в ситуации объективной необходимости пересмотра привычных для них подходов к организации и реализации учебного процесса. Хорошо освоенные ими методики ведения уроков в знаниевой парадигме перестали удовлетворять требованиям к уровню теоретической и практической подготовки современных школьников по всем, без исключения, учебным дисциплинам. Главной же задачей учителя, как считают многие исследователи стало умение отбирать для построения современного образовательного процесса целесообразные, последовательные методические подходы и использовать их в наиболее подходящем и оптимальном соотношении.
Попытки найти решение проблемы выполнения требований ФГОС привели к тому, что учителя-практики, не готовые к смене методических подходов, сконцентрировали свои усилия на разработке разнообразных элективных курсов и программ подготовки «продвинутого» уровня, то есть вывели решение этой проблемы из плоскости общеобразовательной деятельности школьников на уроках в плоскость внеурочной деятельности, что искажает саму суть в современном школьном образовании.
Такой маневр особенно часто стали использовать преподаватели дисциплин естественнонаучного цикла, ведь к данной образовательной области новые ФГОС предъявляют особые требования, а именно: формирование у школьника в процессе обучения полноценного естественнонаучного мышления, целостной естественнонаучной картины мира с пониманием сути её составляющих и взаимосвязей между ними.
Разворот в сторону достижения высоких результатов образовательной деятельности через элективные курсы и иные формы внеурочной деятельности школьников, несомненно, позволил многим учителям продемонстрировать хорошие результаты. Однако это не позволило разрешить обозначенное выше противоречие. Более того, достижение стало результатом «не для всех», а только для тех, кто посещает элективные курсы и иные внеучебные занятия по физике, что прямо противоречит требованиям ФГОС.
Наличие вышеуказанного противоречия обусловило выбор темы исследования и её актуальность.
Степень научной разработанности. На общетеоретическом уровне проблема особенностей преподавания школьного курса физики в новой образовательной практике разрабатывалась многими учёными в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания. Среди исследований, посвящённых современному педагогическому образованию, можно назвать труды Асмолов А. Г., Дронов В. П., Бухаркина М. Ю. и Полат Е. С.
Проанализировав опыт отечественных ученых по обогащению содержания школьного курса физики, мы приходим к выводу о том, что вопросы реализации современного подхода при изучении дисциплин естественнонаучного цикла рассматриваются современными учёными достаточно активно.
Проблема настоящего исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каким должен быть методический подход к организации изучения школьниками общеобразовательного курса физики, планированию его содержания, чтобы сделать возможным достижение результатов образовательной деятельности, предусмотренных ФГОС.
Целью настоящей работы является проектирование образовательного процесса по физике в основной школе, через активную учебную деятельность учащихся.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение ряда задач:
1. Анализ содержания школьного физического образования;
2. Анализ нормативных документов;
3. Рассмотреть методы организации образовательного процесса на примере курса физики в 7 классе;
4. Разработка методического пособия для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений по организации образовательного процесса на уроках физики в новых образовательных условиях;
5. Провести констатирующий педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения педагогической и методической литературы по предмету, проектирование методического пособия.
Объектом исследования является организация процесса обучения физике в средней школе.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная методика преподавание школьного курса физике в новой образовательной практике позволит добиться высоких результатов при изучении предмета, а так же побед на олимпиадах разного уровня.
Новизна исследования заключается необходимостью обновления школьного физического образования, для создания оптимальных условий развития каждого ученика, для воспитания человека с новым уровнем сознания, способного к самооценке и критическому мышлению, основанному на естественнонаучном мировоззрении. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить школьника ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть обучающийся должен научиться ставить перед собой учебную задачу и самостоятельно решать ее.
Практическое значение работы состоит в разработке методического пособия по организации образовательного процесса по физике в средней школе для 7-х классов.
На защиту выносятся следующие положения:
- Для улучшения организации процесса обучения у учащихся основной школы можно использовать систему заданий с поэтапным формированием универсальных учебных действий на уроках физики.
- Уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся повышается на основе внедрения спроектированной системы заданий.
Апробация исследования. Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения №144 (МБОУ СШ №144»). Численность учащихся, включённых в педагогический эксперимент, составила 51 человек: два 7-х класса с нормативной наполняемостью в 25 и 26 человек соответственно.
По теме исследования была опубликована статьи:
1. Семчина И.В. Преподавание физики в условиях новых образовательных стандартов. Материалы научно-практической конференции. Молодежь и наука. Красноярск 2015 г.
Магистерская диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, приложений. Объем текста диссертационной работы составляет 115 страницы, список использованных источников включает 17 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью магистерской диссертации было проектирование и конструирование образовательной среды развития обучающихся, через активную учебно-познавательную деятельность.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
• Проанализирован Федеральный Государственный Общеобразовательный стандарт полного (общего) образования (ФГОС);
• Проанализировано содержания школьного физического образования;
• Проанализированы нормативные документы;
• Рассмотрены методы организации образовательного процесса на примере курса физики в 7 классе;
• Разработано методическое пособие для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений по организации образовательного процесса на уроках физики;
• Проведен констатирующий педагогический эксперимент.
В результате предложенной нами организации учебной деятельности по физике учащиеся будут отвечать требованиям к уровню подготовки обучающихся:
• владеть методами научного познания;
• владеть основными понятиями и законами физики;
• воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
Разработанные методические рекомендации для учителя и учащихся, могут быть использованы в образовательном процессе при проведении уроков физики. В дальнейшем требуется апробировать данную методику и для других разделов физики.



1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли // Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008 - 524 с.
2. Барилов, Е. С., Мендерецький, В. В. Компетентностный подход в изучении физики // Научные исследования Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. Физико - математические науки. - Выпуск 7. - 2010. - 160 с.
3. Бухольцев С.Н. Проектная деятельность на уроках физики./ С.Н. Бухольцев / Система образования и науки. Бурятия 2009.
4. Гутник Е. М., Перышкин А. В. Тематическое планирование Учебник А.В. Перышкин, Физика 7 класс. .//. 2-е изд.- М.: 2013. - 283 с.
5. Зинковский В.И. Проблемы преподавания физики в основной и старшей школах в современных условиях // Потенциал. 2013. №4.- с. 11-15.
6. Коровин В.А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике // Сост. - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2001 - 261 с.
7. Марон А.Е., Е.А.Марон, Дидактические материалы «Физика-7 класс». - М. Дрофа, 2007 - 314 с.
8. Перышкин А.В Физика. 7 класс. Учебник.//. 2-е изд.- М.: 2013. - 224 с.
9. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 класс.// 2-е изд., стер. - М.: 2013. - 224 с.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.14 № 1067 // Российская газета. - 2014 г. - № 253.
11. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».
12. Реализация ФГОС в школе, как условие социального благополучия школьника // РОСФГОС.РУ URL: https://rosfgos.ru/fgos -po-angliyskomu- yazyiku/programma-angliiskiy-fgos/realizatsiya-fgos-v-nachalnoy-shkole- kak-uslovie-sotsialnogo-blagopoluchiya-rebenka.html (дата обращения: 03.03.2015).
13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов. ПЕДАГОГИКА
Е.Н.: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений / — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
14. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения» Основная школа. - М.: «Просвещение», 2011.
15. Тесленко В.И., Эверст Н.А., Залезная Т.А.Профессиональное
становление будущего учителя физики в обнавленном педагогическом образовании: монография/; Краснояр. Гос. пед. Ун-т им. В.П.
Астафьева.-Красноярск, 2008.-380 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
17. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2009. — 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ