Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проявления агрессии у младших школьников ... 7
1.1 Основные подходы к изучению агрессии личности 7
1.2 Возрастные характеристики младшего школьного возраста. Особенности
проявления агрессии у младших школьников 14
1.3 Профилактика и способы коррекции проявлений агрессии у младших
школьников 23
Выводы по главе I 31
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению проявлений агрессии у младших школьников 34
2.1 Методическая организация исследования 34
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3 Разработка коррекционной программы 50
Выводы по главе II 58
Заключение 59
Список используемых источников 62
Приложения
Актуальность исследования. Изучению агрессии посвящено большое количество исследований. В работах, направленных на исследование агрессии, подчеркивается, что она может являться негативной чертой личности, когда проявления агрессии приводит к разрушающим последствиям. А также агрессия может быть конструктивной, в тех случаях, когда индивид отстаивает свое мнение, несмотря на возникающие противоречия, при этом, не причиняя ущерба окружающим.
Применение агрессии является необходимым в тех случаях, когда она проявляется с целью отстаивания своих прав свобод, интересов и независимости, но при этом, не нарушая права, свободы, интересы и независимость окружающих. Агрессия в данных случаях способствует адаптации личности в обществе, что является важным условием для ее полноценного развития.
Но необходимо заметить, что в большинстве существующих в науке определениях агрессии, подчеркивается, что это форма поведения, которая содержит в себе действия и высказывания, причиняющие как физические, так и моральные страдания, объекту агрессии.
Проблема изучения агрессии является актуальной на протяжении длительного времени, что обоснованно ее деструктивным влиянием на жизнь общества. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей, которые сходятся во мнении, что проявление агрессии служит способом достижения целей и удовлетворения потребностей.
Агрессия у детей проявляется в упрямстве, драчливости, приступах гнева, ярости, негодовании, желании обидеть, унизить, оскорбить, а также властности, неумении понять интересы другого, завышенной самооценке, разрушительных действиях.
Агрессия у детей не только сохраняется, но и усиливается с возрастом и со временем становится устойчивым качеством личности, в связи с этим снижается потенциал развития ребенка, возможность его личностного развития, а также ребенок, проявляющий агрессию, неспособен выстраивать полноценною коммуникацию с окружающими.
В образовательных учреждениях и психологических службах начальной школы не уделяется должного внимания аспектам изучения проявления агрессии младшими школьниками, что затрудняет организацию работы психолога, а также способствует тому, что педагоги не располагают информацией о способах взаимодействий с детьми, проявляющими агрессию, что приводит к ее усилению.
Дети, проявляющие агрессию, создают трудности для учителя в процессе организации воспитательной работы, так как агрессия является одной из наиболее распространенным форм нарушения поведения.
Выявление причин проявлений агрессии и педагогическое воздействие поможет решить эту проблему. Следовательно, изучение, а также организация работы, направленной на коррекцию и профилактику агрессии очень важна, в связи с тем, что проявления агрессии затрудняет взаимодействие педагога с детьми, проявляющими агрессию, и, следовательно, препятствует полноценному осуществлению образовательного и воспитательного процесса.
Многие исследователи занимались проблемой изучения агрессии, как отечественные (Л. С. Выготский, Н. Д. Левитов, Л. М. Семенюк, С. Л. Соловьева), так и зарубежные (А. Басс, К. Лоренц), а также в своих работах рассматривают различные способы коррекции проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста, что, несомненно, говорит об актуальности данной проблемы.
Цель работы - выявить особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - агрессия младшего школьника.
Предмет исследования - особенности проявления агрессии младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что дети в младшем школьном возрасте проявляют агрессию используя гнев, враждебность и импульсивность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения проявлений агрессии младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение проявлений агрессии у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень проявления агрессии младших школьников.
5. Разработать программу, направленную на устранение проявлений агрессии у младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Опросные методы.
3. Проективные методы.
4. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ Гимназия №5, в нем приняли участие 53 обучающихся в возрасте 8-10 лет. Период проведения констатирующего эксперимента: 28.08.17г. - 17. 10.17г.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя следующие составные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты проявления агрессии у младших школьников, вторая глава включает в себя экспериментальное исследование по изучению проявлений агрессии у младших школьников; заключение; список использованных источников; приложения.
Проблема проявления агрессии детьми младшего школьного возраста в настоящее время является актуальной. В современном мире дети уже с раннего детства проявляют агрессию, а к младшему школьному возрасту, агрессия уже становится качеством личности, поэтому необходимо выявлять случаи ее проявления и проводить работу, направленную на ее коррекцию и профилактику. Агрессию в самом общем виде можно определить как поведение, направленное на причинение вреда окружающим.
1. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены основные подходы к определению агрессии личности. В результате проведенной работы мы выявили, что все имеющиеся взгляды на исследуемое понятие можно объединить в три группы: агрессия как поведение, агрессия как психическое состояние, а также агрессия, рассматриваемая учеными комплексно, то есть, данный взгляд объединяет существующие взгляды на трактовку агрессии в единое целое. Помимо этого, в ходе работы мы обратили внимание на возрастные характеристики и особенности проявления агрессии младшими школьниками. Кратко охарактеризуем их. Основными особенностями младшего школьного возраста являются смена социальной ситуации развития, ведущей деятельности, формирование новообразований: рефлексия, развитие внутреннего плана действий, изменяется отношение к познавательной деятельности, действия приобретают произвольный характер, а также происходит ориентация на группу сверстников, помимо этого дети в младшем школьном возрасте начинают эмоционально-ценностно относиться к миру. Все это, по мнению психологов, оказывает влияние на возникновения проявлений агрессии, а также на ее особенности проявления детьми младшего школьного возраста. Ученые отмечают, что младшие школьники, проявляющие агрессию, эмоционально неустойчивы, озлоблены и грубы к окружающим. У таких детей неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности. Вместе с тем психологи отмечают, что для младших школьников, проявляющих агрессию, характерны такие признаки как невнимание к другим детям и неспособность понимать их, они испытывают трудности в понимании чувств окружающих, не задумываются о последствиях своих поступков, а также они менее миролюбивы, чем их сверстники, не проявляющие агрессию. Также, анализ литературы позволил выделить причины проявления агрессии младшими школьниками, к которым относятся достижения своих целей, удовлетворения потребностей, снятие напряжения, а также проявления агрессии могут служить способом удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Необходимо заметить, что психологи едины во мнении по поводу того, что чем старше становится ребенок, тем сильнее агрессия приобретает враждебный оттенок. Это является особенностью проявления агрессии детьми. Также в ходе анализа литературы мы рассмотрели различные способы коррекции и профилактики проявлений агрессии у младших школьников. В качестве эффективных способов исследователи выделяют игротерапию, сказкотерапию, песочную терапию и музыкотерапию. Помимо этого ученые отмечают, что эта работа должна проводиться психологом во взаимодействии с родителями и учителями, детей проявляющих агрессию.
2. Помимо этого, на основе анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены следующие критерии, позволяющие проследить особенности проявления агрессии у детей младшего школьного возраста: враждебность, гнев и импульсивность. Далее на основании этих критериев мы подобрали диагностический комплекс, включающий следующие методики: опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова, опросник BPAQ-24, опросник Басса-Дарки, проективный тест «Несуществующее животное».
3. Кроме того в ходе работы был проведен констатирующий эксперимент. В результате проведения констатирующего эксперимента были изучены особенности проявления агрессии у детей младшего школьного возраста, а также описан актуальный уровень проявления агрессии младших школьников. По результатам эксперимента были выявлены дети младшего школьного возраста с высоким (77%), средним (23%) и низким (0%) уровнем проявления агрессии. Кратко охарактеризуем каждую группу. Дети с низким уровнем проявления агрессии целенаправленны, их эмоциональные реакции соответствуют ситуациям, а также они положительно относятся к окружающим их людям, предметам и явлениям. У младших школьников со средним уровнем проявления агрессии, их целенаправленность, эмоциональные реакции, а также отношение к людям зависят от конкретной ситуации. Для младших школьников с высоким уровнем проявления агрессии характерно отсутствия целенаправленности, их эмоциональные реакции не соответствуют ситуациям, а также они негативно относятся к окружающим. Следовательно, полученные данные подтвердили, что большинство детей младшего школьного возраста проявляют агрессию.
4. Также полученные в результате констатирующего эксперимента данные подтвердили, что необходима разработка коррекционной программы, направленной на устранение проявлений агрессии у младших школьников. Вследствие этого была разработана коррекционная программа занятий, с элементами тренинга, на основе мульттерапии, направленных на устранение проявлений агрессии у младших школьников, включающая в себя три блока. Первый блок направлен на знакомство участников; второй - на устранение проявлений агрессии у младших школьников; третий - на закрепление полученных знаний, умений и навыков и умение применять их в естественных условиях. Занятия, включенные в коррекционную программу, предполагают просмотр мультипликационных фильмов, их обсуждение и отработку полученных знаний с помощью упражнений, подобранных с учетом возрастных особенностей детей, а также целей занятий.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования достигнуты.
1. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. Изд-во «Речь», 2007. - 77 с.
2. Александрова Е. Н., Николаев Е. В. Возможности работы по технологии игротерапии в работе с агрессивными детьми //Научный альманах. - 2015. - №. 10-4. - С. 367-369.
3. Амелькина А. И., Шалагинова К. С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. ЛН Толстого. - 2013. - №. 3 (7). - С. 128-136.
4. Ахмедбекова Р. Р. Сущность агрессии и причины её проявления у младших школьников //Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №. 9. - С. 35-39.
5. Банщикова Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды //Концепт. - 2013. - №. 8 (24). - С. 1¬10.
6. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. - Вып.2. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
7. Басс А. Психология агрессии //Вопросы психологии. - 1967. - №. 3. - С. 60-67.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
9. Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. Психологические
аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и
образования. - 2014. - № 2.; Режим доступа:
https://science-education.ru/ru/article/view7idM2476 (дата обращения: 24.05.2017).
10. Бреслав Г. Э., Волкова А. Н., Гаскарова Г. Г. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.
Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М.:
Издательство «Ось-89», 2001. - 224 с.
12. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Москва: Эксмо, 2007. - 416 с.
13. Володькова М. С. Игра как технология преодоления агрессивных форм поведения у детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]: Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/697/3618(дата обращения: 20.05.2017).
14. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1982. - 368 с.
15. Демко Е. В., Петьков В. А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - №. 2 (117). - С. 27-33.
16. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста //Вестник практической психологии образования №. - 2009. - Т. 2. - С. 19.
17. Дохнадзе Н. А., Филонова Е. А. Психолого-педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения младших школьников //Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2011. - №. 613. - С. 127-136.
18. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте //Вопросы психологии. - 2000. - Т. 1. - С. 53-57.
19. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное
пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
20. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии //Прикладная психология. - 2001. - №. 1. - С. 60-72.
21. Еремеева Н. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 128с.
22. Козлов В. В., Мануйлов Г. М., Фетискин Н. П. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
23. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: дис. - М.: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук: спец. 19.00. 13 «психология развития, акмеология». Москва, 2000. - 193 с.
24. Копченова Е. Е. Психолого-педагогические особенности работы с агрессивными детьми и подростками //Педагогическая лаборатория. - 2015. - №. 2. - С. 16-21.
25. Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические
рекомендации //М.: ЦГЛ. - 2006. - 144 с.
26. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний //Вопросы психологии. - 1967. - Т. 6. - С. 118-129.
27. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей. Дрофа-Плюс, 2005. - 272 с.
28. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., «Прогресс», «Универс», 1994. - 262 с.
29. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. - Т. 192. - 82 с.
30. Маликова, Н. Э. Особенности профилактики агрессивных проявлений детей и подростков средствами психоаналитической педагогики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук: 13.00.01 / Н. Э. Маликова; науч. рук. С. А. Завражин; Владимирский гос. пед. ун-т. Владимир: ВГПУ, 2005. - 22 с.
31. Маллаев С. Д. Детерминация агрессивного поведения младших школьников //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2009. - №. 3. - С. 18-21.
32. Можгинский Ю. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. М.: Когито-центр, 2008. - 184 с.
33. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
34. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. М.: Издательство Юрайт, 2013. - 639 с.
35. Нурмухаметова И. Ф., Галяутдинова С. И. понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений //Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15. - №. 4. - С. 1326-1329.
36. Овсяник О. А. и др. Проявление агрессивного поведения в процессе социально-психологической адаптации личности //Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №. 1 (45). - С. 36-47.
37. Петрова А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство. М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 152 с.
38. Петрусь Н. Я. агрессивный ребенок: особенности
педагогического взаимодействия // Начальная школа.- 2007- №1. - С. 32-36.
39. Полякова Т. Ю. Влияние мультфильмов на формирование мировоззренческих взглядов младших школьников //Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №. 6-1. - С. 18-19.
40. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
41. Реан А. и др. (ред.). Психология человека от рождения до смерти. Litres, 2016. - 656 с.
42. Сакович Н. А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. СПб.: Речь, 2007. - 208 с.
43. Самофал Р. А. Использование мульттерапии в коррекции вербальной агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №. 1 (54). - С. 94-97.
44. Селиванова Е. А., Кувайцева Е. Ю. Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - №. 3 (24). - С. 96-104.
45. Селиванова Е. А., Кувайцева Е. Ю. Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - №. 3 (24). - С. 96-104.
46. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: Мос-ковский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 96 с.
47. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности //Вопросы психологии. - 2002. - №. 1. - С. 17-25.
48. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети //Дошкольное воспитание. - 2003. - №. 4. - С. 62-67.
49. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного
поведения детей. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.
50. Тажутдинова Г. Ш. Проблема преодоления агрессии в младшем школьном возрасте //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №. 6-2. - С. 98-100.
51. Фомиченко А. С. Причины проявления агрессии в детском возрасте //Культурно-историческая психология. - 2010. - №. 2. - С. 83-87.
52. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. 1998. - Т. 1. - 160 с.
53. Фурманов И. А. Детская агрессивность психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
54. Фурманов И. Психология детей с нарушениями поведения. Litres, 2017. - 211 с.
55. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития. 2001. - 160 с.
56. Чудакова М. Ю. Причины агрессивного поведения в младшем
школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога. [Электронный ресурс]: Материалы VI Международной
студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://rae.ru/forum2012/268/1447(дата обращения: 20.05.2017).
57. Чуричков А., Снегирёв В. 493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
58. Шалагинова К. С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками: Учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во Тульск. гос. пед. ун-та им. ЛН Толстого, 2009. 105 с.
59. Шалагинова К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации// Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 7. - С. 103-104;
60. Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика
отношений между родителями и детьми. Феникс, 2006. - 432 с.
61. Шаханская А. Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста //Теория и практика общественного развития. - 2013. - №. 8. - С. 190-191.
62. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности //Образование и наука. - 2009. - №. 7. - С. 51-66.
63. Шипова Л. В. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие. Саратов, 2016. - 56 с.
64. Якимова Н. С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - №. 1. - С. 184-187.