ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проявления агрессии у младших школьников ... 7
1.1 Основные подходы к изучению агрессии личности 7
1.2 Возрастные характеристики младшего школьного возраста. Особенности
проявления агрессии у младших школьников 14
1.3 Профилактика и способы коррекции проявлений агрессии у младших
школьников 23
Выводы по главе I 31
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению проявлений агрессии у младших школьников 34
2.1 Методическая организация исследования 34
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3 Разработка коррекционной программы 50
Выводы по главе II 58
Заключение 59
Список используемых источников 62
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты проявления агрессии у младших школьников ... 7
1.1 Основные подходы к изучению агрессии личности 7
1.2 Возрастные характеристики младшего школьного возраста. Особенности
проявления агрессии у младших школьников 14
1.3 Профилактика и способы коррекции проявлений агрессии у младших
школьников 23
Выводы по главе I 31
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению проявлений агрессии у младших школьников 34
2.1 Методическая организация исследования 34
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3 Разработка коррекционной программы 50
Выводы по главе II 58
Заключение 59
Список используемых источников 62
Приложения
Актуальность исследования. Изучению агрессии посвящено большое количество исследований. В работах, направленных на исследование агрессии, подчеркивается, что она может являться негативной чертой личности, когда проявления агрессии приводит к разрушающим последствиям. А также агрессия может быть конструктивной, в тех случаях, когда индивид отстаивает свое мнение, несмотря на возникающие противоречия, при этом, не причиняя ущерба окружающим.
Применение агрессии является необходимым в тех случаях, когда она проявляется с целью отстаивания своих прав свобод, интересов и независимости, но при этом, не нарушая права, свободы, интересы и независимость окружающих. Агрессия в данных случаях способствует адаптации личности в обществе, что является важным условием для ее полноценного развития.
Но необходимо заметить, что в большинстве существующих в науке определениях агрессии, подчеркивается, что это форма поведения, которая содержит в себе действия и высказывания, причиняющие как физические, так и моральные страдания, объекту агрессии.
Проблема изучения агрессии является актуальной на протяжении длительного времени, что обоснованно ее деструктивным влиянием на жизнь общества. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей, которые сходятся во мнении, что проявление агрессии служит способом достижения целей и удовлетворения потребностей.
Агрессия у детей проявляется в упрямстве, драчливости, приступах гнева, ярости, негодовании, желании обидеть, унизить, оскорбить, а также властности, неумении понять интересы другого, завышенной самооценке, разрушительных действиях.
Агрессия у детей не только сохраняется, но и усиливается с возрастом и со временем становится устойчивым качеством личности, в связи с этим снижается потенциал развития ребенка, возможность его личностного развития, а также ребенок, проявляющий агрессию, неспособен выстраивать полноценною коммуникацию с окружающими.
В образовательных учреждениях и психологических службах начальной школы не уделяется должного внимания аспектам изучения проявления агрессии младшими школьниками, что затрудняет организацию работы психолога, а также способствует тому, что педагоги не располагают информацией о способах взаимодействий с детьми, проявляющими агрессию, что приводит к ее усилению.
Дети, проявляющие агрессию, создают трудности для учителя в процессе организации воспитательной работы, так как агрессия является одной из наиболее распространенным форм нарушения поведения.
Выявление причин проявлений агрессии и педагогическое воздействие поможет решить эту проблему. Следовательно, изучение, а также организация работы, направленной на коррекцию и профилактику агрессии очень важна, в связи с тем, что проявления агрессии затрудняет взаимодействие педагога с детьми, проявляющими агрессию, и, следовательно, препятствует полноценному осуществлению образовательного и воспитательного процесса.
Многие исследователи занимались проблемой изучения агрессии, как отечественные (Л. С. Выготский, Н. Д. Левитов, Л. М. Семенюк, С. Л. Соловьева), так и зарубежные (А. Басс, К. Лоренц), а также в своих работах рассматривают различные способы коррекции проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста, что, несомненно, говорит об актуальности данной проблемы.
Цель работы - выявить особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - агрессия младшего школьника.
Предмет исследования - особенности проявления агрессии младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что дети в младшем школьном возрасте проявляют агрессию используя гнев, враждебность и импульсивность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения проявлений агрессии младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение проявлений агрессии у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень проявления агрессии младших школьников.
5. Разработать программу, направленную на устранение проявлений агрессии у младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Опросные методы.
3. Проективные методы.
4. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ Гимназия №5, в нем приняли участие 53 обучающихся в возрасте 8-10 лет. Период проведения констатирующего эксперимента: 28.08.17г. - 17. 10.17г.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя следующие составные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты проявления агрессии у младших школьников, вторая глава включает в себя экспериментальное исследование по изучению проявлений агрессии у младших школьников; заключение; список использованных источников; приложения.
Применение агрессии является необходимым в тех случаях, когда она проявляется с целью отстаивания своих прав свобод, интересов и независимости, но при этом, не нарушая права, свободы, интересы и независимость окружающих. Агрессия в данных случаях способствует адаптации личности в обществе, что является важным условием для ее полноценного развития.
Но необходимо заметить, что в большинстве существующих в науке определениях агрессии, подчеркивается, что это форма поведения, которая содержит в себе действия и высказывания, причиняющие как физические, так и моральные страдания, объекту агрессии.
Проблема изучения агрессии является актуальной на протяжении длительного времени, что обоснованно ее деструктивным влиянием на жизнь общества. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей, которые сходятся во мнении, что проявление агрессии служит способом достижения целей и удовлетворения потребностей.
Агрессия у детей проявляется в упрямстве, драчливости, приступах гнева, ярости, негодовании, желании обидеть, унизить, оскорбить, а также властности, неумении понять интересы другого, завышенной самооценке, разрушительных действиях.
Агрессия у детей не только сохраняется, но и усиливается с возрастом и со временем становится устойчивым качеством личности, в связи с этим снижается потенциал развития ребенка, возможность его личностного развития, а также ребенок, проявляющий агрессию, неспособен выстраивать полноценною коммуникацию с окружающими.
В образовательных учреждениях и психологических службах начальной школы не уделяется должного внимания аспектам изучения проявления агрессии младшими школьниками, что затрудняет организацию работы психолога, а также способствует тому, что педагоги не располагают информацией о способах взаимодействий с детьми, проявляющими агрессию, что приводит к ее усилению.
Дети, проявляющие агрессию, создают трудности для учителя в процессе организации воспитательной работы, так как агрессия является одной из наиболее распространенным форм нарушения поведения.
Выявление причин проявлений агрессии и педагогическое воздействие поможет решить эту проблему. Следовательно, изучение, а также организация работы, направленной на коррекцию и профилактику агрессии очень важна, в связи с тем, что проявления агрессии затрудняет взаимодействие педагога с детьми, проявляющими агрессию, и, следовательно, препятствует полноценному осуществлению образовательного и воспитательного процесса.
Многие исследователи занимались проблемой изучения агрессии, как отечественные (Л. С. Выготский, Н. Д. Левитов, Л. М. Семенюк, С. Л. Соловьева), так и зарубежные (А. Басс, К. Лоренц), а также в своих работах рассматривают различные способы коррекции проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста, что, несомненно, говорит об актуальности данной проблемы.
Цель работы - выявить особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - агрессия младшего школьника.
Предмет исследования - особенности проявления агрессии младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что дети в младшем школьном возрасте проявляют агрессию используя гнев, враждебность и импульсивность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения проявлений агрессии младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение проявлений агрессии у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень проявления агрессии младших школьников.
5. Разработать программу, направленную на устранение проявлений агрессии у младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Опросные методы.
3. Проективные методы.
4. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ Гимназия №5, в нем приняли участие 53 обучающихся в возрасте 8-10 лет. Период проведения констатирующего эксперимента: 28.08.17г. - 17. 10.17г.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя следующие составные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты проявления агрессии у младших школьников, вторая глава включает в себя экспериментальное исследование по изучению проявлений агрессии у младших школьников; заключение; список использованных источников; приложения.
Проблема проявления агрессии детьми младшего школьного возраста в настоящее время является актуальной. В современном мире дети уже с раннего детства проявляют агрессию, а к младшему школьному возрасту, агрессия уже становится качеством личности, поэтому необходимо выявлять случаи ее проявления и проводить работу, направленную на ее коррекцию и профилактику. Агрессию в самом общем виде можно определить как поведение, направленное на причинение вреда окружающим.
1. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены основные подходы к определению агрессии личности. В результате проведенной работы мы выявили, что все имеющиеся взгляды на исследуемое понятие можно объединить в три группы: агрессия как поведение, агрессия как психическое состояние, а также агрессия, рассматриваемая учеными комплексно, то есть, данный взгляд объединяет существующие взгляды на трактовку агрессии в единое целое. Помимо этого, в ходе работы мы обратили внимание на возрастные характеристики и особенности проявления агрессии младшими школьниками. Кратко охарактеризуем их. Основными особенностями младшего школьного возраста являются смена социальной ситуации развития, ведущей деятельности, формирование новообразований: рефлексия, развитие внутреннего плана действий, изменяется отношение к познавательной деятельности, действия приобретают произвольный характер, а также происходит ориентация на группу сверстников, помимо этого дети в младшем школьном возрасте начинают эмоционально-ценностно относиться к миру. Все это, по мнению психологов, оказывает влияние на возникновения проявлений агрессии, а также на ее особенности проявления детьми младшего школьного возраста. Ученые отмечают, что младшие школьники, проявляющие агрессию, эмоционально неустойчивы, озлоблены и грубы к окружающим. У таких детей неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности. Вместе с тем психологи отмечают, что для младших школьников, проявляющих агрессию, характерны такие признаки как невнимание к другим детям и неспособность понимать их, они испытывают трудности в понимании чувств окружающих, не задумываются о последствиях своих поступков, а также они менее миролюбивы, чем их сверстники, не проявляющие агрессию. Также, анализ литературы позволил выделить причины проявления агрессии младшими школьниками, к которым относятся достижения своих целей, удовлетворения потребностей, снятие напряжения, а также проявления агрессии могут служить способом удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Необходимо заметить, что психологи едины во мнении по поводу того, что чем старше становится ребенок, тем сильнее агрессия приобретает враждебный оттенок. Это является особенностью проявления агрессии детьми. Также в ходе анализа литературы мы рассмотрели различные способы коррекции и профилактики проявлений агрессии у младших школьников. В качестве эффективных способов исследователи выделяют игротерапию, сказкотерапию, песочную терапию и музыкотерапию. Помимо этого ученые отмечают, что эта работа должна проводиться психологом во взаимодействии с родителями и учителями, детей проявляющих агрессию.
2. Помимо этого, на основе анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены следующие критерии, позволяющие проследить особенности проявления агрессии у детей младшего школьного возраста: враждебность, гнев и импульсивность. Далее на основании этих критериев мы подобрали диагностический комплекс, включающий следующие методики: опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова, опросник BPAQ-24, опросник Басса-Дарки, проективный тест «Несуществующее животное».
3. Кроме того в ходе работы был проведен констатирующий эксперимент. В результате проведения констатирующего эксперимента были изучены особенности проявления агрессии у детей младшего школьного возраста, а также описан актуальный уровень проявления агрессии младших школьников. По результатам эксперимента были выявлены дети младшего школьного возраста с высоким (77%), средним (23%) и низким (0%) уровнем проявления агрессии. Кратко охарактеризуем каждую группу. Дети с низким уровнем проявления агрессии целенаправленны, их эмоциональные реакции соответствуют ситуациям, а также они положительно относятся к окружающим их людям, предметам и явлениям. У младших школьников со средним уровнем проявления агрессии, их целенаправленность, эмоциональные реакции, а также отношение к людям зависят от конкретной ситуации. Для младших школьников с высоким уровнем проявления агрессии характерно отсутствия целенаправленности, их эмоциональные реакции не соответствуют ситуациям, а также они негативно относятся к окружающим. Следовательно, полученные данные подтвердили, что большинство детей младшего школьного возраста проявляют агрессию.
4. Также полученные в результате констатирующего эксперимента данные подтвердили, что необходима разработка коррекционной программы, направленной на устранение проявлений агрессии у младших школьников. Вследствие этого была разработана коррекционная программа занятий, с элементами тренинга, на основе мульттерапии, направленных на устранение проявлений агрессии у младших школьников, включающая в себя три блока. Первый блок направлен на знакомство участников; второй - на устранение проявлений агрессии у младших школьников; третий - на закрепление полученных знаний, умений и навыков и умение применять их в естественных условиях. Занятия, включенные в коррекционную программу, предполагают просмотр мультипликационных фильмов, их обсуждение и отработку полученных знаний с помощью упражнений, подобранных с учетом возрастных особенностей детей, а также целей занятий.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования достигнуты.
1. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены основные подходы к определению агрессии личности. В результате проведенной работы мы выявили, что все имеющиеся взгляды на исследуемое понятие можно объединить в три группы: агрессия как поведение, агрессия как психическое состояние, а также агрессия, рассматриваемая учеными комплексно, то есть, данный взгляд объединяет существующие взгляды на трактовку агрессии в единое целое. Помимо этого, в ходе работы мы обратили внимание на возрастные характеристики и особенности проявления агрессии младшими школьниками. Кратко охарактеризуем их. Основными особенностями младшего школьного возраста являются смена социальной ситуации развития, ведущей деятельности, формирование новообразований: рефлексия, развитие внутреннего плана действий, изменяется отношение к познавательной деятельности, действия приобретают произвольный характер, а также происходит ориентация на группу сверстников, помимо этого дети в младшем школьном возрасте начинают эмоционально-ценностно относиться к миру. Все это, по мнению психологов, оказывает влияние на возникновения проявлений агрессии, а также на ее особенности проявления детьми младшего школьного возраста. Ученые отмечают, что младшие школьники, проявляющие агрессию, эмоционально неустойчивы, озлоблены и грубы к окружающим. У таких детей неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности. Вместе с тем психологи отмечают, что для младших школьников, проявляющих агрессию, характерны такие признаки как невнимание к другим детям и неспособность понимать их, они испытывают трудности в понимании чувств окружающих, не задумываются о последствиях своих поступков, а также они менее миролюбивы, чем их сверстники, не проявляющие агрессию. Также, анализ литературы позволил выделить причины проявления агрессии младшими школьниками, к которым относятся достижения своих целей, удовлетворения потребностей, снятие напряжения, а также проявления агрессии могут служить способом удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Необходимо заметить, что психологи едины во мнении по поводу того, что чем старше становится ребенок, тем сильнее агрессия приобретает враждебный оттенок. Это является особенностью проявления агрессии детьми. Также в ходе анализа литературы мы рассмотрели различные способы коррекции и профилактики проявлений агрессии у младших школьников. В качестве эффективных способов исследователи выделяют игротерапию, сказкотерапию, песочную терапию и музыкотерапию. Помимо этого ученые отмечают, что эта работа должна проводиться психологом во взаимодействии с родителями и учителями, детей проявляющих агрессию.
2. Помимо этого, на основе анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены следующие критерии, позволяющие проследить особенности проявления агрессии у детей младшего школьного возраста: враждебность, гнев и импульсивность. Далее на основании этих критериев мы подобрали диагностический комплекс, включающий следующие методики: опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова, опросник BPAQ-24, опросник Басса-Дарки, проективный тест «Несуществующее животное».
3. Кроме того в ходе работы был проведен констатирующий эксперимент. В результате проведения констатирующего эксперимента были изучены особенности проявления агрессии у детей младшего школьного возраста, а также описан актуальный уровень проявления агрессии младших школьников. По результатам эксперимента были выявлены дети младшего школьного возраста с высоким (77%), средним (23%) и низким (0%) уровнем проявления агрессии. Кратко охарактеризуем каждую группу. Дети с низким уровнем проявления агрессии целенаправленны, их эмоциональные реакции соответствуют ситуациям, а также они положительно относятся к окружающим их людям, предметам и явлениям. У младших школьников со средним уровнем проявления агрессии, их целенаправленность, эмоциональные реакции, а также отношение к людям зависят от конкретной ситуации. Для младших школьников с высоким уровнем проявления агрессии характерно отсутствия целенаправленности, их эмоциональные реакции не соответствуют ситуациям, а также они негативно относятся к окружающим. Следовательно, полученные данные подтвердили, что большинство детей младшего школьного возраста проявляют агрессию.
4. Также полученные в результате констатирующего эксперимента данные подтвердили, что необходима разработка коррекционной программы, направленной на устранение проявлений агрессии у младших школьников. Вследствие этого была разработана коррекционная программа занятий, с элементами тренинга, на основе мульттерапии, направленных на устранение проявлений агрессии у младших школьников, включающая в себя три блока. Первый блок направлен на знакомство участников; второй - на устранение проявлений агрессии у младших школьников; третий - на закрепление полученных знаний, умений и навыков и умение применять их в естественных условиях. Занятия, включенные в коррекционную программу, предполагают просмотр мультипликационных фильмов, их обсуждение и отработку полученных знаний с помощью упражнений, подобранных с учетом возрастных особенностей детей, а также целей занятий.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования достигнуты.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, УВЛЕКАЮЩИХСЯ ИНТЕРНЕТОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБИДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - особенности проявления агрессивности у младших школьников с ОВЗ в системе межличностных отношений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ «ТЕАТР ДОБРЫХ СЕРДЕЦ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



