Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №156735

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2024
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «конфликт», «конфликтное поведение». Конфликт в
современной педагогической литературе 7
1.2. Особенности проявления конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 14
1.3. Педагогические методы, способы и приемы по снижению проявления конфликтного поведения младшего школьника 20
Выводы по I
главе 30
Глава П. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация исследования актуального уровня проявления
конфликтного поведения 32
2.2. Описание актуального уровня проявления конфликтного поведения 35
2.3. Описание комплекса мероприятий, направленного на снижение
проявления конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 43
Выводы по П
главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность, и образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, а также мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Но педагогическая действительность порождает множество разногласий и конфликтных ситуаций поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям. Поэтому педагоги не должны «бояться» конфликтов, а понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для их разрешения в различных педагогических ситуациях.
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства и общества в целом.
Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Проблема конфликтного поведения у младших школьников на сегодняшний день является одной из актуальных. Изучаемый феномен, который во многом определяет поведение у младших школьников, влияет непосредственно на эффективность и успешность учебного процесса. Ребенка могут сопровождать конфликтные взаимоотношения между учителями и сверстниками. Это порождает огромный спектр проблем у младших школьников: возникновение конфликтов в межличностных взаимоотношениях, формирование деструктивных форм поведения, рост детской преступности, проявление насилия.
Следует отметить, что проблемой конфликтов занимались такие ученые как Е.М. Бабосов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, С.Ю. Головин. А именно по проблеме профилактики конфликтного поведения - Н.В.Гришина, А.Я. Анцупов, О.С. Гребенюк, Н.И. Леонов.
Среди зарубежных психологов, занимающихся данной проблемой, следует назвать: Э. Берна, К. Юнга, К. Томаса, К. Роджерса, Ш. Корнелиуса, К. Фопель, Дж. Леви.
Конфликтное поведение, вызванное агрессивностью, может перейти в характерную личностную черту, что будет определять поведение младшего школьника, руководствующимся агрессивными стратегиями решения разногласий и конфликтов. Кроме того, дополнительный стресс, вызванный постоянными криками, обидами и драками, вредит физическому здоровью и нервной системе, в результате чего ребенок может не только отказаться от общения с другими детьми, но и не хотеть ходить в школу, часто болеть и хуже усваивать учебный материал, что может повлечь изоляцию такого ребенка среди сверстников и его дезадаптацию.
Причиной выбора данной темы является то, что важный аспект агрессивности в конфликте - воздействие резких импульсивных проявлений на организм. Эти проявления могут подорвать здоровье ребенка. Поэтому конфликтное поведение младшего школьника можно отнести к серьезной проблеме социального и педагогического планов.
Цель исследования - определить актуальный уровень конфликтного поведения младших школьников и на основе изученных данных создать комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
Объект исследования - конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования - особенности проявления конфликтного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что конфликтное поведение младших школьников, которое определяется характером взаимодействия со сверстниками, способом регулирования конфликта и агрессией, находится на среднем и высоком уровне.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Определить психолого-педагогические особенности проявления конфликтного поведения младшего школьника;
3. Определить актуальный уровень конфликтного поведения в коллективе младших школьников с помощью констатирующего эксперимента, провести статистическую обработку его результатов;
4. Описать и объяснить результаты эмпирического исследования конфликтного поведения в коллективе младших школьников;
5. Разработать комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Среди теоретических методов использовались анализ на основе научных источников, сравнение, обобщение. Эмпирические методы исследования: метод опроса, анкетирование, количественный и качественный анализ данных, проективные методики. В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский);
2. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой;
3. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»;
4. «Определение способов регулирования конфликтов» (К. Томас).
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ «Лицей № 28», Красноярский край, г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 17. В нем приняли участие 20 детей начальной школы из 4 «В» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. В ходе работы было раскрыто понятие «конфликтное поведение». Из предложенных определений, установили рабочее: конфликтное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся в неустойчивом настроении, агрессивности, повышенной ранимости, эмоциональном напряжении, сопровождающимся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц (по И.В. Дубровиной).
Проведя анализ психолого-педагогической литературы удалось выяснить, что тема конфликта одна из проблем, которую можно назвать извечной. Ведь пока существуют люди и развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
В работе были рассмотрены особенности и причины конфликтного поведения младших школьников. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые нестандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения.
Для того чтобы выявить актуальный уровень конфликтного поведения младшего школьника, проводился констатирующий эксперимент среди учеников 4 «В» класса МАОУ Лицей № 28 г. Красноярск. В исследовании приняли участие 20 обучающихся. В работе были проведены методики по выявлению уровня конфликтного поведения в учебном процессе. Для выявления актуального уровня конфликтного поведения младших школьников мы использовали следующие методики: тест «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский), рисуночная методика «Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Определение способов регулирования конфликтов» (К. Томас).
На основании методик, направленных на выявление актуального уровня конфликтного поведения у младшего школьника, можно сделать следующий вывод: конфликтное поведение у младших школьников в 4 «В» классе проявляется часто. Преобладающими являются высокий и средний уровни проявления конфликтного поведения, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Для того чтобы младшие школьники научились эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации или же не довести ситуацию до межличностного конфликта, необходимо проведение профилактической работы по снижению уровня конфликтного поведения среди младших школьников.
Определяя формы, методы и направления профилактики конфликтного поведения младших школьников, в первую очередь было проанализировано понятие профилактики конфликтного поведения - создание комплекса мероприятий, направленного на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
В работе были выявлены различные способы и приемы предотвращения конфликтного поведения у младших школьников, включая индивидуальную и коллективную работу. Среди методов профилактики конфликтного поведения школьников также выделяются словесные и практические методы. Мы рассмотрели медиацию как один из актуальных методов по снижению уровня конфликтного поведения. На сегодняшний день, медиация применяется во всех образовательных учреждениях. Благодаря медиации можно конструктивно разрешать конфликтные ситуации без вреда для противоборствующих сторон. Так, мы выяснили, что основными направлениями предотвращения конфликтов в начальных классах являются работа с младшеклассниками и их родителями.



1. Амбалова С.А., Бекоева М.И. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 183-185
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ,. 2000.- С.56
3. Бабосов Е.М. Конфликтология: [Учебное пособие для вузов] / Е.М.Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - С.463
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1998.- С. 259
5. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности : учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : АСТ, 2010. - С. 322
6. Большаков В.Ю. Психотренинг . Социодинамика.,СПБ.: Речь, 2002. - С.249
7. Большой психологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мещеряков,
B. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004- С. 451
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2006- С. 46
9. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1999.
10. Бурова И.А. Возрастная психология. Ростов-на-Дону, 2006.- С.346
11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: пер.с нем. М.: Педагогика. 1991. - С. 144
12. Варга А.Я. Современный ребенок: энциклопедия взаимопонимания / под ред. А.Я. Варги. М.: ОГИ, 2006 - С.78
13. Варнаева А.Е. Особенности конфликтов в начальной школе // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. - 2017. - № 4. - С. 100-105
14. Волков Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: ВЛАДОС, 2010. - С. 343
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост..-1998 г. -
C. 125
16. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина
17. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — С.544
18. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т.А. Титаренко. - Киев, 2009 - С.163
19. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И. В. Дубровина. - М. : Издат. центр «Академия», 2010. - С.368
20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, СПб.: Питер, 2009 г. - С. 384
21. Казарина Н.Г. Связь конструктивного и деструктивного поведения в конфликте с типом фрустрационных реакций у младших школьников // Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015.- С. 351-353
22. Кичигина У.В. Проблема профилактики конфликтного поведения младших школьников // Начальная школа. - 2018. - №3. - С. 10 - 15
23. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль: Академия развития, 1996. — с.240
24. Корнеева Е.Н. Концепция интегративной регуляции взаимодействия участников образовательного процесса и ее практическое использование [Текст] / Е.Н. Корнеева // Психологический журнал. - 2008. Т.29. - № 5.
25. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.- С.256
26. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения -СПБ.: Питер, 2007
27. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. — М.: «Академия педагогических наук РСФСР», 1960
28. Немов Р.С. Психология в начальной школе.- М. : Владос, 2008 - 438 с.
29. Новейший психологический словарь. /под ред. В.Б.Шапаря. Р н/Д.: Феникс, 2006. - С. 808
30. Оборотова С.А. Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формировании профессиональной культуры современного учителя [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования, 2014. URL: https://cvberleninka.rU/article/n/tehnologiva-mediatsii-v-uregulirovanii-shkolnvh-konfliktov-i-formirovanii-professionalnoy-kultury-sovremennogo-uchitelya(дата обращения: 04.03.2024).
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: под ред. Л.И.Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс. 2009. 1359 с.
32. Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.,1997г.-С.121
33. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001г. - С.380-403.
34. Петровский А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд.,доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
35. «Прикладная социальная психология» под ред. А.Н.Сухова и А.А. Деркача, М.: 1998г. -С.688
36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом «БахраХ - М», 2004. -С.672
37. Реан А.А., Аверин В.А., Дандарова Ж.К. Психология человека от рождения до смерти. - 2002г.
38. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // Управление персоналом. - 2004г. - № 3.
39. Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — С.248
40. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
41. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: 1991г. - С.191
42. Славина Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина, В.Э. Чудновский. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1998. - С.440
43. Социальный конфликт: современные исследования. - М.: ИНИОН, 1991 г.
44. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.: Изд-во ин-та практической психологии, 1996г. - С.175
45. Сухов А.Н. «Реальная социальная психология» Издательство: МПСИ, 2004г-С.350
46. Сухов А.Н. «Социальная психология» М: 2007 г - С.175
47. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - Ящурный / гл. ред. Б.М. Волин и проф. Д.Н. Ушаков ; сост. проф. В.В. Виноградов, проф. Г.О. Винокур, проф. Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, проф. Д.Н. Ушаков;под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1940.
48. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности - М.,1994 г.
49. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002г. - С.490
50. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.
Психологические игры и упражнения. М. - Генезис, 2006 г.
51. Халимов Э.З. Психологические особенности конфликтности младших школьников : дис. канд. психол. наук.-Москва, 1993 г.-С. 123
52. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность, 2001г.
53. Шеллинг Т.К. Стратегия конфликта.-Москва:Социум,2020 г.-С.233
54. Шейнов В.Л. Конфликты в нашей жизни. - Минск: Амалфея, 1997 г.
55. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 2004- С.336
56. Юферова М. А., Коряковцева О.А., Бугайчук Т. В., Стрелова А.И. Медиация в образовании : учебно-методическое пособие / М. А. Юферова, О. А. Коряковцева, Т.В. Бугайчук, А. И. Стрелова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С.67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ