ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «конфликт», «конфликтное поведение». Конфликт в
современной педагогической литературе 7
1.2. Особенности проявления конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 14
1.3. Педагогические методы, способы и приемы по снижению проявления конфликтного поведения младшего школьника 20
Выводы по I
главе 30
Глава П. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация исследования актуального уровня проявления
конфликтного поведения 32
2.2. Описание актуального уровня проявления конфликтного поведения 35
2.3. Описание комплекса мероприятий, направленного на снижение
проявления конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 43
Выводы по П
главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «конфликт», «конфликтное поведение». Конфликт в
современной педагогической литературе 7
1.2. Особенности проявления конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 14
1.3. Педагогические методы, способы и приемы по снижению проявления конфликтного поведения младшего школьника 20
Выводы по I
главе 30
Глава П. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация исследования актуального уровня проявления
конфликтного поведения 32
2.2. Описание актуального уровня проявления конфликтного поведения 35
2.3. Описание комплекса мероприятий, направленного на снижение
проявления конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 43
Выводы по П
главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность, и образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, а также мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Но педагогическая действительность порождает множество разногласий и конфликтных ситуаций поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям. Поэтому педагоги не должны «бояться» конфликтов, а понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для их разрешения в различных педагогических ситуациях.
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства и общества в целом.
Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Проблема конфликтного поведения у младших школьников на сегодняшний день является одной из актуальных. Изучаемый феномен, который во многом определяет поведение у младших школьников, влияет непосредственно на эффективность и успешность учебного процесса. Ребенка могут сопровождать конфликтные взаимоотношения между учителями и сверстниками. Это порождает огромный спектр проблем у младших школьников: возникновение конфликтов в межличностных взаимоотношениях, формирование деструктивных форм поведения, рост детской преступности, проявление насилия.
Следует отметить, что проблемой конфликтов занимались такие ученые как Е.М. Бабосов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, С.Ю. Головин. А именно по проблеме профилактики конфликтного поведения - Н.В.Гришина, А.Я. Анцупов, О.С. Гребенюк, Н.И. Леонов.
Среди зарубежных психологов, занимающихся данной проблемой, следует назвать: Э. Берна, К. Юнга, К. Томаса, К. Роджерса, Ш. Корнелиуса, К. Фопель, Дж. Леви.
Конфликтное поведение, вызванное агрессивностью, может перейти в характерную личностную черту, что будет определять поведение младшего школьника, руководствующимся агрессивными стратегиями решения разногласий и конфликтов. Кроме того, дополнительный стресс, вызванный постоянными криками, обидами и драками, вредит физическому здоровью и нервной системе, в результате чего ребенок может не только отказаться от общения с другими детьми, но и не хотеть ходить в школу, часто болеть и хуже усваивать учебный материал, что может повлечь изоляцию такого ребенка среди сверстников и его дезадаптацию.
Причиной выбора данной темы является то, что важный аспект агрессивности в конфликте - воздействие резких импульсивных проявлений на организм. Эти проявления могут подорвать здоровье ребенка. Поэтому конфликтное поведение младшего школьника можно отнести к серьезной проблеме социального и педагогического планов.
Цель исследования - определить актуальный уровень конфликтного поведения младших школьников и на основе изученных данных создать комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
Объект исследования - конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования - особенности проявления конфликтного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что конфликтное поведение младших школьников, которое определяется характером взаимодействия со сверстниками, способом регулирования конфликта и агрессией, находится на среднем и высоком уровне.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Определить психолого-педагогические особенности проявления конфликтного поведения младшего школьника;
3. Определить актуальный уровень конфликтного поведения в коллективе младших школьников с помощью констатирующего эксперимента, провести статистическую обработку его результатов;
4. Описать и объяснить результаты эмпирического исследования конфликтного поведения в коллективе младших школьников;
5. Разработать комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Среди теоретических методов использовались анализ на основе научных источников, сравнение, обобщение. Эмпирические методы исследования: метод опроса, анкетирование, количественный и качественный анализ данных, проективные методики. В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский);
2. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой;
3. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»;
4. «Определение способов регулирования конфликтов» (К. Томас).
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ «Лицей № 28», Красноярский край, г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 17. В нем приняли участие 20 детей начальной школы из 4 «В» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства и общества в целом.
Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Проблема конфликтного поведения у младших школьников на сегодняшний день является одной из актуальных. Изучаемый феномен, который во многом определяет поведение у младших школьников, влияет непосредственно на эффективность и успешность учебного процесса. Ребенка могут сопровождать конфликтные взаимоотношения между учителями и сверстниками. Это порождает огромный спектр проблем у младших школьников: возникновение конфликтов в межличностных взаимоотношениях, формирование деструктивных форм поведения, рост детской преступности, проявление насилия.
Следует отметить, что проблемой конфликтов занимались такие ученые как Е.М. Бабосов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, С.Ю. Головин. А именно по проблеме профилактики конфликтного поведения - Н.В.Гришина, А.Я. Анцупов, О.С. Гребенюк, Н.И. Леонов.
Среди зарубежных психологов, занимающихся данной проблемой, следует назвать: Э. Берна, К. Юнга, К. Томаса, К. Роджерса, Ш. Корнелиуса, К. Фопель, Дж. Леви.
Конфликтное поведение, вызванное агрессивностью, может перейти в характерную личностную черту, что будет определять поведение младшего школьника, руководствующимся агрессивными стратегиями решения разногласий и конфликтов. Кроме того, дополнительный стресс, вызванный постоянными криками, обидами и драками, вредит физическому здоровью и нервной системе, в результате чего ребенок может не только отказаться от общения с другими детьми, но и не хотеть ходить в школу, часто болеть и хуже усваивать учебный материал, что может повлечь изоляцию такого ребенка среди сверстников и его дезадаптацию.
Причиной выбора данной темы является то, что важный аспект агрессивности в конфликте - воздействие резких импульсивных проявлений на организм. Эти проявления могут подорвать здоровье ребенка. Поэтому конфликтное поведение младшего школьника можно отнести к серьезной проблеме социального и педагогического планов.
Цель исследования - определить актуальный уровень конфликтного поведения младших школьников и на основе изученных данных создать комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
Объект исследования - конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования - особенности проявления конфликтного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что конфликтное поведение младших школьников, которое определяется характером взаимодействия со сверстниками, способом регулирования конфликта и агрессией, находится на среднем и высоком уровне.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Определить психолого-педагогические особенности проявления конфликтного поведения младшего школьника;
3. Определить актуальный уровень конфликтного поведения в коллективе младших школьников с помощью констатирующего эксперимента, провести статистическую обработку его результатов;
4. Описать и объяснить результаты эмпирического исследования конфликтного поведения в коллективе младших школьников;
5. Разработать комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Среди теоретических методов использовались анализ на основе научных источников, сравнение, обобщение. Эмпирические методы исследования: метод опроса, анкетирование, количественный и качественный анализ данных, проективные методики. В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский);
2. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой;
3. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»;
4. «Определение способов регулирования конфликтов» (К. Томас).
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ «Лицей № 28», Красноярский край, г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 17. В нем приняли участие 20 детей начальной школы из 4 «В» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В работе была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. В ходе работы было раскрыто понятие «конфликтное поведение». Из предложенных определений, установили рабочее: конфликтное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся в неустойчивом настроении, агрессивности, повышенной ранимости, эмоциональном напряжении, сопровождающимся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц (по И.В. Дубровиной).
Проведя анализ психолого-педагогической литературы удалось выяснить, что тема конфликта одна из проблем, которую можно назвать извечной. Ведь пока существуют люди и развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
В работе были рассмотрены особенности и причины конфликтного поведения младших школьников. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые нестандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения.
Для того чтобы выявить актуальный уровень конфликтного поведения младшего школьника, проводился констатирующий эксперимент среди учеников 4 «В» класса МАОУ Лицей № 28 г. Красноярск. В исследовании приняли участие 20 обучающихся. В работе были проведены методики по выявлению уровня конфликтного поведения в учебном процессе. Для выявления актуального уровня конфликтного поведения младших школьников мы использовали следующие методики: тест «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский), рисуночная методика «Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Определение способов регулирования конфликтов» (К. Томас).
На основании методик, направленных на выявление актуального уровня конфликтного поведения у младшего школьника, можно сделать следующий вывод: конфликтное поведение у младших школьников в 4 «В» классе проявляется часто. Преобладающими являются высокий и средний уровни проявления конфликтного поведения, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Для того чтобы младшие школьники научились эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации или же не довести ситуацию до межличностного конфликта, необходимо проведение профилактической работы по снижению уровня конфликтного поведения среди младших школьников.
Определяя формы, методы и направления профилактики конфликтного поведения младших школьников, в первую очередь было проанализировано понятие профилактики конфликтного поведения - создание комплекса мероприятий, направленного на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
В работе были выявлены различные способы и приемы предотвращения конфликтного поведения у младших школьников, включая индивидуальную и коллективную работу. Среди методов профилактики конфликтного поведения школьников также выделяются словесные и практические методы. Мы рассмотрели медиацию как один из актуальных методов по снижению уровня конфликтного поведения. На сегодняшний день, медиация применяется во всех образовательных учреждениях. Благодаря медиации можно конструктивно разрешать конфликтные ситуации без вреда для противоборствующих сторон. Так, мы выяснили, что основными направлениями предотвращения конфликтов в начальных классах являются работа с младшеклассниками и их родителями.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы удалось выяснить, что тема конфликта одна из проблем, которую можно назвать извечной. Ведь пока существуют люди и развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
В работе были рассмотрены особенности и причины конфликтного поведения младших школьников. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые нестандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения.
Для того чтобы выявить актуальный уровень конфликтного поведения младшего школьника, проводился констатирующий эксперимент среди учеников 4 «В» класса МАОУ Лицей № 28 г. Красноярск. В исследовании приняли участие 20 обучающихся. В работе были проведены методики по выявлению уровня конфликтного поведения в учебном процессе. Для выявления актуального уровня конфликтного поведения младших школьников мы использовали следующие методики: тест «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский), рисуночная методика «Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Определение способов регулирования конфликтов» (К. Томас).
На основании методик, направленных на выявление актуального уровня конфликтного поведения у младшего школьника, можно сделать следующий вывод: конфликтное поведение у младших школьников в 4 «В» классе проявляется часто. Преобладающими являются высокий и средний уровни проявления конфликтного поведения, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Для того чтобы младшие школьники научились эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации или же не довести ситуацию до межличностного конфликта, необходимо проведение профилактической работы по снижению уровня конфликтного поведения среди младших школьников.
Определяя формы, методы и направления профилактики конфликтного поведения младших школьников, в первую очередь было проанализировано понятие профилактики конфликтного поведения - создание комплекса мероприятий, направленного на снижение уровня конфликтного поведения младших школьников.
В работе были выявлены различные способы и приемы предотвращения конфликтного поведения у младших школьников, включая индивидуальную и коллективную работу. Среди методов профилактики конфликтного поведения школьников также выделяются словесные и практические методы. Мы рассмотрели медиацию как один из актуальных методов по снижению уровня конфликтного поведения. На сегодняшний день, медиация применяется во всех образовательных учреждениях. Благодаря медиации можно конструктивно разрешать конфликтные ситуации без вреда для противоборствующих сторон. Так, мы выяснили, что основными направлениями предотвращения конфликтов в начальных классах являются работа с младшеклассниками и их родителями.
Подобные работы
- Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - особенности проявления агрессивности у младших школьников с ОВЗ в системе межличностных отношений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика конфликтов у младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБИДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



