ВВЕДЕНИЕ 1
Глава I. Интерес к поэзии у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Что такое поэзия и зачем она нужна 6
1.2. Особенности проявления интереса младших школьников к чтению 11
1.3. Методы, средства и приемы развития интереса к чтению стихов у детей
младшего школьного возраста 16
1.4. Детское литературное творчество как фактор развития интереса к чтению
стихов 20
Выводы по главе I 25
Глава II. Экспериментальное исследование актуального уровня интереса к
чтению стихотворений у младших школьников 26
2.1. Методическая организация исследования интереса к чтению
стихотворений у младших школьников 26
2.2. Особенности проявления интереса к чтению стихотворений у младших
школьников 30
2.3. Цикл интернет-занятий, направленный на развитие интереса к чтению
стихотворений у младших школьников 37
Выводы по главе II 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение
Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в сфере начального образования является потеря детьми интереса к чтению. В середине XX века К.И. Чуковский в своем труде «От двух до пяти» задавался вопросом - почему возраст любви к поэзии завершается после поступления ребенка в школу? [42, 54] Если до школы и на первых ее этапах ребенок ребёнок готов поглощать стихотворные сказки, то к концу начального обучения учитель сталкивался с проблемой мотивации учащихся к чтению стихотворений.
Данной проблемой занимались такие педагоги и ученые, как Т.А. Барышева, Н.Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол, В. Г. Белинский, Ю.И. Соловьева, С.И. Колодезникова, В. В. Кожинов, К.И. Чуковский, В.А. Левин, П.П. Блонский и многие другие.
Но с течением времени и развитием различных технологий меняются также запросы и интересы, в том числе и у детей. Полимодальные мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение, превращают чтение, в частности чтение стихотворений, в рудимент истории. Но также нельзя отрицать, что стихотворения составляют значимую часть в курсе литературного чтения , и их влияние на развитие интеллектуальных способностей невозможно недооценивать.
При этом, если в XX проблема интереса к чтению художественной литературы детей школьного возраста поднималась многими педагогами и учеными, а также предлагались пути ее решения, то на сегодняшний день подобные исследования отсутствуют. В связи с этим, невозможно сказать, какой актуальный уровень интереса к чтению стихотворений имеют современные дети младшего школьного возраста. Совпадает ли он с теми показателями, которые были выявлены 50-60 лет назад? Если же показатели изменились, то в какую сторону?
Актуальность темы обусловлена двумя причинами:
1) утратой интереса к чтению стихотворений у современных детей
2) недостаточным вниманием к этой проблеме в современной методический науке.
Объект исследования - интерес к чтению стихотворений у современных школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень интереса к чтению стихотворений у младших школьников.
Цель исследования - на основании теоретического материала и констатирующего эксперимента по определению актуального уровня интереса к чтению стихотворений разработать цикл интернет-занятий по развитию интереса к чтению стихотворений у младших школьников .
Задачи исследования:
1) подобрать научные источники по теме исследования;
2) провести анализ литературы по данной теме;
3) подобрать диагностику для определения уровня и особенностей проявления интереса к чтению стихотворений у младших школьников ;
4) провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня интереса к чтению стихотворений у младшего школьника ;
5) описать актуальный уровень и особенности интереса к чтению стихотворений у младшего школьника ;
6) разработать цикл интернет-занятий, направленный на развитие интереса к чтению стихотворений у младших школьников .
Гипотеза: мы предполагаем, что интерес к чтению стихотворений у младших школьников развит на среднем уровне и характеризуется следующими особенностями: современные младшие школьники читают стихотворения по собственному желанию не более 3-4 раз в месяц, не отдают предпочтения чтению стихотворений в сравнении с прозой, и на вопрос “Кто твой любимый поэт?” обычно называют более чем одно имя из школьной программы.
Структура работы: работа состоит из титульного листа, содержания, введения, параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Методы исследования:
1) анализ специальной литературы;
2) констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №153, в нем приняли участие 87 обучающихся в возрасте 7 - 11 лет (21 учащийся первого класса, 18 учащихся второго класса, 23 учащихся третьего класса и 25 учащихся четвертого класса). Период проведения констатирующего эксперимента: с 12.03.18. по 16.03.18.
В результате проведения теоретического анализа психолого - педагогической и специальной литературы нами было выявлено, что стихотворная речь - речь особо организованная, имеющая такие характеристика, как ритм, рифма, метр и т.д. Также было определено, что интерес к чтению стихотворений это избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для нее значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих ее духовным потребностям и психологическим особенностям. Также при анализе психолого-педагогической литературы мы выявили особенности читателей младшего школьного возраста: отзывчивость к слову, отсутствие реакции на форму произведения, отношение к действующему лицу как к живому.
Проанализировав научную литературу, мы выявили три критерия оценки проявления интереса к чтению стихотворений у детей младшего школьного возраста. А именно: широта, направленность и устойчивость интереса.
При проведении констатирующего эксперимента мы опирались на методику по выявлению уровня интереса к чтению стихотворений, предложенную Т.В. Рыжковой.
Проведенное исследование позволило установить, что количество учащихся, имеющих высокий уровень интереса в первом классе, постепенно снижается. А в третьем и четвертом классе количество учащихся с высоким уровнем интереса к чтению стихотворений равно нулю. При этом преобладает количество детей с низким уровнем интереса.
Таким образом, мы выполнили задачу по описанию актуального уровня интереса к чтению стихотворений у младших школьников.
Содержание данного исследования являлось теоретико -методической основой для разработки программы по развитию интереса к чтению стихотворений у младших школьников.
В качестве программы нами разработан цикл интернет занятий «Общество юных поэтов» на основе собственных разработок с использованием готовых работ педагогов. Содержание программы отобрано и структурировано и учитывает возрастные особенности младшего школьника.
Реализация цикла интернет-занятий по развитию интереса к чтению стихотворений «Общество юных поэтов», по нашему мнению, будет способствовать расширению читательского кругозора, теоретических знаний по литературе и повышению интереса к чтению стихотворений .
1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка //Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 37-41 с.
2. Блонский П. П. Педология в массовой школе первой ступени. - Изд. 7¬е. - М.: Работник просвещения, 1930. - 200 с.
3. Варшава Б.Е. и Выготский Л.С. «Психологический словарь» СПб., 2008. - 256 с. 3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова.
- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
5. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. - 126 с.
6. Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Ритм и синтаксис в свободном стихе // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Граммат. категории. Синтаксис текста. М., 1993. - 20-43 с.
7. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. - М.: ИП РАН, 1993. - 76 с.
8. Горшков А.И. Русская стилистика: Учебное пособие / А.И. Горшков. - М., 2000. - 367 с
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том III. М., 1956. - 654 с.
10. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1988. - 56-57 с.
11. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М., 2000. - 40 с.
12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд.,
- М., 1961. - 28 с.
13. Климова Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методика и практика. - № 7, 2013. - 119 с.
14. Кожинов В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. - М., 1970. - 10 с.
15. Колпащикова Ю. С., Рожина В. А. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. - Т. 29. - 109 с.
16. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. - М., 1994. 7-10 с.
17. Левин В.А. Воспитание творчества. - М., 1977. - Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". № 7. - 69 с.
18. Левин В.А. Воспитание творчества. - М., 1977. - Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". № 7. - 63 с.
19. Лотман Ю.М. Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа, М., 1994. - 92 с.
20. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н. Новгород, 2006. - 34 с.
21. Мартынова Е. Н. Развитие интереса к чтению книг у детей в процессе обучения Ярославский педагогический вестник, №. 5, 2015. 66 -71 с.
22. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1979. - 74 с.
23. Мясищев В.Н. (совм. С А. Г. Ковалевым) Психические особенности человека. В 2 томах. Т.2 Способности. / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев - СПб.: Питер, 2002. - 566 с.
24. Николаева Е.И. Психология детского творчества., -СПб., 2010. 79-85 с.
25. Павлова Л.А. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. М., 2014. - 43 с.
26. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя. - М. Просвещение, 2008. - 71 с.
27. Поспелов Г.Н., Волков И.Ф., Хализев В.Е., Введение в литературоведение: Учебник для филол. спец. ун-тов., М., 1983. - 219 с.
28. Потебня А.А. «Мысль и язык», СПБ., 1862. - 35 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб.: Питер, 2011. - 713 с.
30. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М. 2007. - 85-86 с.
31. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. М., 2002. - 96 с.
32. Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. М., 2011. - 42 с.
33. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Как обучать чтению, или Как разорвать замкнутый круг/ Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол // Начальная школа. 2010. - № 3. - 8-13 с.
34. Сухих И.Н. Теория литературы. Практическая поэтика. СПб., 2014. - 131 с.
35. Тихомирова И. И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека. 2008. № 6. - 14-17 с.
36. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1999. - 15 с.
37. Уильямс В. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению / В. Уильямс // Начальная школа: плюс-минус. 1999. - №10. -75 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. (https://fgos.ru/). Проверено 13.12.2018.
39. Федорова Е.Г. Развиваем интерес к чтению // Молодой ученый. 2017. - №40. - 185-186 с.
40. Чичерин А.В. Идеи и стиль. М., 1968. - 63-64 с.
41. Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1990. - 276 с.
42. Шкловский В.Б. Искусство как прием//Поэтика. М., 1919. - 113 с.
43. Эткинд Е.Г. Проза о стихах /Е. Г. Эткинд. - СПб.: Знание, 2001. - 105 с.
44. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 623 с.