ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Теоретические основы проектной деятельности 8
1.2. Методические условия организации проектной
деятельности 15
Выводы по главе 1 22
Глава 2. ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Г.
ДИВНОГОРСКА 24
2.1. Исторический обзор флоры г. Дивногорска 24
2.2. Физико-географический очерк 26
2.3. Первичный таксономический анализ флоры г. Дивногорска 28
2.4. Экологический анализ флоры 30
2.5. Охраняемые растения во флоре г. Дивногорска 33
Выводы по главе 2 35
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 37
3.1. Разработка и реализация программы исследовательской
деятельности для студентов средних специальных учреждений 37
3.2. Организация педагогического эксперимента по внедрению
программы исследовательской деятельности способствующей формированию навыков проектной деятельности у студентов средних профессиональных учреждений 47
Выводы по главе 3 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение А 62
Приложение Б 66
Приложение В 73
В настоящее время в России осуществляется реформирование системы образования. Этот процесс обусловлен кризисом образования 90-х годов 20-го века. Сейчас образовательная система ориентируется прежде всего на развитие личности, адаптации к жизни в сложном социуме. Совершенствование учебного процесса идет в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.
Проектная деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей обучающихся.
Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования .
Способность к проектированию — один из параметров нового качества образования. Навыки и умения, полученные в ходе проектной деятельности, обучающиеся могут применять в дальнейшей учебе, профессиональной деятельности, сформированные умения помогают в решении сложных жизненных ситуаций, учат перестраиваться и ориентироваться в окружающем мире.
Проектную деятельность принято проводить по вопросам интересным обучающимся, заручившись их самостоятельным выбором. При этом исследование территории проживания для многих обучающихся является интересным тематическим полем для работы.
Дивногорск — небольшой город в Красноярском крае, с довольно недолгой историей. Систематических исследований флоры в рамках административных границ города не проводилось. Природные условия отличаются резко континентальным климатом и хорошей увлажненностью почв, за счет реки Енисей и его притоков. Эти факторы во многом определяют видовой состав флоры города .
Несмотря на возросший интерес к изучению флоры и растительности городских экосистем в Красноярском крае, растительный покров городов, кроме краевого центра, остается до сих пор практически неизученным. Особый интерес вызывают небольшие города, связанные с крупным краевым мегаполисом [Антипова, 2018], каковым является г. Дивногорск.
По причине «молодости» флора г. Дивногорска оставалась до сих пор никем не исследованной, не предпринимались попытки ее анализа.
Проектная деятельность в системе среднего профессионального образования (далее СПО) является важным звеном в процессе реализации экологического образования, а также позволяет осуществить перевод знаний и умений в компетенции и реализовать требования государственного стандарта образования в области формирования метапредметных умений и навыков. Поэтому для темы магистерской диссертации мы выбрали организацию и осуществление проектной деятельности по флоре при обучении биологии в системе СПО.
Актуальность проблемы организации проектной деятельности по флоре в рамках дисциплины «биология» определяется малой изученностью флоры города Дивногорска, природоохранной деятельностью, формированием экологически грамотной личности в процессе обучения и воспитания, развитию таких качеств обучающихся, как инициативность, способность к творчеству, выявление интересов и планирование деятельности для получения результатов.
...
1. Методические условия организации проектной деятельности подразделяются на 6 этапов (подготовительный, поисковой, аналитический, практический, презентационный), соответствующих в психологопедагогической литературе этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, осознанная обучающимся - поиск способов решения проблемы - решение - выводы.
2. В список охраняемых растений вошло семь видов редких растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края (2022), относящихся к семи семействам и девяти родам, один вид занесен в Красную книгу Российской Федерации.
3. На территории г. Дивногорска выявлено 305 видов сосудистых растений, относящихся к 203 родам и 67 семействам. Основу флоры (95,4%) составляют цветковые растения. Десять ведущих семейств охватывают 58,7 % видового состава флоры г. Дивногорска, все они представлены классом Magnoliopsida. В экологическом спектре г. Дивногорска преобладают мезофиты (73,1%).
4. Программа дополнительного образования по биологии включает в себя основы теоретических знаний проектной деятельности, формирование практических умений по созданию проектов и самостоятельную постановку целей на каждом этапе. Апробирована на базе КГБПОУ «Дивногорский медицинский техникум», фрагменты программы апробированы на базе КГБПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий».
1. Анищенко Л.В., Федяева В. В., Шишлова Ж. Н., Шмараева А. Н. Коллекция лекарственных и эфирномасличных растений ботанического сада ЮФУ // Вестник ВГУ, Серия: Химия. Биология. Фармация. Воронеж, 2010. №
2. С. 52-60.
2. Антипова Е.М., Антипова С.В., Яковенко А.А. История города
Дивногорска (Красноярский край) // Современные биоэкологические исследования Средней Сибири: материалы научно-практической
конференции «БИОЭКО». Красноярск, 25 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] / отв. за ред. Е.М. Антипова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. С. 5-8.
3. Антипова Е.М. Гербарий им. Л.М. Черепнина (KRAS) - ботанический музей КГПУ им. В.П. Астафьева // материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Музея геологии и землеведения КГПУ им. В.П. Астафьева, 110-летию со дня рождения Михаила Васильевича Кириллова, 110-летию Тунгусского феномена. Ответственный редактор М.В. Прохорчук; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. Том. Выпуск 13. С. 205-207.
4. Антипова Е.М., Енуленко О.В. Флора Сыдинской предгорной и Прибайтакской луговой степей: монография / Краснояр. гос. Пед. ун -т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 401 с.
5. Антипова Е.М., Кулешова Ю.В. Флора малых городов на примере г. Сосновоборска (Красноярский край, юг Средней Сибири) // Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока: Чтения памяти Л.М. Черепнина и материалы Шестой Всероссийской конференции с международным участием, посвященные 110-летию со дня рождения Л.М. Черепнина и 80-летию Гербария им. Л.М. Черепнина (KRAS) / отв. ред. Е.М. Антипова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 60.
6. Антипова Е.М., Чеботарева О.П. Флористические исследования г.
Абакана республики Хакасия // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы. Материалы 7-й международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения д.б.н., профессора С.М. Шиклеева и д.м.н., профессора, члена-корреспондента АМН СССР М.В. Сергиевского. Ответственные редакторы С.И. Павлов, А.С. Яицкий. Издательство: Самарский государственный социально
педагогический университет. Самара, 2018. С. 20-23.
7. Антипова Е.М., Чеботарева О.П., Зоркина Т.М. Обзор
флористических исследований г. Абакана республики Хакасия (вторая половина ХХ в.) // Современные биоэкологические исследования средней Сибири материалы научно практической конференции "БИОЭКО". Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева; Ответственный редактор Е.М. Антипова. Издательство: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева. Красноярск, 2018. С. 5-10.
8. Айвазян А. Г. Организация исследовательской деятельности студентов в условиях современного вуза. М.: НИЦ Инфра-М, 2014. 288 с.
9. Баранова А. А. Проектная деятельность в обучении студентов вуза // Смоленский педагогический вестник, 2015. № 2 (46). С. 24-29.
10. Бисенова Д. М. Проектное обучение как средство развития творческих способностей студентов // Сборник научных трудов СГЮА, 2016. Вып. 45. С. 146-151.
11. Благодарева Н. И. Использование проектной деятельности как средства развития познавательных возможностей студентов // Сибирский педагогический журнал, 2015. № 4 (58). С. 81 -85.
12. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 5 / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1971. 640 с.
13. Ваганова Н.О., Лопаткин В.М. Научно-исследовательская работа студентов в организациях среднего профессионального образования // Образование и наука. Екатеринбург, 2016. №5. С. 55-67.
14. Васильев В. А. Технологии проектной деятельности и методика обучения: учебно-методический комплекс . М.: НИЦ Инфра-М, 2015. 272 с.
15. Волохов М.С. Проектный метод в условиях меняющейся цивилизации // Среднее профессиональное образование. М., 2009. №12. С. 7174.
16. Габибова А.Р., Хусейнова М.Р., Габибова М.Р. Таксономический анализ прибрежной флоры р. Мехккури (Кайтагский район, Дагестан) и его ресурсный потенциал // Современные проблемы науки и образования. М., 2015. № 5. С. 50-57.
... всего 44 источников